Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:18, доклад
Актуальность исследования совладающего поведения студентов первого курса обусловлена тем, что обучение в вузе сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с личными взаимоотношениями. Наиболее трудным является адаптационный период, когда происходит вхождение в новую социальную ситуацию развития. Кризисность данного периода подтверждается объективными показателями, такими, как большое количество отчислений студентов, а также субъективными – это переживания молодыми людьми сложности либо неспособности перестроиться со школьной системы обучения на вузовскую, изменить учебную деятельность согласно требованиям преподавателей, усваивать больший объем знаний, встраиваться в новый коллектив.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
Т. В. Казакова, М. С. Брызгалова
В последние десятилетия в зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта в формах его компенсации или совладающего поведения (копинг-поведения). Понятие «совладающее поведение», или преодоление стресса, рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требованиям. Оно реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов.
Актуальность исследования совладающего поведения студентов первого курса обусловлена тем, что обучение в вузе сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с личными взаимоотношениями. Наиболее трудным является адаптационный период, когда происходит вхождение в новую социальную ситуацию развития. Кризисность данного периода подтверждается объективными показателями, такими, как большое количество отчислений студентов, а также субъективными – это переживания молодыми людьми сложности либо неспособности перестроиться со школьной системы обучения на вузовскую, изменить учебную деятельность согласно требованиям преподавателей, усваивать больший объем знаний, встраиваться в новый коллектив.
В студенческом возрасте формируются
основные формы адаптации к новым
условиям жизнедеятельности и
В целом тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Тревожность рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Психологическое пространство личности выражает субъектность и индивидуальность личности и способствует поддержанию этой субъектности и индивидуальности. Оно включает в себя определенные территории, искусственные и природные объекты материального мира, людей и их сообщества, связанные с ними информационные пространства, мир идей, культурных и религиозных ценностей, все то, что представляется важным и ценным человеку на том жизненном этапе, который он переживает.
Важной составляющей жизненного
пространства личности является его
граница. Существуя, как в виде реальных
физических преград, так и социальных
норм, граница способствует осуществлению
функции контроля над «своим»
пространством и выступает
Способность человека контролировать, защищать и развивать свое жизненное пространство обозначается понятием «психологическая (личностная) суверенность». Личностная суверенность основана на обобщенном опыте успешного автономного поведения, проявляется в «переживании аутентичности собственного бытия (уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным желаниям и убеждениям), ощущении своей уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей жизни».
Экспериментальное исследование проводилось на базе Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета. Выборка исследования была представлена студентами первых курсов факультета педагогики и психологии в количестве 50 человек. В качестве диагностических средств использованы методики: тестирование (опросник «Суверенность психологического пространства» Нартовой-Бочавер С.К., «Шкала самооценки уровня тревожности» Спилберга Ч.Д., Ханина Ю.Л., опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса Р.), а также количественный и качественный анализ результатов.
В результате проведенного нами исследования можно сказать, что детерминантами совладающего поведения являются показатели тревожности и суверенности психологического пространства студентов первого курса. Им свойственно проявление высокой личностной тревожности и средний уровень суверенности психологического пространства, исходя из этого, студенты в своем поведении чаще используют стратегии избегания и конфронтации, что объясняется нестабильным личностным состоянием.
Информация о работе Психологические детерминанты совладающего поведения студентов 1 курса