Психологические детерминанты совладающего поведения студентов 1 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:18, доклад

Описание работы

Актуальность исследования совладающего поведения студентов первого курса обусловлена тем, что обучение в вузе сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с личными взаимоотношениями. Наиболее трудным является адаптационный период, когда происходит вхождение в новую социальную ситуацию развития. Кризисность данного периода подтверждается объективными показателями, такими, как большое количество отчислений студентов, а также субъективными – это переживания молодыми людьми сложности либо неспособности перестроиться со школьной системы обучения на вузовскую, изменить учебную деятельность согласно требованиям преподавателей, усваивать больший объем знаний, встраиваться в новый коллектив.

Файлы: 1 файл

статья.docx

— 15.80 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

Т. В. Казакова, М. С. Брызгалова

 

В последние десятилетия  в зарубежной психологии широко обсуждается  проблема преодоления конфликта  в формах его компенсации или  совладающего поведения (копинг-поведения). Понятие «совладающее поведение», или преодоление стресса, рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требованиям. Оно реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов.

Актуальность  исследования совладающего поведения студентов первого курса обусловлена тем, что обучение в вузе сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с личными взаимоотношениями. Наиболее трудным является адаптационный период, когда происходит вхождение в новую социальную ситуацию развития. Кризисность данного периода подтверждается объективными показателями, такими, как большое количество отчислений студентов, а также субъективными – это переживания молодыми людьми сложности либо неспособности перестроиться со школьной системы обучения на вузовскую, изменить учебную деятельность согласно требованиям преподавателей, усваивать больший объем знаний, встраиваться в новый коллектив.

В студенческом возрасте формируются  основные формы адаптации к новым  условиям жизнедеятельности и личностного  развития. Успешную или неуспешную адаптацию так же определяют соответственно конструктивные и неконструктивные копинг-стратегии. Понятие «копинг» рассматривается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как сильно напрягающие ресурсы личности (повышение состояния тревожности, снижение суверенности психологического пространства).

В целом тревожность - это  субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Тревожность рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Психологическое пространство личности выражает субъектность и индивидуальность личности и способствует поддержанию этой субъектности и индивидуальности. Оно включает в себя определенные территории, искусственные и природные объекты материального мира, людей и их сообщества, связанные с ними информационные пространства, мир идей, культурных и религиозных ценностей, все то, что представляется важным и ценным человеку на том жизненном этапе, который он переживает.

Важной составляющей жизненного пространства личности является его  граница. Существуя, как в виде реальных физических преград, так и социальных норм, граница способствует осуществлению  функции контроля над «своим»  пространством и выступает средством  регуляции открытости и социальной доступности субъекта для других. Ощущение автономности, независимости, самостоятельности собственной  личности и достигается в значительной мере через регуляцию своих личностных границ – их установление и защиту.

Способность человека контролировать, защищать и развивать свое жизненное  пространство обозначается понятием «психологическая (личностная) суверенность». Личностная суверенность основана на обобщенном опыте успешного автономного  поведения, проявляется в «переживании аутентичности собственного бытия (уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным желаниям и убеждениям), ощущении своей уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей жизни».

Экспериментальное исследование проводилось на базе Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета. Выборка исследования была представлена студентами первых курсов факультета педагогики и психологии в количестве  50 человек. В качестве диагностических средств использованы методики: тестирование (опросник «Суверенность психологического пространства» Нартовой-Бочавер С.К., «Шкала самооценки уровня тревожности» Спилберга Ч.Д., Ханина Ю.Л., опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса Р.), а также количественный и качественный анализ результатов.

В результате проведенного нами исследования можно сказать, что  детерминантами совладающего поведения являются показатели тревожности и суверенности психологического пространства студентов первого курса. Им свойственно проявление высокой личностной тревожности и средний уровень суверенности психологического пространства, исходя из этого, студенты в своем поведении чаще используют стратегии избегания и конфронтации, что объясняется нестабильным личностным состоянием.


Информация о работе Психологические детерминанты совладающего поведения студентов 1 курса