Психологические основы гуманного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:18, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология – одно из направлений в современной психологии. Она возникла в 30-е годы ХХ века на Западе как «третья сила», т.е. как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Вместе с тем укрепление гуманистических установок в психологии явилось результатом прогресса демократии и повышения статуса личности в культуре и общественной жизни цивилизованных стран мира. Новая психологическая школа получила большое распространение и признание в середине этого же столетия. В конце ХХ века ее идеи проникли в СССР и Россию и вызвали большой сочувственный интерес у отечественных ученых. В 90-е гг. в нашей стране была создана Ассоциация гуманистических психологов. В настоящее время идеи гуманистической психологии развиваются и практикуются по преимуществу в рамках гуманистически-экзистенциальной психологии и различных течений позитивной психологии.[1]

Файлы: 1 файл

Психологические основы гуманного поведения.docx

— 18.81 Кб (Скачать файл)

 

 

Психологические основы гуманного  поведения

Гуманистическая психология – одно из направлений в современной  психологии. Она возникла в 30-е годы ХХ века на Западе как «третья сила», т.е. как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Вместе с тем укрепление гуманистических установок в  психологии явилось результатом  прогресса демократии и повышения  статуса личности в культуре и  общественной жизни цивилизованных стран мира. Новая психологическая  школа получила большое распространение  и признание в середине этого  же столетия. В конце ХХ века ее идеи проникли в СССР и Россию и вызвали  большой сочувственный интерес  у отечественных ученых. В 90-е  гг. в нашей стране была создана  Ассоциация гуманистических психологов. В настоящее время идеи гуманистической  психологии развиваются и практикуются по преимуществу в рамках гуманистически-экзистенциальной психологии и различных течений  позитивной психологии.[1]

Гуманистическая психология предлагает комплексный подход к изучению человека. Она объединяет психологов, психиатров, философов, педагогов. Ее основателями считаются австрийский психолог и философ Виктор Франкл (р. 1905 г.), Карл Роджерс (1902 – 1987) –известный американский психолог, практик и теоретик психотерапии, Эрих Фромм (1900 – 1980) – немецко-американский психолог, философ и социолог, Гарольд Абрахам Маслоу (1908 – 1970) – американский психолог, основатель Американской ассоциации гуманистическойпсихологии. Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Гуманистическая психология исходит из того, что главное в личности связано с ее устремленностью в будущее, со свободной реализацией ею своих возможностей и способностей.

Гуманистическая психология соединяет  не только знания различных наук о  человеке, но и сочетает их с практикой  формирования здоровой личности. Именно поэтому она выступает в качестве теоретической, мировоззренческой  и методологической основы гуманистической  педагогики.

Положения, разработанные данным направлением, и сегодня во многом влияют на мировую  педагогическую практику. Гуманистическая  психология (иногда ее называют экзистенциально-гуманистической) является наиболее перспективным направлением современных наук о человеке.

Вместе с тем, развиваемый в  настоящей книге подход не сводится к простому изложению воззрений  классиков гуманистической психологии. В широком смысле в рамках идей гуманизма работают многие философы, антропологи, этики, психологи, социологи  и педагоги. Поэтому мы сочли необходимым  использовать в данном разделе, как  и во всех других, идеи различных  зарубежных и отечественных ученых и мыслителей, творчески осмыслив и систематизировав самые различные  психологические и педагогические подходы и принципы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  учебным текстам.

Гуманизм – это, прежде всего, практика человечного (то есть сочувственного, понимающего и в этом смысле альтруистичного) повседневного бытия человека. Но зададимся вопросом: имеет ли место такая практика в действительности, и если да, то насколько широкое распространение она получила в современных цивилизованных обществах? Действительно ли основания для такого поведения наличествуют в человеческой психике (как, впрочем, о том говорит само употребление слов «человечность», «человечное»)? Не предъявляет ли гуманизм чрезмерно высокие требования к человеку?

Думается, что на первые два вопроса  ответ может быть положительным, если, конечно, не понимать под гуманизмом что-то весьма романтическое и экзотическое. Что касается третьего вопроса, то ниже мы постараемся показать, что в рамках гуманистической психологии речь не идет ни о чем экстраординарном и невозможном. Ибо гуманизм – не только самое благородное, с нашей точки зрения, но и научно ориентированное и одновременно реалистичное учение о человеке, предлагающее доступные любому индивиду формы отношения к человеку как к наиглавнейшей ценности.

Установки гуманизма чужды всякой эзотерики, нарочитой усложненности  и желания апеллировать к иррациональным сторонам человеческого существа. Кроме  того, требование, а точнее свободное  предпочтение человечности иным формам чувствования и поведения – это, скорее, свободный выбор каждой развивающейся  личности, чем абстрактный и невыполнимый моральный императив. Выбор мотивируется здесь, в первую очередь, насущной потребностью самого человека – потребностью в положительных эмоциях. Гуманность как раз и очерчивает ареал этих позитивных жизнепроявлений, расширяет его, освещает темные уголки человеческой души, контролируя всплески низменных или деструктивных страстей.

Мир человеческих ощущений и переживаний  – это переплетение самых разных и зачастую противоположных чувств и интеллектуальных состояний. Некоторые  из них трудно осознаваемы, иные имеют  явную негативную окраску и отягощают  жизнь человека. Гармонизировать  внутренний мир человека помогает естественно  присущая людям гуманность, человечность. Она облагораживает наши психические переживания, удерживает их в состоянии равновесия, гармонии. Ограничивая и сдерживая деструктивные проявления нашей психики, гуманность проникает во все сферы наших переживаний и контролирует способы их проявления. Гуманность как стиль поведения необходима человеку не только в процессе взаимодействия с другими. Она важна и как манера общения человека с самим собой для сохранения своего здоровья и как способ достижения жизненного успеха. В самом деле, вспомним обиходное понимание гуманности. Это любовь и уважение к человеку, забота о нем, о его благополучии, признание его достоинства и ценности. Проявление гуманности не ограничивается сферой отношения человека с иными формами реальности, но распространяется и на сферу взаимодействия личности со своим я.

Гуманность как психический  феномен гораздо глубже и объемнее, чем просто забота и любовь, достоинство  и жизненный успех. Гуманность определяет качество их проявления в нашей жизни. Так, например, любовь и забота, выросшие из общей установки личности на гуманное отношение к другому человеку, никогда не поставят выше конкретного человека и его реальных потребностей саму необходимость их проявления. Мы не найдем в поступках гуманного человека того формализма, в котором нравственный долг противопоставляется естественной доброте, а не укрепляет и просвещает ее. С психологической точки зрения:

гуманность –  это субстанциальное, основополагающее свойство человека, определяющее благоговейное  отношение ко всему, что соприкасается  с я человека. Это – необычайно тонкая и прочная настройка психики на положительное отношение личности к своему внутреннему миру и к объективным реальностям ее жизненного пространства.


Это скорее глубинная психо-эмоциональная и интеллектуально-смысловая установка, чем простое однородное чувство. Гуманность от природы, стихийно присуща каждому из нас, но «хранится» она в интимных глубинах нашего существа и, к сожалению, не всегда получает возможность проявиться.


Информация о работе Психологические основы гуманного поведения