Психологические особенности лжи детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 08:34, реферат
Описание работы
Данная проблема актуальна в нашем современном обществе в связи с многочисленными негативными факторами, влияющими на людей, которые часто соприкасаются с ложью. Изучение лжи как психологического феномена, направленное на ее понимание будет способствовать более эффективной работе многих сфер общества.
Файлы: 1 файл
Психологические
особенности лжи детей младшего школьного
возраста
Данная проблема актуальна
в нашем современном обществе в связи
с многочисленными негативными факторами,
влияющими на людей, которые часто соприкасаются
с ложью. Изучение лжи как психологического
феномена, направленное на ее понимание
будет способствовать более эффективной
работе многих сфер общества.
Специалистам разных сфер деятельности
нужно определять говорит человек правду
или нет. Чрезмерная доверчивость часто
приводит к печальным последствиям. Умение
распознавать ложь в речи, телодвижениях,
поведении человека является результатом
изучения особенностей проявления лжи.
Людям, умеющим распознавать ложь легче
адаптироваться в окружающей среде: находить
верных друзей, получать достоверную информацию
и другие плюсы.
В современном обществе ложь
стала частью нашей жизни. Нам лгут по
телевизору, чтобы привить свои мысли,
в магазине, чтобы выгодно продать свой
товар и еще во многих других местах. К
сожалению, это плохо сказывается на культуре
нашего общества. Ложь отрицательно воздействует
на человека.
Цель исследования – выявить
особенности лжи детей младшего школьного
возраста.
Объект исследования – психологические
особенности лжи детей младшего школьного
возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические
подходы к пониманию лжи как
психологического феномена.
2. Обобщить психологические
особенности проявления лжи у
детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
В соответствии с задачами исследования
на различных его этапах использовались
методы:
1. Теоретические: анализ
психолого-педагогической, дидактической
и методической литературы, методы
теоретического обобщения, системного
анализа изучаемых явлений.
2. Эмпирические: тестирование,
опросник.
Используемые методики:
Тест школьной тревожности
Филлипса.
Тест «Лживость» в методике
социально-психологической адаптации
К. Роджерса, Р. Даймонда.
Методика «Какой Я?» Р.С. Немова.
Рассмотрение специфики
лжи как психологического феномена
В психологии дано немало разных
определений понятия «ложь». В словаре
русского языка С.И. Ожегова ложь определяется
как намеренное искажение, неправда. Также
можно выделить три существенных признака
лжи:
1) осознание ложности
высказывания;
2) наличие намерения обмануть
собеседника;
3) целесообразность.
Ложь изучается в разных науках
на протяжении многих веков.
Исследователи, занимающиеся
исследованием феномена лжи, выделяют
ее типы. Существуют сознательная и безсознательная
ложь, выделяемые в зависимости от степени
осознанности лжецом. Некоторые авторы
рассматривают такие виды лжи, как явная
ложь, преувеличение и тонкая ложь.
Существует множество классификаций
лжи. Можно выделить ложь во благо, которая
приносит пользу слушателю или в целом
обществу. Например, к такой лжи относится
ложь, чтобы не расстроить больного человека.
В данном случае, можно сказать, она играет
положительную роль. Белая ложь направлена
на то, чтобы не огорчить и не обидеть слушателя.
Ложь во спасение нужна в первую очередь
самому лжецу, чтобы избежать осуждения,
наказания.
Можно наблюдать разные типы
поведения во время лжи и с помощью знаний
об их проявлениях можно распознать лжеца.
Все эти невербальные признаки, обозначающие
ложность информации условны. На основе
лишь невербальных признаков нельзя с
уверенностью утверждать о присутствии
ложной информации. Но все же благодаря
невербальному поведению можно распознать
ложь, потому что человеку очень трудно
контролировать свои эмоции, которые возникают
при сообщении ложной информации.
В исследовании, проведенном
В.Н. Крогиусом, студентам давалось задание
сообщать об использовании ложной информации
в своей жизнедеятельности. В ходе эксперимента
стало известно, что участники не смогли
не применять ложь даже в течение одного
дня. По разным причинам им пришлось использовать
ложь. К сожалению, это свидетельствует
о том, что ложь до такой степени частое
явление в нашей жизни, что об ее исчезновении
не может быть и речи.
Ложь непосредственно связанна
с такими чертами характера личности,
как хваставство, лесть, хитрость. Хваставство
проявляется в желании показаться лучше,
чем он является на самом деле. Лесть определяется
как действия человека, чтобы понравиться,
угодить другому. Хитрость связана с ложью,
направленной на достижение личных целей.
Самым известным способом распознавания
лжи является наблюдение за невербальным
поведением человека во время лжи. Лгущий
человек может принять закрытую оборонительную
позу. Когда человек лжет, он может поднести
руки к лицу, почесать ухо, нос, закрыть
рот руками.
Когда человек сообщает ложную
информацию, может сработать барьерная
функция вины, которая приводит к ухудшению
общего психофизиологического состояния
лжеца. Все это вызывает такие реакции
организма, как замедление или учащение
дыхания, пульса, резкая смена эмоций,
ухудшение качества речи.
