Психологические аспекты и методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:13, доклад

Описание работы

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 26.59 Кб (Скачать файл)

Психологические аспекты и методы принятия управленческих решений.

     Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в  последнюю очередь от процедуры  принимаемых решений и их практического  воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно  соблюсти определенные методологические основы.

     Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только   в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

  • методологию управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений.

   Попытаемся  коротко рассмотреть инструментарий и понятийный аппарат менеджера.

   Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки  вариантов, составление логических схем выполнения операций

        Методы разработки управленческих  решений включают в себя способы  и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих   решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

     Организация разработки управленческого решения  предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных  работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных  требований, инструкций, ответственности.

     Технология  разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям  рациональности их  осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий  выполнения работы.

     Качество  управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или  иной мере  потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

     Объект  принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия  независимо от его формы собственности. В частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

   Решение - результат выбора из множества  вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта или плана работы.

   Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все  виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

   Ценность  получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения.

   Принятие  решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать  как фактор повышения эффективности  производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

   Все принимаемые  в любой сфере деятельности решения  можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии  предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование  прибыли.

   Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи[5].

   Принятие  решения, как правило, сопряжено  с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает  на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической  подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

   Принятию  решения предшествуют несколько  этапов:

  • возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  • выбор критериев, по которым будет принято решение;
  • разработка и формулировка альтернатив;
  • выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  • утверждение (принятие) решения;
  • организация работ по реализации решения - обратная связь

Применительно к управлению все решения можно  классифицировать как:

    • общие;
    • организационные;
    • запрограммированные;
    • незапрограммированные;
    • рациональные;
    • нерациональные;
    • вероятностные;
    • решения в условиях неопределенности;
    • интуитивные;
    • на основе компромисса;
    • альтернативные.

     Из  всей классификации попытаемся рассмотреть  лишь некоторые решения. Известно, что  принятие решения всегда сопряжено  с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором  принимается решение. Чем выше уровень  управления, тем выше моральная ответственность  за принятое решение.

     Управленческое  решение устанавливает переход  оттого, что имеется, к тому, что  должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения  выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается  его утверждение.

     Управленческие  решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

     Организационные решения принимаются на всех уровнях  управления и являются одной из функций  работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

     Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.

     Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически  и невозможно, а должен принять  соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся  внутренней и внешней информации.   
 
 
 
 
 

Методы  принятие управленческих решений.

Возможны различные  методы решения задачи. Как правило, они подразделяются на две группы:

  • Методы, основанные на дисконтированных оценках;
  • Методы, основанные на учетных оценках.

   Первая  группа методов основывается на следующей  идее. Денежные доходы, поступающие  на предприятие в различные моменты  времени, не должны суммироваться непосредственно; можно суммировать лишь элементы приведенного потока. Если обозначить F1,F2 ,....,Fn - прогнозируемый денежный поток  по годам, то i-й элемент приведенного денежного потока Рi рассчитывается по формуле:              

Pi = Fi / ( 1+ r ) i

где r- коэффициент  дисконтирования.

     Назначение  коэффициента дисконтирования состоит  во временной упорядоченности будущих  денежных поступлений (доходов) и приведении их к текущему моменту времени. Экономический  смысл этого представления в  следующем : значимость прогнозируемой величины денежных поступлений через i лет ( Fi ) с позиции текущего момента  будет меньше или равна Pi . Это  означает так же , что для инвестора  сумма Pi в данный момент времени  и сумма Fi через i лет одинаковы  по своей ценности . Используя эту  формулу , можно приводить в сопоставимый вид оценку будущих доходов , ожидаемых  к поступлению в течение ряда лет. В этом случае коэффициент дисконтирования  численно равен процентной ставке , устанавливаемой инвестором , т.е. тому относительному размеру дохода , который  инвестор хочет или может получить на инвестируемый им капитал .

     Итак, последовательность действий аналитика  такова (расчеты выполняются для  каждого альтернативного варианта):

      • рассчитывается величина требуемых инвестиций (экспертная оценка) , IC;
      • оценивается прибыль (денежные поступления) по годам Fi;
      • устанавливается значение коэффициента дисконтирования , r;
      • определяются элементы приведенного потока , Pi;
      • рассчитывается чистый приведенный эффект (NPV) по формуле:

NPV= E Pi - IC

  • сравниваются значения NPV ;
  • предпочтение отдается тому варианту, который имеет больший                      NPV (отрицательное значение NPV свидетельствует об экономической нецелесообразности данного варианта).

     Вторая  группа методов продолжает использование  в расчетах прогнозных значений  F . Один из самых простых методов этой группы - расчет срока окупаемости инвестиции. Последовательность действий аналитика в этом случае такова :    

  • рассчитывается  величина требуемых инвестиций , IC ;
  • оценивается прибыль ( денежные поступления ) по годам , Fi ;
  • выбирается тот вариант, кумулятивная прибыль по которому за меньшее число лет окупит сделанные инвестиции.

б) Число альтернативных вариантов больше двух .     

n > 2

     Процедурная сторона анализа существенно  усложняется из-за множественности  вариантов, техника “ прямого  счета “ в этом случае практически  не применима. Наиболее удобный вычислительный аппарат - методы оптимального программирования ( в данном случае этот термин означает “ планирование ”. Этих методов  много ( линейное , нелинейное, динамическое и пр. ), но на практике в экономических  исследованиях относительную известность  получило лишь линейное программирование. В частности рассмотрим транспортную задачу, как пример выбора оптимального варианта из набора альтернативных. Суть задачи состоит в следующем .

     Имеется n пунктов производства некоторой  продукции (а1,а2,...,аn) и k пунктов ее потребления (b1,b2,....,bk), где ai - объем выпуска продукции i - го пункта производства , bj - объем  потребления j - го пункта потребления. Рассматривается наиболее простая, так называемая “закрытая задача ”, когда суммарные объемы производства и потребления равны. Пусть cij - затраты  на перевозку единицы продукции . Требуется найти наиболее рациональную схему прикрепления поставщиков  к потребителям , минимизирующую суммарные  затраты по транспортировке продукции . Очевидно , что число альтернативных вариантов здесь может быть очень  большим , что исключает применение метода “ прямого счета[16] ” . Итак необходимо решить следующую задачу :

Информация о работе Психологические аспекты и методы принятия управленческих решений