Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 01:24, отчет по практике

Описание работы

Целями учебно-ознакомительной практики являются:
- познакомиться со спецификой работы психолога в условиях социально-педагогического центра;
- закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний;
- приобретение первичных профессиональных умений, навыков и опыта.
учебно-ознакомительной практики являются:
- формирование представлений студентов относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………….……………………………..3
1Основная деятельность психолога в социально-педагогическом центре………...….4
Основные направления деятельности психолога на 2012 год…………………………8
Заключение……………………………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Богатыренко.Д.В Отчёт по практике.doc

— 971.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

МПЦ (Светлогорская Орбита СГА)

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Психология

Тема

Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского  попечительства

Фамилия студента

Богатыренко

Имя студента

Диана

Отчество студента

Васильевна

№ контракта

29100090701003

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику


 

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………………..3

1Основная деятельность психолога в социально-педагогическом центре………...….4

Основные направления  деятельности психолога на 2012 год…………………………8

Заключение……………………………………………………………………………....12

Приложения…………………………………………………….……………………..….14

Введение

Я, Богатыренко Диана  Васильевна, проходила практику на базе ГУО «Социально - педагогического центра города Светлогорска». Продолжительность практики 2 недели (80 часов), с 6.07.2012 г по 19.07.2012 г.

Целями учебно-ознакомительной  практики являются:

    -   познакомиться со  спецификой работы  психолога в условиях социально-педагогического центра;

   -   закрепление, расширение  и углубление полученных теоретических  знаний;

   -    приобретение первичных  профессиональных умений, навыков  и опыта.

учебно-ознакомительной практики являются:

- формирование представлений студентов относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности;

- подготовка студентов к осознанному  и углубленному изучению общих  профессиональных и специальных  дисциплин;

- освоение студентами практических  профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамках избранной специальности;

- получение первоначальных практических  навыков в решении конкретных  проблем.

В ходе практики познакомилась с  особенностями работы психолога  в условиях социально-педагогического центра, планом работы психологической службы, а также мною были выполнены работы и задания по следующим направлениям:

Изучение нормативной базы.

Психодиагностика.

Коррекционно-развивающая работа.

Консультирование.

Психологическая профилактика.

Психологическое просвещение.

Основная часть

1 Основная деятельность психолога в социально-педагогическом центре

План психологической работы с воспитанниками  на разных этапах, содержит следующие направления работы: диагностическое, консультативное, просветительское, профилактическое, коррекционно-развивающее (дети, имеющие различные варианты каких-либо отклонений), организационно-методическое, экспертное, а также составляется план на каждый месяц.

План работы психолога  на 2012г.

Цели:

  1. Оказание комплексной психологической поддержки детям, нуждающимся в социально-психологической помощи и реабилитации, изменение их статуса в семье, коллективе сверстников, обществе.
  2. Оказание психологической помощи родителям, находящимся на реабилитации в социально-педагогическом центре, в разрешении сложных жизненных ситуаций.

Задачи:

    1. организация индивидуально - ориентированной психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации;
    2. психологическое обеспечение конструктивного развития личности несовершеннолетнего, укрепления его психологического здоровья, социальной адаптации, профессионального самоопределения и реализации творческого потенциала;
    3. психологическое просвещение несовершеннолетних, родителей, педагогов;
    4. профилактическая, коррекционная и консультативная работа с несовершеннолетними и членами их семей по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    5. патронат несовершеннолетних, находившихся в трудной жизненной ситуации, после их возвращения в семьи.

Психолог в социальном педагогическом центре должен вести следующую документацию:

  1. План работы на год.
  2. План работы на текущий месяц.
  3. «Положение о психологической службе образования» приказ от 22.10.99. №636.
  4. «Положение о психолого-педагогической службе в приюте»
  5. Инструктивное письмо МП РФ от 01.03.99. «Об использовании рабочего времени педагогом-психологом в социальном центре».
  6. Должностная инструкция.
  7. «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии».
  8. «Положение о психолого-педагогическом консилиуме».
  9. Направления работы психолога в социальном центре.
  10. Методический комплекс.
  11. Самоанализ урока.
  12. План психологического анализа урока.
  13. Положение об индивидуальных занятиях.
  14. Положения о факультативных занятиях.
  15. Положение о групповых занятиях.

Психолог должен знать:

естественнонаучные  основы психологии;

общую, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию  и психологию труда, психологию развития личности;

методологию психологии, методы психологии и математической обработки результатов исследований, экспериментальную психологию;

психодиагностику, тестовые методики, диагностику и  коррекцию эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;

положение о  психологической службе, этический  кодекс психолога, нормативные документы об образовании;

юридическую документацию, относящуюся к правам ребенка, родителей  и педагогов.

