Психологическая помощь тревожных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:18, доклад

Описание работы

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.А. Бодалев и других) ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями является тревожность и страхи детей (И.В. Дубровина, А.И. Захаров и другие).

Файлы: 1 файл

nerval.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ТРЕВОЖНЫМ ДЕТЯМ.

НЕРВАЛЬ Лидия Ивановна,

 педагог-психолог

МДОУ №10

 

Психологическое здоровье детей зависит  от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.А. Бодалев и других) ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями является тревожность и страхи детей (И.В. Дубровина, А.И. Захаров и другие).

Проблема детской тревожности  занимает одно из центральных мест и в нашем детском саду комбинированного вида № 10 «Теремок» г. Зеленогорска. В сентябре 2005 года были обследованы по тесту тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, шкале тревожности для дошкольников и проективной методике «Рисунок человека» дети средних, старшей и подготовительной группы детского сада. Согласно полученным данным только из 20 испытуемых детей старшей группы у 35% детей отмечался высокий уровень тревожности и у 30% - средний уровень тревожности.

Повышенная тревожность  влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Тревожный ребенок имеет  неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дизадаптации. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывает А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, является неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. При составлении социального паспорта семей детского сада в 09.2005 года мы имели: из 135 семей полные семьи составляли 58%, неполные 42% ( мамы - одиночки – 27%, родители в разводе -8%, опекуны -5%, в местах заключения -2%). В саду функционировало 5 круглосуточных групп.

Причиной детской тревожности  может быть отвержение, неприятие родителями, особенно матерью ребенка. Такие взаимоотношения  вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, ласке и защите.

Детская тревожность может  быть следствием и симбиотических отношений  с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

 В тех случаях,  когда воспитание основывается  на завышенных требованиях, с  которыми ребенок не в силах  справиться или справляется с  трудом, тревожность может вызываться  боязнью не справиться, сделать  не так, как нужно. Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми.

 Тревожность ребенка  может вызываться и особенностями  взаимодействия воспитателя с  ребенком, превалированием авторитарного  стиля общения или непоследовательности  требований и оценок. В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности.

Как было сказано выше, довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, боязни браться за новое задание. При исследовании связи самооценки и уровня тревожности Э.В. Шлязовой было выявлено «… в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих…». Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Согласно мнению В. Окледер, повышение тревожности ребенка происходит вследствие отсутствия адекватного, объективного и осознанного образа собственного «Я». Адекватная самооценка позволяет гармонизировать личность, оптимизировать тревожные реакции, а также повысить устойчивость личности к внешней ситуации неопределенности. Иначе говоря, адекватная самооценка является фактором устойчивости к неопределенности, а значит и снижения тревожности.

Неблагоприятная социальная среда, в которой находятся многие наши воспитанники, значительным образом  негативно влияет на самоощущение и  самовосприятие ребенка, на увеличение тревожности. Становление самосознаня  у детей, воспитывающихся вне семьи и детей, длительное время лишенных общения с родителями, проходит в своем развитии некоторые стадии не свойственные ребенку из благополучной семьи. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни, будет способствовать самопознанию и самосознанию себя как полноценной личности.

Учитывая ежегодное увеличение тревожных детей в нашем детском саду и недостаточно продуктивное использование родителями и воспитателями методов и приемов по снижению уровня тревожности детей, мною была разработана и апробирована программа «Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста игровыми методами».

Цель программы: Через создание средствами игровой деятельности условий по преодолению или снижению тревожности детей  предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов.

В процессе организации  коррекционно-развивающих занятий  осуществлялось решение следующих задач:

  • Охрана и укрепление психофизического здоровья детей через личностно-ориентированное взаимодействие с ними;
  • Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей посредством концентрации внимания на тех видах деятельности, которые приносят ребенку удовольствие и предоставляет возможность самореализации и самоутверждения;
  • Развитие творческих возможностей ребенка по освоению новых ресурсов собственного «Я», его смыслов и переживании;
  • Создание условий, обеспечивающих развитие способности к адекватному реагированию на возникающие неблагоприятные ситуации; обучение конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.);
  • Трансформация стереотипа негативного самоощущения ребенка;
  • Гармонизация взаимоотношений детей и родителей через осуществление активных форм взаимодействия.

