Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:29, доклад
Необходимость отбора обусловлена тем, что:
период активной спортивной жизни человека невелик (в среднем 5-10 лет);
индивидуальные особенности психики (психические функции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки. Например, из 10 000 детей, начавших заниматься плаванием, только 3 достигают результатов мастера спорта международного класса (МСМК).
Основу спорта составляют три элемента: отбор, тренировка, соревнования
Необходимость отбора обусловлена тем, что:
Цель отбора – выявление таких
спортсменов, у которых процесс
тренировки дал бы максимальный эффект
при минимальной затрате
Как утверждает В. М. Мельников (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК. – Указ. изд.), основными методологическими принципами психологического отбора в спорте являются следующие:
В систему психологического отбора входит четыре этапа.
1. Формирование целевых
Успешность спортивной деятельности может решить судьбу спортсмена при отборе в качестве целевого признака. Целевые признаки определяют смысл и разумность задач отбора. Часто в качестве целевых признаков выступают оценки мастерства спортсменов по какой-либо из квалификационных систем: Единая российская спортивная классификация, Международная спортивная квалификационная система, конкурсная квалификация. Опыт работы в данном направлении указывает, что в значительной мере перспективнее в качестве целевых характеристик использовать объективно и однозначно зарегистрированные результаты (секунды, очки, метры, километры или занятое место). В качестве целевых признаков могут быть использованы также экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсменов. При сборе такой информации следует соблюдать требования, обеспечивающие их надежность.
2. Выбор прогностических
К прогностическим относятся
3. Построение модели отбора.
Успешность спортивной деятельности нельзя надежно предсказать только по одному какому-нибудь прогностическому признаку. Достижение высоких результатов в любом виде спорта зависит одновременно от многих психологических характеристик спортсмена. Они отличаются определенной самостоятельностью и часто специально подбираются так, чтобы показать разносторонний характер требований спортивной деятельности применительно к психическим качествам спортсмена. Чтобы предложить сколько-нибудь стандартный способ отбора спортсменов, необходимо множество характеристик объединить в одну (или по крайней мере в небольшое число), обобщенно характеризующую психологическую пригодность спортсмена. Таким образом создается модель отбора.
4. Практика спортивного отбора.
Проведение спортивного отбора осуществляется с помощью тестов, показатели которых вошли в интегральную оценку психологической пригодности спортсмена. В зависимости от условий и используемых тестов форма обследования может быть индивидуальной или групповой. При проведении обследования соблюдаются два обязательных условия: мотивированность и стандартность.
Мотивированность выражается в
том, чтобы обеспечить положительное
отношение и заинтересованность
в результатах у обследуемых:
непринужденная обстановка, хороший
контакт между
После проведения обследования результаты обрабатываются, чтобы получить итоговую оценку психологической пригодности. Затем, в зависимости от показателей пригодности спортсменов, их результаты обычно распределяют на три группы:
Наличие промежуточной группы связано
с тем, что не всегда можно сделать
однозначный вывод о
Указанный подход к психологическому отбору не является единственным, но он считается достаточно эффективным и позволяет свести к минимуму среднюю ошибку. Известно, что полностью спортивная одаренность может быть оценена только по результатам соревнований, такой способ психологического отбора носит вероятностный характер.