Психологическая помощь детям с церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста для разработки системы комплексного коррекционно-психологического воздействия на детей раннего возраста с церебральным параличом.
Объект исследования: специфика общения ребенка с церебральным параличом раннего возраста.
Предмет исследования: изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста для разработки системы комплексного коррекционно-психологического воздействия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения особенной общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего
1.1. Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом
1.2. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом
1.3. Особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП раннего возраста
Глава 2. Психологическая помощь детям с церебральным параличом
2.1. Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
2.2. Основные методики коррекции развития для детей с церебральным параличом
2.3. Рекомендации родителям по лечебному уходу за детьми с церебральным параличом
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

исследование дичностных особенностей детей с ДЦП.docx

— 54.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения особенной общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего

1.1. Характеристика нарушений развития  у детей раннего возраста, страдающих  церебральным параличом

1.2. Речевые нарушения у дошкольников  с детским церебральным параличом

1.3. Особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП раннего возраста

Глава 2. Психологическая помощь детям с церебральным параличом

2.1. Логопедическая работа с детьми  с детским церебральным параличом

2.2. Основные методики коррекции  развития для детей с церебральным  параличом

2.3. Рекомендации родителям по лечебному уходу за детьми с церебральным параличом

Заключение

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы в отечественной и зарубежной психологии возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой и двигательной деятельности детей с церебральным параличом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При этом особенно тяжело страдают двигательные структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Среди всех форм ДЦП наиболее часто встречающейся является спастическая диплегия, которая отмечается более чем у 50% детей, страдающих церебральным параличом

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Но ранее психологическая диагностика и начало психологической коррекционной работы, особенно в первые 3 года жизни этих детей способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: пластичности мозга, чувствительности к стимуляции психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных функций.

Так, в раннем дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям формирования общения детей с детским церебральным параличом, так как по признанию многих психологов, психическое развитие детей данного возраста происходит именно в общении и наибольшее влияние оказывает общение ребенка с матерью.

Актуальность обусловила выбор темы исследования "Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста".

Разработанность проблемы: наибольший вклад в изучение данной проблемы внесли работы таких исследователей, как Э.С. Калижнюк, И.Ю.Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М.Мастюкова, Н.В.Симонова и др.

Изучению речевых нарушений у детей с церебральным параличом, которые занимают значительное место среди других патологических проявлений при ДЦП, посвящено также много отечественных и зарубежных исследований: Е.Ф.Архипова, Л.А.Данилова, М.В. Ипполитова, и др.

В то же время недостаточно разработаны ранние диагностические критерии выявления нарушений и адекватные методы их коррекции в раннем возрасте. Также до настоящего времени особенности формирования познавательной и речевой деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом изучены недостаточно. Не разработана поэтапная система по развитию двигательных, психических и речевых функций, и прежде всего, в семье ребенка. Есть лишь единичные работы, исследующие психологический статус матерей, имеющих детей с ДЦП, чего явно недостаточно, учитывая значимость ранней диагностики и лечения таких детей, а также воспитательную и терапевтическую роль родителей в развитие ребенка с ДЦП.

Цель исследования: изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста для разработки системы комплексного коррекционно-психологического воздействия на детей раннего возраста с церебральным параличом.

Объект исследования: специфика общения ребенка с церебральным параличом раннего возраста.

Предмет исследования: изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста для разработки системы комплексного коррекционно-психологического воздействия.

Гипотеза исследования: Дети с церебральным параличом в возрасте 1-3 лет представляют неоднородную группу по двигательным возможностям и уровню развития познавательной и речевой деятельности. Общение матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста должно предусматривать комплексную работу по развитию двигательной сферы (артикуляционной, общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук), познавательной и речевой деятельности, что позволит достичь наиболее полной компенсации отклонений развития.

Задачи исследования:

  1. проанализировать специальную литературу по проблеме развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте, их диагностики и коррекции в семье;
  2. дать характеристику нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом;
  3. изучить проблему коррекционной помощи детям с церебральным параличом;
  4. рассмотреть особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП раннего возраста;
  5. дать рекомендации по лечебному уходу за детьми с церебральными параличами в домашних условиях

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

    • изучение, теоретический анализ и обобщение специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
    • беседы с родителями, врачами, педагогами-воспитателями, инструкторами ЛФК, участвующими в коррекционной работе с детьми, а также с самими детьми;
    • педагогическое наблюдение в условиях свободной деятельности детей, на специальных занятиях.

Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения особенной общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста

1.1 Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом

 

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели.

Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: "Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц" [15].

В клинической и психологической литературе под данным термином "детские церебральные параличи" (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде [22].

Так, по утверждениям Бадалян Л.О., примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения [2].

Характерная черта детского церебрального паралича - нарушение психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями [17].

Детский церебральный паралич отличается большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.

В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие формы детских церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-астатической синдром ("вялая" форма детского церебрального паралича), гиперкинетическую форму. Рассмотрим их подробнее.

Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. У 70 – 80% детей отмечаются нарушения речи в форме спастико – паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже моторной алалии .

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон). Паретичные конечности отстают в росте от здоровых.

Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечет за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико – ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует, либо больной произносит, слоги и слова). Речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90 %) отмечается выраженная умственная отсталость.

При атонически - астатической форме детского церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и при ходьбе, тремор, гиперметрия (несоразмерность и чрезмерность движений). У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии: может иметь место алалия [18].

Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности.

По данным Л.О. Бадаляна, гиперкинезы представлены следующими формами:

  1. Хореический. Быстрые сокращения разных групп мышц. Они носят неритмичный, нескоординированный характер;
  2. Атетоз. Медленные, червеобразные, вычурные движения в мышцах;
  3. Торзионный спазм. Характеризуется возникающими при ходьбе штопорообразными движениями туловища;
  4. Лицевой гемиспазм. Периодически повторяющиеся сокращения мышц половины лица;
  5. Тремор. Дрожание вытянутых рук, туловища, головы;
  6. Тик. Насильственные однообразные движения отдельных групп лицевых мышц [2].

Речевые нарушения чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.

При всех формах детского церебрального паралича главной особенностью является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированностью, отставание других.

С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей и других высших корковых функций, имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков [5].

Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:

  • Раннюю;
  • Начальную резидуальную (восстановительную);
  • Позднюю резидуальную.

Ранняя стадия заболевания – первые 3-4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие дрожание конечностей, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц.

Вторая стадия заболевания - начальная резидуальная, для которой характерны задержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков.

Третья стадия, поздняя резидуальная, характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями (как обратимыми, так и необратимыми) и диагностируется обычно после 3-4 лет жизни ребенка.

При всей сложности клинических нарушений данного заболевания следует рассмотреть особенности психологического развития детей с церебральным параличом.

Информация о работе Психологическая помощь детям с церебральным параличом