Психологические аспекты лидерства и руководства в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 07:15, реферат

Описание работы

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

Содержание работы

Введение
1. Психологические аспекты лидерства и руководства в группе.
1.1. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство».
1.2.Признаки и функции лидерства в теориях лидерства.
1.3.Стили лидерства и руководства.
1.4.Лидерство и руководство в группах .
1.5.Основные теории лидерства.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Психологоческие аспекты лидерства и руководства в группе.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)

Наличие многочисленных теорий стилей руководства и лидерства показывает, что большую социальную систему общества, которая является живым организмом тяжело смоделировать и описать.

 

1.4. Лидерство и руководство в группах

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. 
 
Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. 
 
Различия между лидером и руководителем: 
 
1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации; 
 
2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений; 
 
3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство; 
 
4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. 
 
В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу. 
 
При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

 

1.5.Основные теории лидерства

 

Основные теории лидерства:

  1. Харизматическая теория. Харизма – божья благодать, способность влиять на других людей, не прилагая больших усилий. Внешние характеристики. Харизма зависит от культуры.

  1. Теория черт. Лидером становится тот, кто обладает соответствующими качествами, требующимися для деятельности лидера. Хотя сама концепция и тупиковая, но не отмирает и породила много концепций.

  1. Ситуативная концепция лидерства. Лидер порождается ситуацией. Элементами ситуации становится содержание задачи, которые выполняет группа. Лидер – очень тонко чувствует групповую динамику и реагирует на нее.

  1. Функциональная концепция. У каждой группы есть много функций, в каждой группе жизнь протекает по разным направлениям. Реализация по разным функциям может возглавляться разными членами группы. Выделяют лидеров деловых, эмоциональных, интеллектуальных, лидеров-юмористов, лидеров хобби.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В социальной психологии существует несколько точек зрения на природу и сущность лидерства. Одна из них – «теория черт» - обоснованно определяет лидеров по их личностным качествам. Другая – «ситуационная теория» обосновывает инициативное поведение личности потребностями сложившейся социальной ситуации.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы – деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства – лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; универсальных лидеров.

Существует несколько теорий «стилей лидерства» - системы приемов влияния лидера на группу. Наиболее распространенной в отечественной психологической науке является теория К. Левина, который выделяет три стиля руководства – авторитарный, демократический, попустительский.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых, являются психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриева Н.М., Зелинская  Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций.-К.: МАУП, 2000.-136с.

2. Москаленко В.В. Соціальна психологія: Підручник, К.: Центр навчальної літератури, 2005.-624с.

3. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива.-М.: Просвещение, 1978.-176с.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология.-СПб, 1999.-543с.

5. Платонов Ю.П. Психология  коллективной деятельности. Теоретико-методологический  аспект –Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-184с.

6. Шихарев П.Н. Современная социальная психология.- М.: ИП РАМ, 2000.- 448с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права

Кафедра «Управление промышленными предприятиями» 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 
По дисциплине: «Лидерство» 
 
Тема: «Психологические аспекты лидерства и руководства в группе.»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент

группы МПб 14-4.

Ярулин Игорь Гальяхматович

Проверил:

Доцент:

Нечаев Владимир Борисович.

 

 

 

 

 

Иркутск

2014

 

 


Информация о работе Психологические аспекты лидерства и руководства в группе