Психологическая помощь женщинам, пострадавших от внутрисемейного насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:44, реферат

Описание работы

Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Астраханский Государственный Университет.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Астраханский  Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему :

« Психологическая  помощь женщинам,

пострадавших  от внутрисемейного насилия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. В процессе реабилитации им рекомендуется предлагать следующие установки:

- Насилие ни в какой форме, и ни при каких обстоятельствах не может быть приемлемым в интимных отношениях.

- Насилие - это социальная проблема. Женщина, подвергающаяся насилию, потенциально способна заботиться о себе и своих детях, опираясь на общественную поддержку. Ответственность за насилие лежит на агрессоре, но не на человеке, испытавшем насилие.

Люди, испытавшие семейное насилие, нуждаются в поддержке  и информации для самостоятельного принятия решений. Специалист, пытающийся «спасти» такого человека, решить за него проблемы лишь усугубляет его чувство  вины и беспомощности.

При проведении групповых форм работы обязанность  психотерапевта, в первую очередь, обеспечить взаимоуважение, уверенность, доверие  и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность  для того, чтобы рассмотреть проблему насилия более подробно. Необходимо не просто обсуждать значимые события, факты, но и говорить о чувствах, переживаниях в прошлом и настоящем, обсуждать конкретные планы действия. В процессе работы необходимо:

обеспечивать  связанность высказываний. Важно  спрашивать мнение участниц об услышанном, объединять одно высказывание с другим, резюмировать. В этом случае появляется ощущение целостности группового процесса;

использовать прием «зеркало», то есть отражать сказанное той или  иной участницей, перефразируя и уточняя;

- направлять ход мыслей членов группы в соответствии с базовой установкой, целью, переориентируя ход дискуссии. У ведущей два «заказчика» - это каждый член группы в отдельности и группа в целом;

- стимулировать группу, предлагая  вопросы «как?», а не «почему?».  Вопрос о решении проблемы ведущая переадресует группе.

При групповой  работе обсуждаются следующие основные семь тем:

. насилие в семье (циклы  насилия и влияние насилия  на женщину и детей);

. самозащита и план  действий;

. самооценка;

. отношения между людьми, созависимость;

. сексуальная зависимость;

. родительская семья,  проблемы родительской семьи.

Женщина не всегда готова к  обсуждению и работе в когнитивном  стиле, так как часто впадает  в отчаяние, например, вспоминая  родительскую семью. Отчаяние следует  заменить надеждой, напоминая группе о том, что только сам человек отвечает за свою судьбу и за свою жизнь.

В некоторых случаях работа с женщинами, пострадавшими от различных  форм внутрисемейного насилия, более  эффективными методами реабилитационной работы является включение в арт-терапевтические группы.

Как известно, травматический опыт не всегда поддается словесному описанию. Изобразительное творчество облегчает доступ к подавленным  в результате травмы чувствам, восстанавливает  самоуважение и дарит положительные эмоции. В изобразительной деятельности часто выплескиваются агрессивные тенденции, что прерывает новый цикл насилия. Для женщин, которые собрались вместе с целью перейти от старого образа жизни к новому, более здоровому, процесс творческого самовыражения является отличным инструментом, позволяющим справиться с переменами.

Основными задачами арт-терапевтической  группы являются усиление позиции женщин, работа с чувством страха, гнева, повышение  самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим.

Каждая женщина знает, что все присутствующие в группе имеют схожий травматический опыт. Задачей ведущей является создание как можно более безопасного  пространства. Это несложно, если все  женщины проходили предварительные консультации и испытывают доверие к кризисному центру и его сотрудницам. Кризисный центр часто является для них тем местом, где они чувствуют себя более безопасно, чем в реальной обыденной жизни. Поэтому при создании подобных групп целесообразна предварительная работа: очное консультирование, психотерапия, встречи с юристами.

При обсуждении групповых  правил обязательно обсуждаются  нормы, связанные с безоценочными  суждениями в отношении друг друга  и изобразительных работ каждого. Предлагаются также следующие нормы: можно не комментировать свои работы, если нет желания, или вообще не работать над каким-то упражнением. Группа может использовать в качестве инструментов пастельные мелки с возможностью широкого выбора различных цветовых оттенков, акварель, гуашь, фломастеры, цветную бумагу, журнальные картинки для коллажей и др. Любое из предлагаемых упражнений можно выполнять на бумаге различного цвета. Если работа не нравиться автору, можно взять другой лист и начать сначала. Желательно, чтобы каждая из участниц имела свои папки, где хранились бы работы в течение всего срока занятий группы.

Некоторые упражнения могут проделываться дважды - вначале  и конце работы группы. Например: одно из упражнений, где необходимо изобразить себя в виде растения на том или ином этапе развития. Участницы могли видеть динамику мгновенного состояния. В начале работы группы, женщины чаще всего изображают себя в виде сломанного растения или комнатного растения в цветочном горшке. В конце работы группы, нередко можно видеть ярко выраженную положительную динамику из самочувствия и самоощущения. Женщины изображают себя в виде деревьев с плодами, с живыми зелеными ветками. Особый терапевтический и эмоциональный эффект достигается после того, как женщины сами находят свои прежние рисунки в папках и сравнивают их.

Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную  с особенностями индивидуальной травмы и в зависимости от групповой  динамики.

Занятия целесообразно  вести в течение пяти-семи недель по три часа в неделю, о чем сообщается группе в начале занятий. По желанию можно продолжить работу в следующем цикле арт-терапевтических занятий.

Особенностью  занятий является обсуждение собственных  рисунков, во время которого женщины, с одной стороны, имеют возможность увидеть схожие чувства у других участниц, с другой стороны, у консультанта есть возможность дать информацию о чувстве вины, беспомощности, ощущению безвыходности и других состояниях. Женщины имеют возможность обсудить эту тему. Для облегчения контактов женщин между собой, необходимо в начале каждого занятия дать возможность через изо-деятельность найти в себе потенциал для выражения тех сложных чувств, с которыми они пришли на занятия: это упражнения, не касающиеся травматического опыта, а наоборот, связанные с теми периодами жизни, ситуациями, когда женщины были в безопасности. Эти упражнения могут выполняться под музыкальное сопровождение с закрытыми глазами, левой рукой и обычно очень нравятся женщинам и помогают им почувствовать себя сильнее.

Уместны упражнения в начале тренинговых занятии  на групповую сплоченность, где участницы  группы на одном большом листе  бумаги, все вместе рисуют свои представления, например о безопасности.

Ожидания от занятий в группе тоже выражаются изо-средствами и обсуждаются.

При работе со страхами, женщины графически рисуют пирамиду страхов, которые расположены по степени возрастания, и каждому  страху присваивается свой цвет. У  многих женщин в группе появились  одинаковые страхи, это страхи, связанные  с собственной безопасностью и безопасностью детей, страх нищеты, страх одиночества. Многие указывали на страх общения с другими мужчинами.

У женщин, подвергшихся внутрисемейному насилию, нарушаются отношения с родственниками, детьми, сослуживцами, часто они оказываются в эмоциональной изоляции. Чувства к партнеру варьируются от страха и гнева до привязанности, и даже любви. Некоторые женщины хотели бы наказать партнера, некоторые считают, что он сам себя наказывает своим поведением. На занятиях необходимо помочь женщинам выразить свои чувства и принять их, так как многие считают неприемлемым выражать свой гнев. Таким образом, при работе с чувствами при помощи арт-технологий необходимо помочь женщине выразить свои чувства и принять их.

Большую роль в  этом блоке играет обсуждение в группе своих работ.

Следующим этапом является поиск внешних ресурсов, связанных с людьми, которые могут  оказать поддержку женщине, подвергшейся домашнему насилию. Часто эта  работа заключается и в выявлении  антиресурсов, то есть позиции родственников, близких знакомых по отношению к пострадавшей. В этом блоке возможна работа с представлением женщин об идеальной женщине, матери, идеальном мужчине, об идеальных отношениях, семье, любви и других мифологемах.

Цикл занятий  завершают упражнения на видение будущего, построение «линии жизни», обсуждение перспектив, построение планов. Предлагаемое упражнение может носить как материальный, так и моральный, психологический характер.

Тренинг уверенного поведения и самозащиты, который  проводится при завершении психологического сопровождения, основывается на предъявлении модели желательного поведения и систематическом повторении навыков коммуникации вплоть до их закрепления. Методический прием «расскажи - покажи - сделай» предполагает, что ведущий тренинга объяснит смысл конструктивного реагирования на грубость и насилие, продемонстрирует его в игровой ситуации и предложит участникам группы повторить подобное поведение. Для снижения напряжения в группе создается непринужденная атмосфера с помощью разминочных игр и дискуссий.

Психологические условия  консультирования включают объективную  и субъективную готовность клиентки к решению проблем в сотрудничестве с консультантом и готовность консультанта оказать помощь, а также  создать особые отношения с клиенткой. Готовность клиентки к консультированию включает соответствующую мотивацию, доверие к специалисту и достаточно развитое самосознание, необходимое для планируемых форм сопровождения. Готовность консультанта к работе проявляется в безусловном принятии клиентки, готовности к личному изменению и умению входить в специальное состояние, роль, а также выходить из нее по окончании сессии. Если клиентка вызывает антипатию либо другие неподходящие или сильные чувства, следует либо изменить свое отношение с помощью глубокой проработки, либо найти другого специалиста.


Информация о работе Психологическая помощь женщинам, пострадавших от внутрисемейного насилия