Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:39, реферат
Любая психологическая система деятельности формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Человек во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта; особенностей отдельных психических функций; нейродинамических качеств; свойств личности является исходной структурой, на основе которой формируется психологическая система деятельности. Для реализации отмеченной полифункциональности отдельные компоненты индивидуальной структуры человека должны при наличии определенных жестких морфологических и физиологических связей обладать относительной функциональной независимостью.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ХАРКТЕР;
2. МОТИВЫ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
3. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
5. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА;
6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Влияние процессов принятия решения на регуляцию профессиональной деятельности еще недостаточно изучено, что прежде всего обуславливается сложностью этих процессов. Попытка оценить эту сложность предпринята Г.М. Зараковским и В.Д. Магазаником, которые выделили три этапа в процессе принятия решения: интенционалъный, связанный с осознанием и переживанием ситуации неопределенности; операциональный (информационная подготовка решения), направленный на уменьшение неопределенности выбора и поиск критериев оптимизации выбора; санкционирующий, связанный с формированием уверенности в завершении информационной подготовки решения. Можно предположить, что для каждого этапа существуют свои показатели сложности: для первого – численное выражение неопределенности и значимости решения; для второго – длина алфавита сигналов, объем оперативного запоминания, величина потенциалов и обобщенность энграмм (следов памяти) и т. п.; для третьего – характер и сила переживаний, сложность «взвешивания» вероятностей достижения цели и т. д. Авторы обосновали комплекс показателей оценки указанных критериев сложности процессов принятия решений как один из механизмов регуляции деятельности.
Процессы принятия
решений являются одними из наиболее
сложных в регуляции
Следует добавить, что в зависимости от соотношения процессов выдвижения гипотез и их контроля принятие решения может быть импульсивным (выдвижение гипотез без контроля), с риском (с частичным контролем), осторожным (с чрезмерным контролем) и инертным (контроль подавляет выдвижение гипотез). Наименее эффективными являются импульсивный и инертный типы принятия решения. Использование того или иного приема принятия решения в определенной степени индивидуально обусловлено и зависит как от некоторых психологических особенностей личности субъекта, так и от стиля его деятельности, а также в значительной мере предопределяет успешность формирования профессиональной пригодности и уровень ее проявления в реальной деятельности.
Процесс выбора
правильного решения
- эффект «доступности» – предпочтение отдается решению, которое реализуется с наименьшей затратой сил;
- эффект «иллюзорной корреляции» – выбирается решение, которое успешно использовалось в прошлом (вроде бы в аналогичной ситуации);
- эффект «познавательного консерватизма» – в процессе принятия решения субъект не использует информацию о дополнительных обстоятельствах, настроившись уже на определенный выбор решения;
- эффект «познавательного радикализма» – на основе вновь поступившего сообщения, может быть недостаточно проверенного, субъект переоценивает решение и отдает предпочтение тому, которое связано с новым соотношением.
Необходимо отметить, что особенности процессов принятия решений, характер нарушений в этих процессах обуславливаются особенностями мотивов, целей, установок и программ деятельности, индивидуальными когнитивными и личностными характеристиками субъекта. Так же и выбор того или иного решения в проблемной ситуации отражается на характере функционирования перечисленных подсистем деятельности.
6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних психологических характеристик субъекта, в которых отражаются внешние специфические воздействия факторов конкретного трудового процесса, выступающих в форме профессиональных требований к личности. Кроме того, значение профессионально важных качеств в успешности освоения и реализации профессиональной деятельности определяется тем, что в них проявляются все основные характеристики структуры личности, определяющие психологические особенности системы деятельности: мотивационно-потребностные, когнитивные, психомоторные, эмоционально-волевые и др.
Изучению проблемы
развития отдельных профессионально важных качеств
и их структуры в деятельности, а также
формированию подсистемы ПВК посвящены
работы В.А. Бодрова, В.Л. Марищука,
В.Д. Шадрикова и В.Н.Дружинина, а также
их сотрудников. К основным результатам
этих исследований следует отнести прежде
всего полученные в экспериментах данные
о развитии отдельных профессионально
важных качеств у представителей ряда
профессии, и в частности, о гетерохронности
их изменений и неравномерности фаз развития,
о смене доминирующих качеств в процессе
освоения профессии, о структурировании
отдельных профессионально важных качеств
в их совокупность по мере профессионализации
и др. Установлено также, что вариативность
показателей уровня развития большинства
отдельных профессионально важных качеств
снижается в процессе профессионального
становления личности, а сопоставление
этих данных с известными закономерностями
нарастания индивидуальных различий от
ранних фаз к более поздним позволило
сделать вывод о развитии профессионально
важных качеств (способностей) именно
под влиянием требований деятельности.
Полученые данные о гетерохронности развития общих и специальных способностей, а выявленные особенности соотношения более общих и более специальных звеньев структуры профессионально важных качеств, связанные с содержанием конкретной деятельности, позволили В.Д. Шадрикову предположить, что «чем техничнее» деятельность, тем больше будут сдвинуты временные границы проявления фазы специализации в сторону младших возрастных периодов зрелости».
Важными с точки зрения проблемы взаимосвязи профессионально важных качеств и профессиональной пригодности являются результаты исследований по формированию психологической системы деятельности, в которых рассмотрен вопрос о приобретении профессионально важных качеств характеристик оперативности в процессе их развития в деятельности. Как отмечает автор, сущность процесса перехода от психических свойств к профессионально важным качествам заключается в перестройке операционных механизмов этих качеств в оперативные, отражающие требования самой деятельности.
Обобщая материалы исследований, можно сделать вывод о том, что подсистема профессионально важных качеств дифференцируется на психологические подсистемы действия и обеспечения производительности, качества и надежности деятельности (то есть подсистемы с процессуальной и результирующей ориентацией), которые формируются из наличных психических свойств субъекта деятельности. При этом одни и те же свойства могут входить в разные подсистемы, их оперативные проявления могут быть сходными или различными.
Состоятельность гипотезы В.Д. Шадрикова о том, что каждый из основных параметров эффективности деятельности обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств, подтвердили результаты проведенного нами лонгитюдного исследования индивидуально-психологических особенностей курсантов-летчиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любая профессиональная деятельность предстает перед человеком в форме нормативно-одобренного способа деятельности. В процессе освоения профессии человек "распредмечивает" нормативный способ, превращая его в индивидуальный способ деятельности. Внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование психологической системы деятельности на основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их реорганизации, переструктурирования исходя из мотивов деятельности, целей и условий.
Потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности являются исходной базой для формирования психологической системы деятельности.
Индивидуальные качества, из которых строится функциональная система, сами в процессе деятельности не остаются неизменными, а под влиянием требований деятельности приходят в движение, приобретая черты оперативности, тонкого приспособления к этим требованиям. Второй принцип, который необходимо отметить, — системность проявления индивидуальных качеств деятельности. Они выступают не изолированно, а объединяются в систему деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: