Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:16, реферат
Воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания - воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность.
Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса — дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыслению?
Введение 2
Воспитание как целенаправленная деятельность по формированию личности 3
Теории личности зарубежных психологов 5
Психодинамическая теория личности. 5
Аналитическая теория личности. 8
Гуманистическая теория личности. 9
Когнитивная теория личности. 12
Поведенческая теория личности. 14
Воспитание с позиций деятельностного подхода. Понятие о качествах личности и их формировании 16
Личность в коллективе 19
Роль семьи в формировании личности ребенка 20
Заключение 26
Список используемой литературы 27
1. Блок «ядерных» конструктов
– это примерно 50 основных конструктов,
которые находятся на вершине
конструктной системы, т. е.
в постоянном фокусе
2. Блок периферических
Целостные свойства личности выступают
как результат совместного
Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» когнитивисты отвечают так: потому что у агрессивных людей имеется особая коиструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.
Существуют два направления
в поведенческой теории личности
– рефлекторное и социальное. Рефлекторное
направление представлено работами
известных американских бихевиористов
Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками
социального направления
Главным источником развития личности,
согласно обоим направлениям, является
среда в самом широком смысле
этого слова. В личности нет ничего
от генетического или
По мнению представителей второго
направления, важную роль в развитии
личности играют не столько внешние,
сколько внутренние факторы, например
ожидание, цель, значимость и т. д. Бандура
назвал поведение человека, детерминированное
внутренними факторами, саморегуляцией.
Основная задача саморегуляции –
обеспечивать самоэффективность, т. е.
совершать только те формы поведения,
которые человек может
Согласно поведенческой теории,
человек практически полностью
лишен свободы воли. Наше поведение
детерминировано внешними обстоятельствами.
Внутренний мир человека объективен.
В нем все от среды. Личность полностью
объективизируется в
В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека, А если вы грустны и печальны или отличаетесь повышенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы – продукт общества и воспитания.
Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления
у бихевиористов не сводится только
к пище. Представители этого
Если в рамках рефлекторного
направления поведенческой
«Не могу», – то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения.
Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, – с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
Ответ на контрольный вопрос «Почему
одни люди более агрессивны, чем
другие?» в рамках данной теории
формулируется следующим
Воспитание с позиций деятельностного подхода. Понятие о качествах личности и их формировании.
Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Воспитательный процесс в
Ситуация воспитывающей
Слово "личность" (от лат. persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни "личина"), Затем это слово стало означать самого актера и его роль. Личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений. В значении слова "личность" можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, - несовпадение собственных характеристик человека, его лица с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл - социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, реализуемых через определенные социальные роли.
С точки зрения деятельностного
подхода человек
Согласно С.Л.Рубинштейну, личность проявляется и формируется только в деятельности и посредством нее.
Фундаментальный принцип современного познания личности заключается в том, чтобы рассматривать личность не в отрыве от ее деятельности, а непосредственно в контексте деятельности, то есть как ее субъекта и в какой-то мере и как объекта. Иначе говоря, личность есть порождение и продукт деятельности, деятельностное существо. На этом настаивают многие отечественные ученые и философы. Деятельность обусловливает не только сущность личности, но и ее структуру, которая характеризуется в свою очередь единством ее социальных и психических качеств.
Человек живет и развивается
в системе отношений с
Активная деятельность людей, объединяющая их в общность, становится духовной основой коллектива, его движущей силой. Дети все по-разному входят в систему коллективных отношений и оказывают обратное влияние на коллектив.
Положение личности в коллективе зависит от ее индивидуального социального опыта, который определяет характер ее суждений, норм поведения и т. д. Опыт может соответствовать и не соответствовать суждениям, формам поведения личности. То, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива.
Наиболее благоприятно складываются отношения там, где коллектив достиг высокого уровня развития, где развита форма самоуправления. Распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:
1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).
В 1-й модели личность подчиняется требованиям коллектива добровольно, уступает коллективу как превосходящей силе, подчиняется коллективу лишь внешне, формально. Коллектив подчиняет личность нормами и традициями своей жизни. Во 2-й линии поведения возможны два пути развития событий:
1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива;
2) личность открыто сопротивляется.
Распространенный мотив