Психологическая система деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

Любая психологическая система деятельности формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Человек во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта; особенностей отдельных психических функций; нейродинамических качеств; свойств личности является исходной структурой, на основе которой формируется психологическая система деятельности. Для реализации отмеченной полифункциональности отдельные компоненты индивидуальной структуры человека должны при наличии определенных жестких морфологических и физиологических связей обладать относительной функциональной независимостью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ХАРКТЕР;
2. МОТИВЫ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
3. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
5. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА;
6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психологическая система деятельности.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Влияние процессов  принятия решения на регуляцию профессиональной деятельности еще недостаточно изучено, что прежде всего обуславливается сложностью этих процессов. Попытка оценить эту сложность предпринята Г.М. Зараковским и В.Д. Магазаником, которые выделили три этапа в процессе принятия решения: интенционалъный, связанный с осознанием и переживанием ситуации неопределенности; операциональный (информационная подготовка решения), направленный на уменьшение неопределенности выбора и поиск критериев оптимизации выбора; санкционирующий, связанный с формированием уверенности в завершении информационной подготовки решения. Можно предположить, что для каждого этапа существуют свои показатели сложности: для первого – численное выражение неопределенности и значимости решения; для второго – длина алфавита сигналов, объем оперативного запоминания, величина потенциалов и обобщенность энграмм (следов памяти) и т. п.; для третьего – характер и сила переживаний, сложность «взвешивания» вероятностей достижения цели и т. д. Авторы обосновали комплекс показателей оценки указанных критериев сложности процессов принятия решений как один из механизмов регуляции деятельности.

Процессы принятия решений являются одними из наиболее сложных в регуляции деятельности, в адекватном и эффективном управлении трудовыми процессами. В то же время  они имеют решающее значение в  определении направлений самой  деятельности, в реализации ее индивидуального стиля, в достижении ожидаемых или заданных результатов деятельности, что и обуславливает роль эффективных решений как критериев профессиональной пригодности специалистов.

Следует добавить, что в зависимости от соотношения  процессов выдвижения гипотез и их контроля принятие решения может быть импульсивным (выдвижение гипотез без контроля), с риском (с частичным контролем), осторожным (с чрезмерным контролем) и инертным (контроль подавляет выдвижение гипотез). Наименее эффективными являются импульсивный и инертный типы принятия решения. Использование того или иного приема принятия решения в определенной степени индивидуально обусловлено и зависит как от некоторых психологических особенностей личности субъекта, так и от стиля его деятельности, а также в значительной мере предопределяет успешность формирования профессиональной пригодности и уровень ее проявления в реальной деятельности.

Процесс выбора правильного решения ситуационной задачи представляется как процесс  обсуждения актуальных вариантов ее решения и «сводится к взвешиванию и сопоставлению ожидаемых от них уровней положительных и негативных результатов и вероятностей их реализации». При этом имеет место ряд психологических эффектов, склоняющих субъектов к ошибочным выборам:

- эффект «доступности» – предпочтение отдается решению, которое реализуется с наименьшей затратой сил;

- эффект «иллюзорной корреляции» – выбирается решение, которое успешно использовалось в прошлом (вроде бы в аналогичной ситуации);

- эффект «познавательного консерватизма» – в процессе принятия решения субъект не использует информацию о дополнительных обстоятельствах, настроившись уже на определенный выбор решения;

- эффект «познавательного радикализма» – на основе вновь поступившего сообщения, может быть недостаточно проверенного, субъект переоценивает решение и отдает предпочтение тому, которое связано с новым соотношением.

Необходимо отметить, что особенности процессов принятия решений, характер нарушений в этих процессах обуславливаются особенностями мотивов, целей, установок и программ деятельности, индивидуальными когнитивными и личностными характеристиками субъекта. Так же и выбор того или иного решения в проблемной ситуации отражается на характере функционирования перечисленных подсистем деятельности.

