Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 22:49, курсовая работа
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии). В течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.
Введение ………………………………………………………………………............................3
Глава 1. Причины возникновения научных идей о психике в период античности…...........4
Глава 2. Основные этапы развития античной психологической мысли………………………6
2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии …………………………….....6
2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль…………………………………......9
2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли…..11
2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии………..12
2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля…………………………………………………14
2.6. Эллинистическая психологическая мысль………………………………………………..…16
Заключение……………………………………………………………………………………......20
Список использованных источников …………………………………………………………22
Вслед за Демокритом утверждалось, что
живое тело, как и душа, состоит из движущихся
в пустоте атомов, которые в момент смерти
рассеиваются; а поэтому "смерть не
имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть
наступает, то нас уже нет".
Как и стоики, эпикурейцы размышляли о
путях достижения независимости личности,
обеспечения ее спокойствия. Такой путь
они видели в самоустранении от всех общественных
дел. Это, с их точки зрения, позволяет
избежать огорчений, тревог, страхов и
дает возможность испытать наслаждение,
которое представляет собой отсутствие
страдания.
Последователем Эпикура в Древнем Риме
был Лукреций (I в. до н.э.). Лукреций критиковал пантеистические воззрения
стоиков о "разлитом" в природе в
форме пневмы разуме. Он считал, что реально
существуют лишь атомы, движущиеся по
законам механики, что в познании первичными
являются ощущения, преобразуемые в более
сложные образы, вплоть до разума.
В эллинистический период проводились
исследования в области анатомии и физиологии.
Так, александрийские врачи Герофил и
Эразистрат, изучали строение организма,
включая головной мозг. Ими было установлено
различие между чувствительными и двигательными
нервами.
Другим великим исследователем
душевной жизни в ее связи с телесностью
был древнеримский врач Гален (II в. н.э.).
Он доказывает зависимость жизнедеятельности
целостного организма от нервной системы.
В его работах глубоко рассмотрены вопросы
строения и функционирования мозга как
центра "высшего сорта" пневмы - субстрата
разума. Его учение считается вершиной
психофизиологической античной мысли.
Вслед за Гиппократом Гален развил
гуморальное учение о темпераментах как
о пропорциях, в которых смешаны основные
"соки" организма.
Большое внимание он уделял аффектам,
утверждая, что первичным в аффективных
состояниях является изменение в организме
("повышение сердечной теплоты"),
психическая же составляющая (стремление)
является вторичной.
Продолжателем учения Платона в период
эллинизма был Плотин, доказывающий абсолютную
нематериальность души и отвергающий
телесность. В основе существования всего
сущего он видел эманацию (истечение) божественного,
духовного первоначала.
Что касается психологии, то в работах
Плотина она обрела новое предметное содержание
- стала наукой о "самосознании". Продолжая
учение Платона, Плотин утверждал, что индивидуальная душа происходит
от мировой души, к которой она и устремлена;
вторая ее направленность ориентирована
на чувственный мир. Эти два вектора активности
души Плотин дополняет третьим - обращенностью
души на себя, превращение в предмет изучения
души ее собственной работы. По сути, Плотин
первым приступает к исследованию рефлексии
как важнейшего механизма сознательной
деятельности человека. Особенность его
подхода состоит в рассмотрении рефлексии
как самодостаточной, не из чего не выводимой
сущности. Такое понимание рефлексии стало
впоследствии почвой формирования интроспективной
психологии сознания.
Представителем раннехристианских учений,
развивающихся в русле античного мира,
был Августин (IV-V вв.). Он подчеркивал главенствующую
роль души, которая, по его мнению, управляет
телом. Особую роль в психическом мире
человека он отводил воле, возвышая ее
над разумом, став, таким образом, одним
из основоположников античного волюнтаризма
(от лат. "волюнтас" - воля).
Августин считал, что знания априорны, заложены в душе. Соответственно они не приобретаются в ходе опытного познания, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности знания служит внутренний опыт: душа устремляется в себя, стремясь познать собственную деятельность и заложенные в душе Божественные идеи.
Подводя итог, необходимо отметить, что труды древнегреческих мыслителей актуальны и значимы для современной психологической науки. В них определены основные линии, по которым осуществлялось последующее развитие психологии, ставятся и рассматриваются многие проблемы, составляющие и поныне предмет серьезных психологических исследований: психофизиологическая и психофизическая проблемы, вопросы индивидуальных различий, соотношение чувственного и рационального познания, структуры психики, ее функций, проблема характера (первый трактат на эту тему принадлежит греческому мыслителю Теофрасту).
Заключение
Таким образом,
в психологии античности, т.е. в психологии,
которая развивалась учеными Древней
Греции и Рима, можно условно выделить
три этапа - зарождение и становление психологии
(VII-IV bb. до н.э.), период классической греческий
науки (Ш-И вв. до н. э.) и период эллинизма
(II в. до н. э. - III—IV вв. н. э.) В VII-IV вв. до
н.э. появились первые научные концепции
психики, в которых она рассматривалась
прежде всего как источник активности
тела.
При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.
В период классической греческой психологии появились первые развернутые концепции психического, сформулированные Платоном и Аристотелем. Этот период, считающийся вершиной греческой философии, можно рассматривать как ведущий и для психологической науки. В это время ученые обратились к человеку, началось исследование тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ. Возникла идея о том, что психика - носитель не только активности, но и разума и нравственности, т.е. на ее развитие оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура, духовный уклад. Так появились идеи о необходимости свободы для человека, которая возможна только при отходе от мысли о том, что поведение детерминируется и регулируется эмоциями. Таким образом, разум, а не чувства начинают рассматривать в качестве главного регулятора поведения, и разум же становится источником объективных знаний о всеобщем, истинном, которое может быть совершенно не связано с чувственными ощущениями.
В период эллинизма, в котором греческая наука, культура вышли за рамки Греции, произошло и перемещение основных психологических школ из Греции в Рим. В это время не возникли принципиально новые подходы к психике, большинство школ модифицировали взгляды, высказанные учеными в предыдущие периоды. Однако открылось много интересных и важных фактов, связанных с исследованием особенностей поведения, его регуляции, с проблемой оценки деятельности человека и критериев этой оценки.
Окончился этот период в III—IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.
1 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 17
2 Ясперс К., Смысл и назначение истории. М., 1987. С. 32
3 Там же. С. 33
4 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 125