Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:31, реферат
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития
речи к концу дошкольного возраста
расширяется активный словарный
запас и развивается Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы. Осознание своего
«я» и возникновение на этой основе
внутренних позиций к концу дошкольного
возраста порождает новые потребности
и стремления. В результате игра,
которая является главной ведущей
деятельностью на протяжении дошкольного
детства, к концу дошкольного
возраста уже не может полностью
удовлетворить ребенка. У него появляется
потребность выйти за рамки своего
детского образа жизни, занять доступное
ему место в общественно- Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению? Под психологической
готовностью к школьному Составными компонентами
психологической готовности к обучению
в школе являются мотивационная,
социально-личностная, интеллектуальная
и эмоционально-волевая Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении. Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении. Социально-личностная готовност Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности. Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных. Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя. Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности. Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику Общая эрудиция. Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения. Математические знания. Ребенок должен знать: Ø цифры и знаки «+» и «-»; Ø смежные числа в пределах 10 «соседи числа»; Ø количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа); Ø знать простейшие геометрические фигуры. Ребенок должен уметь: Ø читать числа до 20; Ø считать до 20 (прямой и обратный счет); Ø решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание; Ø ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»; Ø решать примеры в пределах 10 (или 20); Ø пользоваться часами без секундной стрелки. Требования к уровню устной грамотности. Ребенок должен знать: Ø алфавит; Ø средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса); Ø ряд стихов, потешек, загадок, считалок. Ребенок должен уметь: Ø проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове; Ø различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; Ø выделять ударение в словах; Ø устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста); Ø обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова. Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи): Ø ясное произношение всех звуков родного языка; Ø умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро; Ø использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение; Ø должен быть сформирован уровень культуры речевого общения; Ø должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей; Ø ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы; Ø уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения. Требования к уровню грамматических навыков: Ø развитие мелкой моторики пальцев рук; Ø умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти; Ø умение правильно держать руку, карандаш, кисть. Требования к уровню развития мышления и воображения: Ø умение выполнять действие классификация; Ø умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие; Ø умение строить простейшие умозаключения. |
Информация о работе Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)