Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:31, реферат

Описание работы

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Файлы: 1 файл

Психологические особенности детей.docx

— 18.81 Кб (Скачать файл)
 
Психологические особенности детей  старшего дошкольного возраста (6 – 7  лет)   

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.          

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.         

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.         

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.         

Развитие  мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.         

Развитие  воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.         

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный  запас и развивается способность  использовать в активной речи различные  сложнограмматические конструкции.     

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность  и большая значимость эмоциональных  реакций.         

Психическое развитие и становление личности ребенка  к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием  самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего  возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей  деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в  данное время занимает в семье, в  детском коллективе сверстников.         

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется  рефлексия, т. е. осознание своего социального  «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.         

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической  и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать  над мотивом «я хочу».         

Ребенок 6 – 7 летнего  возраста стремится к самоутверждению  в таких видах деятельности, которые  подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.         

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного  возраста порождает новые потребности  и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей  деятельностью на протяжении дошкольного  детства, к концу дошкольного  возраста уже не может полностью  удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное  ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится  к принятию новой социальной позиции  – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.    

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.         

Готовность к  школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его  функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и  физические нагрузки.         

Что же включает в себя психологическая  готовность к школьному  обучению?         

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для  освоения школьной учебной программы  в условиях обучения в количестве сверстников.         

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.          

Внутренняя психическая  жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и  учебными делами и от того, насколько  будет сформирована психологическая  готовность, будет зависеть адаптация  ребенка к школе и успешность в обучении.         

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.         

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.         

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.         

Интеллектуальная  готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.         

Важной составной  частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.         

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное  волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.         

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.  

Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику    

Общая эрудиция.         

Первоклассник должен иметь знания и представления  об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения. 

Математические  знания.

Ребенок должен знать:

    Ø  цифры и знаки «+» и «-»;

    Ø  смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

    Ø  количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

    Ø  знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

    Ø  читать числа до 20;

    Ø  считать до 20 (прямой и обратный счет);

    Ø  решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    Ø  ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

    Ø  решать примеры в пределах 10 (или 20);

    Ø  пользоваться часами без секундной стрелки.

Требования  к уровню устной грамотности.

Ребенок должен знать:

    Ø  алфавит;

    Ø  средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

    Ø  ряд стихов, потешек, загадок, считалок. 

Ребенок должен уметь:

    Ø  проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

    Ø  различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

    Ø  выделять ударение в словах;

    Ø  устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

    Ø  обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь  как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к  речи):

    Ø  ясное произношение всех звуков родного языка;

    Ø  умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

    Ø  использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

    Ø  должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

    Ø  должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

    Ø  ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

    Ø  уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Требования  к уровню грамматических навыков:

    Ø  развитие мелкой моторики пальцев рук;

    Ø  умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

    Ø  умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

Требования  к уровню развития мышления и воображения:

    Ø  умение выполнять действие классификация;

    Ø  умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

    Ø  умение строить простейшие умозаключения.



Информация о работе Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)