Программа носит характер игровой  деятельности и включает: изобразительную деятельность (тематическое и свободное рисование); театральную деятельность (психогимнастические этюды, обыгрывание художественных текстов имитационные игры и т.п.); речевую деятельность (беседы и проблемные ситуации, словесные игры)» подвижные игры и т.д. Существенной частью программы составляли игровые упражнения, направленные на развитие самосознания тревожных детей и в частности, на формирование адекватной самооценки. В старшем дошкольном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей. Исходя из этого, я включала в занятия игровые упражнения, направленные на снятие (или некоторое снижение) депривации данных звеньев самосознания: на гармонизацию осознания имени, на повышение самоуважения ребенка, самосознание, развитие спонтанности, на улучшение взаимопонимания с окружающими, стимуляцию гуманных чувств к самому себе, на гармонизацию притязания на успехи и т.п.

Реализация программы проводилась  в трех направлениях: педагог-психолог—дети; педагог-психолог — родители; педагог-психолог—воспитатели.

Программа состоит из трех этапов:

1 этап – ориентировочный, направленный на снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений групповой сплоченности. Количество занятий: 3-5.

2 этап – реконструктивный, направленный  на стимулирование бессознательных  переживаний у ребенка, оказание помощи справиться с событиями окружающей действительности, вызывающими тревожность. Реконструктивный этап предполагает формирование у детей системы оценок, используемых в качестве отправных критериев самооценки. Особым образом организованная игровая деятельность, при которой (посредством создания проблемной ситуации) возникает потребность в самореализации, «самодвижении», позволяет «включить» внутренние механизмы личностно значимой мотивации. На данном этапе формируются умения отреагировать негативные образы. Продолжительность этапа: 20-25 занятий.

3 этап – закрепляющий, направленный  на закрепление умения продуктивного  реагирования в проблемных ситуациях,  умения конструктивными способами управлять своим поведением, совершенствование коммуникативных навыков. Продолжительность этапа: 10-12 занятий.

Количество занятий для каждого  ребенка определялось индивидуально  и зависело, во-первых, от специфики  выявленных девиаций в развитии, степенью и выраженностью тревожности; во-вторых, индивидуальным темпом освоения деятельности.

Опираясь на специфику возраста и особенности проведения коррекционно-развивающих  занятий с детьми, я выстроила  следующую схему занятий:

  1. Ритуал встречи.
  2. Собственно игровая деятельность и самовыражение детей.
  3. Анализ   (или самоанализ) занятия.
  4. Ритуал прощания.

Для обеспечения адекватной социальной поддержки достижений ребенка проводилась  специальная работа в двух взаимосвязанных  направлениях:

    • работа с родителями и
  •      работа с воспитателями.  Целью работы в этих направлениях являлось повышение уровня общей и психолого-педагогической культуры взрослых, расширение знаний об особенностях и методах работы с тревожным ребенком. Оказывалась консультативная помощь по проблемам семейного и общественного воспитания. В работе использовала различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, информацию в «Уголках родителей», беседы,  семинары-практикумы, тренинговые формы работы.

В результате внедрения программы  «Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста игровыми методами» с 09.2005 года по 05.2006 год я получила следующие результаты: уровень тревожности снизился у 42 % детей (5 человек из 13). Дети стали более уверенными в себе, повысилась их самооценка. Судя по высказываниям родителей и воспитателей, они свободнее стали выражать свое эмоциональное состояние, делиться своими личными проблемами, переживаниями. Значительно улучшились их коммуникативные навыки. В рисунках детей стали преобладать позитивные цвета и тематика.

 В тоже время необходимо  отметить, что на получение более высоких результатов повлияли факторы:

1. отстраненность некоторых родителей  от воспитательно-образовательного  процесса;

2. эмоциональное отвержение ребенка  со стороны родителей; конфликты  между родителями, причины которых  оказываются непонятными ребенку и вызывают у него чувство собственной вины; психологический стресс, возникающий вследствие потери членов семьи (развод или смерть);

3. условия проживания и воспитания в группе круглосуточного пребывания ребенка в детском саду.

 Библиография.

  1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001.-752с.: ил.
  2. Лаврентьева Т.В. Психолог в детском учреждении: методические рекомендации в практической деятельности. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. Пособие/ Я.Л. Коменский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.: под ред. Я.Л. Коменского. – МН: 1997г.-237с.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996.-208с., ил.
  5. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: Академия развития, 1996 -204с., ил.
  6. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.-М.: Генезис, 2—3 -176с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологическая помощь тревожных детей