Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:45, реферат
Целью данной работы является рассмотрение личности именно преступника. Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического и психологического профиля. Именно изучение особенностей личности преступника породило целое научное направление, из которого сформировалась наука «криминология». Криминология вместе с психологией изучает такие проблемы, непосредственно связанные с вопросом о личности преступника, как мотивы преступного поведения, детерминация, причинность преступлений и т.п.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Понятие, структура личности преступника…………………………………...3
2.Психология личности преступника и особенности формирования девиантного поведения…………………………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………….....12
Список литературы……………………………………...……………………….13
Психологические черты личности преступника.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1.Понятие, структура личности преступника…………………………………...3
2.Психология личности
преступника и особенности
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Проблема психологической характеристики личности преступника всегда актуальна. Изучение этой проблемы положило свое начало в XIX веке и активно процветает и в наши дни.
Чем же отличается личность преступника от простой личности? Какое существенное различие между ними может быть?
Целью данной работы является рассмотрение личности именно преступника. Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического и психологического профиля. Именно изучение особенностей личности преступника породило целое научное направление, из которого сформировалась наука «криминология». Криминология вместе с психологией изучает такие проблемы, непосредственно связанные с вопросом о личности преступника, как мотивы преступного поведения, детерминация, причинность преступлений и т.п.
Понятие личности преступника многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. В юридической психологии данная проблема одна из центральных.
Понятие личности
преступника, т.е. личности человека, совершившего
общественно опасное деяние, запрещенное
законом под угрозой
Изучение проблемы личности правонарушителя — существенная предпосылка успешной разработки теории предупреждения преступлений, поскольку именно личность является носителем причин их совершения.
Понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность. Объясняют причины его совершения.
Именно поэтому
юридическая психология изучает
более широкий аспект характеристик
личности человека, совершившего преступление,
обращая внимание не только на его
нравственные качества, знания, навыки,
привычки, формы психического отражения,
темперамент, но и на физическую сущность
лица как человеческого индивида,
его возраст, психическую способность
к вменению, некоторые его функционально-
Все эти качества, признаки, особенности личности имеют достаточно емкое содержание.
2.Психология личности преступника и особенности формирования девиантного поведения.
Отклоняющимся (или девиантным) поведением называют определенную норму дезорганизации поведения индивида в группе или целой категории в обществе, которая обнаруживает несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Таким образом, определяет отклоняющееся поведение "Краткий словарь по социологии при этом различаются слабые и сильные формы отклоняющегося поведения.
Слабые формы связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно участниками взаимодействия. Обычно, слабые формы отклонений носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившим дезорганизацию поведения. К таким формам поведения обычно относятся ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность, ситуационные поведенческие ошибки, краткие эмоциональные срывы и т.д.
Сильные (или устойчивые) формы отклоняющегося поведения и зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем. К таким формам относят аморальное и противоправное поведение, вообще любую форму антиобщественного поведения, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Следствием дезорганизации группового поведения могут быть психические расстройства, заболевания и аномалии, социальная опасность которых велика, поскольку психические нарушения, в свою очередь, становятся фактором, порождающим отклонения в поведении за пределами стимулирующих его ситуаций.
Вероятность
возникновения социальных девиаций
(отклоняющегося поведения в обществе)
резко возрастает в условиях стресса,
назревания и развертывания
В процессе социализации человек воспринимает существующую в обществе структуру отношений, требований, ожиданий, научений, правил, различных запретов в социальной жизни, которые служат основами и мотивами поведения. Чтобы разобраться в сути этих явлений, нам придется условно расчленить их на два направления единых в действительности: комплексный процесс социо-психологического взаимодействия личности и социальной среды, влияющих на выбор поведения.
Прежде всего, человек обучается действовать наиболее целесообразно, практически правильно. Усвоение здесь идет не по методу проб и ошибок. Неудовлетворительный результат того или иного поступка, нежелательные его последствия ведут к отказу от подобных неэффективных действий в будущем. Наоборот, нужные, удовлетворительные последствия убеждают человека в целесообразности действий, их вызывающих. Так происходит научение. Используя метод проб и ошибок, человек быстро научается повторять именно те действия, которые дают подходящий для него, устраивающий его результат, и не повторять такие, которые удовлетворительных для него последствий за собой не влекут.
Однако (и это принципиально), во многих случаях человек усваивает определенные нормы поведения не столько потому, что он их желает, выбирает, предпочитает, сколько потому, что этого требует общество, в котором он живет. Причем, общество не только предъявляет к человеку определенные требования, но и подкрепляет их соответствующими санкциями, неприятностями, лишениями в случае отклонения его поведения от этих требований.
Таким образом, человеку приходится сдерживать свои желания, поступать не так, как он предпочитает, а так как полагается, о чем мы уже вели речь в предыдущем параграфе.
Поведение личности и ее развитие, не отвечающее требованиям социальных и психических норм, есть отклонение от нормы. С отклонениями следует не только бороться, но и изучать их. Все отклонения можно классифицировать.
