Психологическая устойчивость к стрессам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3
Устойчивость личности к стрессогенным факторам ………………...4
Внутренние стрессогенные факторы …………………………………..6
Внешние стрессогенные факторы ……………………………………..7
Признаки стрессового напряжения у студентов в вузе ……………...10
Заключение ……………………………………………………………...12
Список использованной литературы ………………………………….13

Файлы: 1 файл

психологическая устойчивость к стрессам.docx

— 32.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки стрессового напряжения у студентов в вузе.

 

К ним  относятся следующие внутренние и внешние факторы.

К внутренним в данном случае можно отнести  следующие факторы: невозможность  сосредоточиться на чем-то; слишком частые ошибки в работе; ухудшение памяти; слишком часто возникающее чувство усталости; очень быстрая речь; невозможность логически выстроить свои мысли; довольно часто появляются боли - голова, спина, область желудка; повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резко возрастает количество выкуриваемых сигарет; появляется пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания; пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде; невозможность вовремя закончить работу.

К внешним факторам будут относиться следующие:

  1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, то есть задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Например: студенту поручили непомерное количество заданий на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация - чувство крушения, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Но недогрузка для студента может вызвать точно такие же чувства. Студент, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре вуза и ощущает себя явно невознагражденным;
  2. Конфликт ролей. Он возникает тогда, когда к студенту предъявляют противоречивые требования. Стресс может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой;
  3. Неопределенность ролей. Возникает в том случае, если студент не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но уклончивы и неопределенны. В этом случае необходимо иметь правильное представление об ожиданиях педагогов -что и как должен выполнить студент, как его после этого будут оценивать;
  4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что наличие более интересной работы ведет к тому, что проявление беспокойства и физического недомогания меньше, чем при занятии неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим;

5. Существуют  также и другие факторы, вызывающие  стрессовое состояние студента, такие как физические условия,  температурный режим, освещение  и пр. Стресс в этом случае  может возникнуть в результате  плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения,  плохого освещения или чрезмерного шума

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На  основании проведенного анализа  можно заключить, что психологическая  устойчивость определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья.

Стресс  присутствует в жизни каждого  человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают дома, на учебе, на работе. С точки зрения психологии наибольший интерес представляют организационные факторы. Знание этих факторов поможет предотвратить многие стрессовые ситуации.

Потенциальный стресс для одного может стать  жизненной трагедией, а для другого - необходимым элементом жизнедеятельности. Можно выделить индивидуальные особенности, в наибольшей степени предрасполагающие к стрессу: повышенная тревожность; гневливость, враждебность, особенно подавляемые, агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, закрытость

Стресс  является неотъемлемой частью человеческого  существования, надо только научиться  различать допустимую степень стресса  и слишком большой стресс. Нулевой  стресс невозможен. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека, а также организационными факторами, конфликтами ролей, неинтересной работой, то есть внутренними и внешними.

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория [Текст] / Крупник, Е.П. // Научные труды МПГУ. М., 2004. (Сер. «Психолого-педагогические науки»).
  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2006.
  3. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. СПб.:

СПГУ, 2004.

4. Оллпорт, Г. Личность в психологии. М.-СПб.: Грана, 2007.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологическая устойчивость к стрессам