 

6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних психологических характеристик субъекта, в которых отражаются внешние специфические воздействия факторов конкретного трудового процесса, выступающих в форме профессиональных требований к личности. Кроме того, значение профессионально важных качеств в успешности освоения и реализации профессиональной деятельности определяется тем, что в них проявляются все основные характеристики структуры личности, определяющие психологические особенности системы деятельности: мотивационно-потребностные, когнитивные, психомоторные, эмоционально-волевые и др.

Изучению проблемы развития отдельных профессионально важных качеств и их структуры в деятельности, а также формированию подсистемы ПВК посвящены работы В.А. Бодрова, В.Л. Марищука,  
В.Д. Шадрикова и В.Н.Дружинина, а также их сотрудников. К основным результатам этих исследований следует отнести прежде всего полученные в экспериментах данные о развитии отдельных профессионально важных качеств у представителей ряда профессии, и в частности, о гетерохронности их изменений и неравномерности фаз развития, о смене доминирующих качеств в процессе освоения профессии, о структурировании отдельных профессионально важных качеств в их совокупность по мере профессионализации и др. Установлено также, что вариативность показателей уровня развития большинства отдельных профессионально важных качеств снижается в процессе профессионального становления личности, а сопоставление этих данных с известными закономерностями нарастания индивидуальных различий от ранних фаз к более поздним позволило сделать вывод о развитии профессионально важных качеств (способностей) именно под влиянием требований деятельности.

Полученые данные о гетерохронности развития общих и специальных способностей, а выявленные особенности соотношения более общих и более специальных звеньев структуры профессионально важных качеств, связанные с содержанием конкретной деятельности, позволили В.Д. Шадрикову предположить, что «чем техничнее» деятельность, тем больше будут сдвинуты временные границы проявления фазы специализации в сторону младших возрастных периодов зрелости».

Важными с точки  зрения проблемы взаимосвязи профессионально важных качеств и профессиональной пригодности являются результаты исследований по формированию психологической системы деятельности, в которых рассмотрен вопрос о приобретении профессионально важных качеств характеристик оперативности в процессе их развития в деятельности. Как отмечает автор, сущность процесса перехода от психических свойств к профессионально важным качествам заключается в перестройке операционных механизмов этих качеств в оперативные, отражающие требования самой деятельности.

Обобщая материалы исследований, можно сделать вывод о том, что подсистема профессионально важных качеств дифференцируется на психологические подсистемы действия и обеспечения производительности, качества и надежности деятельности (то есть подсистемы с процессуальной и результирующей ориентацией), которые формируются из наличных психических свойств субъекта деятельности. При этом одни и те же свойства могут входить в разные подсистемы, их оперативные проявления могут быть сходными или различными.

Состоятельность гипотезы В.Д. Шадрикова о том, что каждый из основных параметров эффективности деятельности обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств, подтвердили результаты проведенного нами лонгитюдного исследования индивидуально-психологических особенностей курсантов-летчиков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любая профессиональная деятельность предстает перед человеком в форме нормативно-одобренного способа деятельности. В процессе освоения профессии человек "распредмечивает" нормативный способ, превращая его в индивидуальный способ деятельности. Внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование психологической системы деятельности на основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их реорганизации, переструктурирования исходя из мотивов деятельности, целей и условий.

Потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности являются исходной базой для формирования психологической системы деятельности.

Индивидуальные  качества, из которых строится функциональная система, сами в процессе деятельности не остаются неизменными, а под влиянием требований деятельности приходят в движение, приобретая черты оперативности, тонкого приспособления к этим требованиям. Второй принцип, который необходимо отметить, — системность проявления индивидуальных качеств деятельности. Они выступают не изолированно, а объединяются в систему деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.
  2. Журавлев В.И. «Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы» Л. 1983
  3. Ибрагимов Г.И. «Качество подготовки в СПШ и его соответствие требованиям рынка труда» М 2002.
  4. Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» Л. 1983
  5. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998.
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 344 с.
  7. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.
  8. Суворова Г.А. Психология деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2003. 176 с.
  9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
  10. Шкуркин В.И. «Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза» М 1981

 


Информация о работе Психологическая система деятельности