Психолог обязан:

- обеспечивать и поддерживать  психологическое здоровье и развитие личности воспитанников;

- по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности воспитанников на протяжении всего периода обучения;

- оказывать помощь воспитанникам в процессе адаптации;

- выявлять и предупреждать  возможные нарушения в становлении и развитии личности учащихся посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;

- оказывать психологическую помощь и поддержку воспитанникам, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

- оказывать психологическую  помощь и поддержку педагогам и воспитанникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

- участвовать в формировании  здоровьесберегающих образовательных  технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в среде;

- содействовать развитию  профессионально-значимых качеств и социальной зрелости воспитанников;

- содействовать предупреждению  возможных асоциальных действий воспитанников, осуществлять коррекцию асоциального поведения воспитанников; психологическая служба

- повышать психолого-педагогическую  компетентность педагогов, воспитанников и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;

- участвовать в планировании и разработке развивающих и

психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников;

- содействовать творческому развитию одаренных воспитанников;

- консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития воспитанников;

- консультировать воспитанников по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

 - осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;

- систематически повышать  собственную профессиональную компетентность  и квалификацию.

 

 

2 Основные направления деятельности психолога на 2012 год

План работы психолога  в социально-педагогическом центре на 2012 год.

Основные направления  деятельности:

п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

 

Психологическая диагностика

 

1

Изучение процесса адаптации вновь прибывших воспитанников детского социального приюта.

по мере пребывания новых  воспитанников

2

Исследование особенностей познавательной, эмоциональной и  мотивационной сферы несовершеннолетних.

в течение года

3

Определение индивидуально-типологических особенностей (типа темперамента, акцентуаций характера, уровня притязаний, самооценки, способности к самоуправлению, саморегуляции и самоконтролю, ценностных ориентаций) несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

в течение года

4

Выявление условий семейного воспитания, внутрисемейной обстановки и состояния детско-родительских отношений.

в течение года

5

Изучение личностных особенностей, родительских установок и реакций  у кандидатов в усыновители.

по мере обращения  кандидатов в усыновители

 

Коррекционно-развивающая работа

 

1

Индивидуальные, групповые (подгрупповые) коррекционно-развивающие  занятия с воспитанниками ДСП  дошкольного возраста с целью  развития познавательных процессов, высших форм игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр). Формирование базового доверия к миру, коррекции неадекватного переживания и выражения эмоций, детских страхов, эгоцентризма, упрямства, негативизма, обидчивости, снижения эмоционального напряжения.

в течение года согласно циклограмме (по мере необходимости на основе анализа результатов диагностики)

2

Индивидуальные, групповые (подгрупповые) коррекционно-развивающие  занятия с воспитанниками ДСП  младшего школьно возраста, направленные на развитие интеллектуально-познавательных функций, познавательного интереса, коммуникативных качеств, коррекцию неадекватной, неустойчивой самооценки, высокой тревожности, детских страхов, недостатков нравственного воспитания.

в течение года согласно циклограмме (по мере необходимости на основе анализа результатов диагностики)

3

Индивидуальные, групповые (подгрупповые) коррекционно-развивающие  занятия с воспитанниками ДСП  подросткового возраста с целью  коррекции личностной незрелости, инфантилизма, беспечности, низкого уровня притязаний, раннего полового развития, акцентуаций характера, развития рефлексии, учебной мотивации. Формирование тендерной культуры, коммуникативных навыков, профилактики влечения к психотропным веществам.

в течение года согласно циклограмме (по мере необходимости на основе анализа результатов диагностики)

4

Индивидуальные коррекционные  беседы с «трудными» подростками.

в течение года по мере необходимости

5

Индивидуальная коррекционная  работа с несовершеннолетними (по запросу).

по мере необходимости

 

Психологическое консультирование

 

1

Консультирование родителей, находящихся на реабилитации в СПЦ  с цель:

-осознания ими собственных  проблем объективного и субъективного  характера, как основных причин  проблем ребёнка;

-развития психологической компетентности, культуры и другого.

в течение года

2

Индивидуальные и групповые  консультации несовершеннолетних по преодолению  трудностей в обучении, по вопросам самоопределения, личностного роста, налаживания взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

 

в течение года

3

Консультирование членов педагогического коллектива ДСП, УДО  № 8 и СШ № 1 с целью оптимизации  условий взаимодействия педагогов  с воспитанниками приюта, их родителями и другими членами семей. Оказание помощи в решении актуальных проблем психологического взаимодействия с каждым воспитанником, повышение психологической грамотности педагогов.

в течение года

4

Подготовка кандидатов в усыновители.

по мере обращения  кандидатов в усыновители

 

 Здоровьесберегающая  деятельность          

 

 

1

Организация дискуссий, групповых консультаций с воспитанниками ДСП с целью психопрофилактики  табакокурения, алкоголизма, наркоупотребления  и компьютерной зависимости.

ежеквартально

2

Выявление воспитанников  с суицидальным риском.

в течение года

3

Пропаганда ценностей жизни среди воспитанников ДСП.

в течение года

4

Повышение компетентности воспитателей и воспитанников ДСП, их родителей в области распознавания  признаков суицидального риска  и о необходимых действиях  в ситуации выявления суицидальных намерений через информационные стенды, интернет-сайт СПЦ, памятки, буклеты.

в течение года

 

Психологическая профилактика

 

1

Психологическое сопровождение  кризисных семей:

-посещение семей совместно  с педагогом социальным по  месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий проживания, наблюдения за взаимоотношениями между её членами;

-консультирование специалистов  СППС учреждений образования  о необходимости оказания помощи  кризисным семьям с целью восстановления  утраченных родительских функций, по вопросам постприютного сопровождения.

в течение года

2

Участие в работе клуба  «Путь в семью» для родителей, находящихся на реабилитации в СПЦ.

по мере необходимости

3

Организация психолого - педагогического сопровождения  воспитанников ДСП:

-наблюдение за воспитанниками приюта в школе, детском саду, свободной деятельности;

-организация обследований  воспитанников детского социального  приюта в ЦКРОиР;

-организация дообследования  воспитанников детского социального  приюта в Гомельской клинической  психиатрической больнице.

в течение года

 

 

 

по мере необходимости  согласно плану специалистов ЦКРОиР

 

 

Психологическое просвещение

 

1

Просвещение несовершеннолетних с целью повышения психолого-педагогической культуры личности (по вопросам защиты прав детей, о важности овладения навыками психологической саморегуляции в обучении и в общении).

в течение года

2

Психолого-педагогическое просвещение воспитателей ДСП.

в течение года

3

Психологическое просвещение  родителей по вопросам психологии семьи  и социальных взаимоотношений через памятки и буклеты.

в течение года

4

Размещение информации по психолого-педагогическому просвещению  родителей и воспитателей приюта на информационном стенде.

ежемесячно в течение  года

5

Размещение информации психологической направленности на интернет-сайте СПЦ для педагогов, родителе и несовершеннолетних.

в течение года при  создании интернет-сайта СПЦ

 

Научно-методическая работа

 

1

Участие на заседаниях районных методических объединений психологов.

по плану РОО

2

Подготовка вопросов на заседания районных методических объединений психологов, педсоветов и др.

по мере необходимости

3

Разработка программ коррекционно-реабилитационной помощи несовершеннолетним, тренингов, семинаров  и др.

в течение года

4

Разработка методических и практических рекомендаций для детей, родителей, лиц их заменяющих, педагогов, памяток, буклетов.

в течение года

 

5

Пополнение банка диагностических  методик, коррекционных программ, развивающих  игр и упражнений.

в течение года

6

Оформление тематических папок, стендов.

в течение года

7

Работа в библиотеке с научно-методической литературой, изучение новинок психологической  литературы, периодических изданий, нормативных правовых документов.

в течение года согласно циклограмме


 

Заключение

Во время проведения практики приобрела следующие умения и навыки:

-  составлять и вести  необходимую документацию психолога  (план работы на год, на неделю, описание хода психологической  диагностики и составление психологического  заключения);

- научилась разрабатывать   и проводить коррекционное занятие;

- поняла специфику  работы психолога в социально-педагогическом  центре.

Деятельность психолога  в социально-педагогическом центре позволяет более основательно вникнуть в жизнь воспитанников, максимально  содействовать развитию подрастающей личности, учитывая индивидуально - психологические особенности.

Проанализировав сделанную  мной работу в период учебно-ознакомительной  практики, можно сделать вывод, что  я выполнила поставленные цели и  задачи, а также выделить следующие  положительные моменты в работе:

  1. Высокий уровень оснащенности деятельности: наличие оборудованного кабинета с современными диагностическими и коррекционными средствами.
  2. Доброжелательные и доверительные отношения между воспитанниками и психологом.
  3. Высокий уровень эффективности работы психологической службы в данном учреждении.

Но выявлены и некоторые  негативные моменты:

  1. Невозможность проведения диагностической работы со всеми воспитанниками, слишком большое количество воспитанников.
  2. Как следствие, не все воспитанники могут своевременно получить квалифицированную помощь психолога.
  3. Многие опекуны не хотят или не могут ввиду большой занятости сотрудничать с психологом.

Для устранения вышеописанных  негативных моментов в работе можно  порекомендовать следующее:

  1. Взять на работу дополнительно одного или нескольких психологов для того, чтобы охватить весь объем воспитанников.
  2. Вести обучение психологическому сопровождению (особенно в сфере установления гармоничных взаимоотношений) педагогов, чтобы уменьшить нагрузку на психолога.

Прохождение учебно-ознакомительной  практики помогло мне составить  более полное и цельное представление  о структуре и функциях психологических  служб, и о содержании работы психолога  в социально-педагогическом центре.

Приложения

1

Информация о работе Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства