Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:44, реферат
Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов.
Астраханский Государственный Университет
Реферат на тему :
« Психологическая помощь женщинам,
пострадавших от внутрисемейного насилия»
Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. В процессе реабилитации им рекомендуется предлагать следующие установки:
- Насилие ни в какой форме, и ни при каких обстоятельствах не может быть приемлемым в интимных отношениях.
- Насилие - это социальная проблема. Женщина, подвергающаяся насилию, потенциально способна заботиться о себе и своих детях, опираясь на общественную поддержку. Ответственность за насилие лежит на агрессоре, но не на человеке, испытавшем насилие.
Люди, испытавшие семейное насилие, нуждаются в поддержке и информации для самостоятельного принятия решений. Специалист, пытающийся «спасти» такого человека, решить за него проблемы лишь усугубляет его чувство вины и беспомощности.
При проведении групповых форм работы обязанность психотерапевта, в первую очередь, обеспечить взаимоуважение, уверенность, доверие и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность для того, чтобы рассмотреть проблему насилия более подробно. Необходимо не просто обсуждать значимые события, факты, но и говорить о чувствах, переживаниях в прошлом и настоящем, обсуждать конкретные планы действия. В процессе работы необходимо:
обеспечивать связанность высказываний. Важно спрашивать мнение участниц об услышанном, объединять одно высказывание с другим, резюмировать. В этом случае появляется ощущение целостности группового процесса;
использовать прием «зеркало», то есть отражать сказанное той или иной участницей, перефразируя и уточняя;
- направлять ход мыслей членов группы в соответствии с базовой установкой, целью, переориентируя ход дискуссии. У ведущей два «заказчика» - это каждый член группы в отдельности и группа в целом;
- стимулировать группу, предлагая
вопросы «как?», а не «почему?»
При групповой работе обсуждаются следующие основные семь тем:
. насилие в семье (циклы насилия и влияние насилия на женщину и детей);
. самозащита и план действий;
. самооценка;
. отношения между людьми, созависимость;
. сексуальная зависимость;
. родительская семья, проблемы родительской семьи.
Женщина не всегда готова к обсуждению и работе в когнитивном стиле, так как часто впадает в отчаяние, например, вспоминая родительскую семью. Отчаяние следует заменить надеждой, напоминая группе о том, что только сам человек отвечает за свою судьбу и за свою жизнь.
В некоторых случаях работа с женщинами, пострадавшими от различных форм внутрисемейного насилия, более эффективными методами реабилитационной работы является включение в арт-терапевтические группы.
Как известно, травматический опыт не всегда поддается словесному описанию. Изобразительное творчество облегчает доступ к подавленным в результате травмы чувствам, восстанавливает самоуважение и дарит положительные эмоции. В изобразительной деятельности часто выплескиваются агрессивные тенденции, что прерывает новый цикл насилия. Для женщин, которые собрались вместе с целью перейти от старого образа жизни к новому, более здоровому, процесс творческого самовыражения является отличным инструментом, позволяющим справиться с переменами.
Основными задачами арт-терапевтической группы являются усиление позиции женщин, работа с чувством страха, гнева, повышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим.
Каждая женщина знает,
что все присутствующие в группе
имеют схожий травматический опыт.
Задачей ведущей является создание
как можно более безопасного
пространства. Это несложно, если все
женщины проходили
При обсуждении групповых
правил обязательно обсуждаются
нормы, связанные с безоценочными
суждениями в отношении друг друга
и изобразительных работ
Некоторые упражнения могут проделываться дважды - вначале и конце работы группы. Например: одно из упражнений, где необходимо изобразить себя в виде растения на том или ином этапе развития. Участницы могли видеть динамику мгновенного состояния. В начале работы группы, женщины чаще всего изображают себя в виде сломанного растения или комнатного растения в цветочном горшке. В конце работы группы, нередко можно видеть ярко выраженную положительную динамику из самочувствия и самоощущения. Женщины изображают себя в виде деревьев с плодами, с живыми зелеными ветками. Особый терапевтический и эмоциональный эффект достигается после того, как женщины сами находят свои прежние рисунки в папках и сравнивают их.
Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную с особенностями индивидуальной травмы и в зависимости от групповой динамики.
Занятия целесообразно вести в течение пяти-семи недель по три часа в неделю, о чем сообщается группе в начале занятий. По желанию можно продолжить работу в следующем цикле арт-терапевтических занятий.
Особенностью занятий является обсуждение собственных рисунков, во время которого женщины, с одной стороны, имеют возможность увидеть схожие чувства у других участниц, с другой стороны, у консультанта есть возможность дать информацию о чувстве вины, беспомощности, ощущению безвыходности и других состояниях. Женщины имеют возможность обсудить эту тему. Для облегчения контактов женщин между собой, необходимо в начале каждого занятия дать возможность через изо-деятельность найти в себе потенциал для выражения тех сложных чувств, с которыми они пришли на занятия: это упражнения, не касающиеся травматического опыта, а наоборот, связанные с теми периодами жизни, ситуациями, когда женщины были в безопасности. Эти упражнения могут выполняться под музыкальное сопровождение с закрытыми глазами, левой рукой и обычно очень нравятся женщинам и помогают им почувствовать себя сильнее.
Уместны упражнения в начале тренинговых занятии на групповую сплоченность, где участницы группы на одном большом листе бумаги, все вместе рисуют свои представления, например о безопасности.
Ожидания от занятий в группе тоже выражаются изо-средствами и обсуждаются.
При работе со страхами, женщины графически рисуют пирамиду страхов, которые расположены по степени возрастания, и каждому страху присваивается свой цвет. У многих женщин в группе появились одинаковые страхи, это страхи, связанные с собственной безопасностью и безопасностью детей, страх нищеты, страх одиночества. Многие указывали на страх общения с другими мужчинами.
У женщин, подвергшихся внутрисемейному насилию, нарушаются отношения с родственниками, детьми, сослуживцами, часто они оказываются в эмоциональной изоляции. Чувства к партнеру варьируются от страха и гнева до привязанности, и даже любви. Некоторые женщины хотели бы наказать партнера, некоторые считают, что он сам себя наказывает своим поведением. На занятиях необходимо помочь женщинам выразить свои чувства и принять их, так как многие считают неприемлемым выражать свой гнев. Таким образом, при работе с чувствами при помощи арт-технологий необходимо помочь женщине выразить свои чувства и принять их.
Большую роль в этом блоке играет обсуждение в группе своих работ.
Следующим этапом является поиск внешних ресурсов, связанных с людьми, которые могут оказать поддержку женщине, подвергшейся домашнему насилию. Часто эта работа заключается и в выявлении антиресурсов, то есть позиции родственников, близких знакомых по отношению к пострадавшей. В этом блоке возможна работа с представлением женщин об идеальной женщине, матери, идеальном мужчине, об идеальных отношениях, семье, любви и других мифологемах.
Цикл занятий завершают упражнения на видение будущего, построение «линии жизни», обсуждение перспектив, построение планов. Предлагаемое упражнение может носить как материальный, так и моральный, психологический характер.
Тренинг уверенного поведения и самозащиты, который проводится при завершении психологического сопровождения, основывается на предъявлении модели желательного поведения и систематическом повторении навыков коммуникации вплоть до их закрепления. Методический прием «расскажи - покажи - сделай» предполагает, что ведущий тренинга объяснит смысл конструктивного реагирования на грубость и насилие, продемонстрирует его в игровой ситуации и предложит участникам группы повторить подобное поведение. Для снижения напряжения в группе создается непринужденная атмосфера с помощью разминочных игр и дискуссий.
Психологические условия
консультирования включают объективную
и субъективную готовность клиентки
к решению проблем в
Информация о работе Психологическая помощь женщинам, пострадавших от внутрисемейного насилия