Психологические основы профессиональной подготовки специалистов и обеспечения их будущей деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:06, реферат

Описание работы

Необходимость непрерывного совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров психологов, недостаточная их компетентность ставят с необходимостью вопросы создания целостной концепции профессионализации, совершенствования форм и процесса, в которых она происходит. В существующей же системе профессиональной подготовки концепция подготовки психолога недостаточно разработана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
§1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3
§2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ-ПСИХОЛОГАМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 5
§3. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА 16

Файлы: 1 файл

Реф.Психотер.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Квалифицированная подготовка специалиста в области прикладной психологии невозможна без овладения навыками научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-практической деятельности, которые приобретаются в ходе различных практик. Основными задачами практики как важнейшей части профессиональной подготовки специалиста являются [5]:

    • закрепление теоретических знаний и получение необходимого практического опыта;
    • знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля;
    • воспитание профессиональной этики и стиля поведения;
    • обучение практическим методам психодиагностики и коррекционно-реабилитационной работы, а также преподавательской деятельности;
    • умение ставить цели и формировать профессиональные задачи, осуществлять кооперацию с коллегами по работе.

Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.

В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов [2]:

- использование  основных методов психологической  коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;

- владение  методами индивидуального, группового  и семейного консультирования  здоровых с учетом возрастной  специфики в связи с задачами  психопрофилактики;

- владение  основными приемами восстановительного  обучения;

- владение  подходами к организации психотерапевтической  среды и психотерапевтического  сообщества;

- владение  навыками проведения личностно- и профессионально - ориентированных тренингов.

Особые требования предъявляются к личности психолога-практика. Тем не менее, образовательное учреждение не способно культивировать желательные качества личности психолога. Однако  существуют в психологическом сообществе требования к личности психолога, которые будущий специалист может развивать в себе. Итак, личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Balint и Е. Balint писали: «Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта» [7].

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Cristiani, 1990): проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты]; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990) [1]:

  • доверие к людям;
  • уважение ценностей другой личности;
  • проницательность;
  • отсутствие предубеждений;
  • самопонимание;
  • сознание профессионального долга.

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление  себя с клиентами), гибкость, эмпатию  и отсутствие собственных серьезных  проблем [7]. К особо вредным для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

A. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами [1].

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

Таким образом, образовательные требования к профессиональной подготовке специалиста-психолога определяются уровнем знаний и навыков в различных областях психологической науки и практики, готовностью к ведению научно-исследовательской, диагностико-коррекционной работы, консультативной и просветительской работы. Практический психолог должен заботиться о постоянном повышении своего профессионального уровня. Практическая психология - стремительно развивающаяся область человеческой деятельности, в которой постоянно открываются новые знания, разрабатываются новые направления исследований человеческой психики, конструируются новые методы и способы психодиагностики, создаются различные техники и технологии психологического воздействия. В связи с этим для поддержания высоких профессиональных стандартов практикующему психологу важно участвовать в разработке новых научно-исследовательских проектов, вести собственную исследовательскую деятельность, публиковать результаты этих исследований в профессиональных журналах, знакомиться с новыми научными публикациями в периодической печати, участвовать в конференциях и семинарах, организуемых профессиональными сообществами психологов, посещать мастер-классы, тренинги, проходить стажировки у ведущих отечественных и зарубежных специалистов.

 

Заключение

При всех достоинствах имеющихся теоретических подходов к подготовке психологов необходимо признать, что они, являясь и системно концептуальными, и исследовательскими, нередко носят либо фрагментарный характер (например, при описании деятельности педагога-психолога чаще всего делается необоснованный уклон в сторону психодиагностики в ущерб другим направлениям деятельности), либо констатирующий, описательный. Не лучше обстоит дело и с задачами, с которыми приходится сталкиваться в практической деятельности педагогу-психологу. Они до конца не определены, системно не выстроены, не проведена их спецификация. У каждого автора они рассматриваются в рамках решаемых им исследовательских задач. Для того, чтобы этот разрыв между теорией и практикой был преодолен, а имеющийся вакуум был заполнен, необходима особая логика исследования, особая адекватная системная идея.

Отмечается, что эффективное разрешение проблемы качества подготовки педагогов-психологов не может быть достигнуто без избавления от избыточной неопределенности при ее исследовательской постановке, пока конкретно не будет определено, что нужно в этом качестве изменить, усовершенствовать. Системная идея, раскрывающая возможность решения проблемы, и должна отразить то качество подготовки, которое должно быть обеспечено в вузе.

Итак, наличие различных противоречий, сложившихся в системе профессиональной подготовки психологов, и объективная невозможность их преодоления в существующей концептуальной парадигме приводят к необходимости разработки иной теоретической концепции, основанной на системообразующей идее, с помощью которой появится возможность преодолеть разрозненность и противоречивость исследовательских поисков и обеспечит необходимую для этого комплексную целостность.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. – 346с.
  2. Болотова А. К., Макарова И.В. Прикладная психология [электронный учебник]// http://psychologi.net.ru/book2_n_p/bolotov_pr.html
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996;
  4. Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. – М., 1999;
  5. Макаров С.П. Профессиональная подготовка специалистов // Материалы межрегиональной конференции. – Элиста, 2003.
  6. Мастеров Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования. – М.: ЭКСМО- Пресс, 1998. – 342с.
  7. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 1998. – 109 с.
  8. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Центр прикладной психологии, 1993. – 203с.

 

 


Информация о работе Психологические основы профессиональной подготовки специалистов и обеспечения их будущей деятельности