Отклонения от социальной нормы (нравственные и криминальные) не являются патологическими в прямом смысле слова. Человек, имеющий отклонение от социальной нормы, вменяем, т.е. остается сознательным существом - личностью, отдающей отчет в своих действиях, а поэтому несет за них ответственность. У него не нарушены ни мышление, ни память, ни какие-либо другие психические функции. Сущность отклонений заключается в неправильном осознании личностью своего места и назначения в обществе, в дефективности нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек.
Следовательно, когда мы говорим об отклонениях от социальной нормы, то имеем в виду, прежде всего, морально-психологические свойства, проявляющиеся как в поведении личности, так и в ее психической деятельности.
Например, грабитель стремится к тому, чтобы найти жертву, выследить ее, а затем совершить преступные действия. Здесь определенная позиция и преступная установка сказывается не только в направленности действий (поиск и выслеживание жертвы), но и в направленности психических процессов (мышления, восприятия, воображения и т.п.).
Иной характер имеют психические отклонения. Их причинами могут быть социальные факторы, но психологический механизм их заключается в нарушении мозговой функции. Отсюда понятно, что морально-психологические отклонения выправляются педагогическими средствами, а психические - преимущественно, медицинскими мерами.
На основе моральных, а иногда и психических отклонений возникают криминальные отклонения. Например, невыдержанность и слабый самоконтроль могут перерасти в хулиганские действия. Неправильная оценка своих личных качеств, выражающаяся в самонадеянности, может стать причиной преступлений по неосторожности. Карьеризм нередко побуждает такого человека к достижению поставленных целей противозаконными средствами и т.п. А такие патологические отклонения как навязчивые идеи, извращенные эмоции, бредовые состояния, аффективность могут стать причиной различных общественно-опасных деяний (убийств, тяжких телесных повреждений и др.).
Характеризовать личность преступника - значит исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида.
Психология личности преступника - совокупность социально негативных, типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние определенного типа и вида.
Преступления совершаются не из-за роковой предрасположенности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что индивид не хочет или не понимает, что надо жить добропорядочно, а в результате того, что у данной личности упрочилась система смысловых образований, которая обусловливает ее извращенное отношение к определенной стороне социальной действительности.
Оценивая
личность человека, совершившего преступление
необходимо выявить доминирующие побуждения
и обобщенные способы его жизнедеятельности,
образующие общую схему его поведения,
стратегию его
Ведущим системообразующим фактором типа личности является механизм ее смыслообразования. Человек ведет себя в соответствии с тем смыслом, который он придает результатам своего поведения. О человеке можно судить лишь по его поступкам, в которых проявляется его смысловое отношение к действительности. Сам человек может даже и не осознавать всю систему личностных смыслов, часть из них подсознательна. Однако любое сознательное действие человек санкционирует как действие, полезное и необходимое для себя, т. е. как личностную ценность.
В ценностном смыслообразовании поведения преступников существует общий дефект, состоящий в неадекватной оценке ими личной полезности преступного деяния. Более или менее осознавая свою антисоциальную сущность, преступники обычно выдвигают систему самооправдательных мотивов и нейтрализуют те социальные ценности, которые препятствуют достижению преступных целей. Снятие с себя ответственности на основе самооправдания своих действий - одна из характерных особенностей большинства преступников.
В связи с отчуждением от социальных ценностей преступник прибегает к психическим декомпенсациям, к системе псевдозамещений, создающих внутреннее душевное равновесие. Причины своего преступного поведения преступник видит не в своих отрицательных качествах, а во внешних обстоятельствах, поведении других людей. Совершение преступного деяния совмещается, как правило, с высокой самооценкой преступника. Это свидетельствует о неадекватности оценок преступников, глубоких нарушениях в ценностнообразующей сфере их личности.
Самооправдание преднамеренного преступления происходит различными способами: 1) утрированием виновности жертвы; 2) обесцениванием общественных и правовых норм путем противопоставления их нормам референтных, антисоциальных групп (банды, воровской шайки); 3) перенесением ответственности на других лиц, оправданием сложившимися обстоятельствами и т. п.
Подлинные исходные мотивы поведения преступника могут трансформироваться, видоизменяться, маскироваться, оформляться в приемлемом для него виде. Беспринципность и корыстолюбие, тщеславие и цинизм ревность и мстительность, а также другие личностные пороки лежат в основе мотивационной направленности преступника.
Мотивационно-потребностная сфера преступников крайне примитизирована, их действия очень часто совершаются на низком импульсивно-установочном уровне регуляции. Мотивация таких действий свернута, что и создает иногда видимость безмотивного преступления.
Потребности большинства преступников также имеют характерные особенности. Социализированная личность не может существовать только на уровне потребления. Ее психическое развитие предполагает смещение центра потребностей на созидание, саморазвитие и самореализацию. Но это существенно важное качество социализированной личности не сформировано у большинства преступников.
Информация о работе Психологические черты личности преступника