Опираясь на знания Л.С. Выготского,
можно утверждать, что ложь у детей взаимосвязана
с мыслительными процессами. В ходе использования
лжи активизируется творческое мышление.
Многие исследования доказывают,
что предрасположенность ко лжи зависит
от уровня тревожности, стресоустойчивости,
самооценки.
У разных людей отличаются способности
использовать ложь. Некоторые люди вообще
не склонны ко лжи, а другие искусно применяет
ложь постоянно. Все это зависит от воспитания
родителей, социального окружения, пола
и возраста. В отличие от других процессов,
лжи не надо обучать. Ребенку, который
часто использует ложь, скорее всего, не
хватает внимания, любви со стороны родителей.
Детей с детства приучают всегда
говорить правду, многие из нас, наверно,
помнят слова своих родителей: «Врать
– не хорошо». Родители стараются воспитать
своих детей, развивая в них такие качества
характера, как честность, искренность,
правдивость. И в школе учителя делают
всё возможное, чтобы учащиеся не лгали
им. Что часто можно наблюдать, когда ученик
не сделал домашнее задание и придумывает
разные вымышленные истории, которые оправдают
его поведение.
Когда детей учат не лгать, родители
порой забывают или не думают о важном
значении объяснения, почему нельзя лгать.
Ложь можно объяснить с религиозной и
философской точек зрения. Религиозная
точка зрения имеет в основе наказание
за грех в виде лжи, а философская точка
зрения рассматривает ложь как порождение
зла в мире. Если семья не религиозная,
ребенку следует объяснять, что лгать
плохо. Потому что если он будет лгать,
другие ему не будут доверять.
Семья как основной социальный
институт развития, влияет на формирование
отношения к истине, правде. Осознанная
ложь имеет в основе злой умысел и четко
продуманную выгоду. Такая ложь крайне
редко встречается у детей младшего школьного
возраста. Для детей также характерна
ложь из-за страха наказания. Детям данного
возраста свойственно фантазировать.
Ложь чаще всего возникает в ситуациях,
когда ребенок не обладает информацией
по этому вопросу.
Выводы
В первой главе рассмотрены
особенности проявления лжи у детей младшего
школьного возраста. Дано определение
лжи как действия, направленного на умышленное
сообщение неверной информации. Отмечается
необходимый вклад воспитания для правдивости
детей. Воспитывая детей, родители должны
учитывать необходимость объяснения,
почему нельзя лгать, при этом они должны
придерживаться религиозной или философской
точки зрения.
Также в этой главе рассматриваются
такие способы распознавания лжи, как
использование полиграфа, изучение письменных
источников информации и невербального
поведения.
Эмпирическое исследование
психологических особенностей лжи у детей
младшего школьного возраста
Обоснование методического
аппарата
Используемые методики:
Тест школьной тревожности
Филлипса.
Тест «Лживость» в методике
социально-психологической адаптации
К. Роджерса, Р. Даймонда.
Методика «Какой Я?» Р.С. Немова.
Организация исследования состоит
из следующих этапов:
Подборка экспериментальных
групп;
Подбор методик;
Само исследование лжи;
Произвести математическую
обработку результатов;
Провести анализ результатов;
Сделать выводы.
Характеристика выборки – во
время исследования было опрошено 25 человек
учащихся 2-3 классов МКОУ СОШ с. п.Кременчуг-Константиновское.
Средний возраст участников исследования
составляет 8-10 лет.
Характеристика используемых
методик.
Тест школьной тревожности
Филлипса.
Предназначен для изучение
уровня и характера тревожности, связанной
со школой у детей младшего и среднего
школьного возраста.
Библиографические источники
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый
словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических
выражений. 4-е изд., доп. М., 1999. 944 с.
Э.Н. Асланбекова Особенности
невербального поведения при сообщении
ложной информации//Известия Саратовского
ун-та. Нов. серия. Сер. Философия. Психология.
Педагогика. – 2013.-№ 4, С. 42-46.
И.В. Шарауров Влияние лжи на
здоровье человека: психологический, социальный
и нравственный аспекты//Культура. Наука.
Интеграция. – 2012.-№1(17), С. 26-30.
Е. С. Исайчев, С. А. Исайчев, А.
В. Насонов, А. М. Черноризов Диагностика
скрываемой информации на основе анализа
когнитивных вызванных потенциалов мозга
человека//Национальный психологический
журнал. – 2011.-№1(15), С.70-77.
М.Г. Чухрова, О.А. Белобрыкина,
В.В. Колыхневич Лживость как компонент
симптокомплекса коммуникативных особенностей
личности//Мир науки, культуры, образования.
– 2012.-№3(34), С. 186-189.
Е.А. Вансяцкая Специфика коммуникативного
поведения детей младшего школьного возраста//Личность.
Культура. Общество. – 2011.-№4, С. 304-308.
Е.Н. Чекушкина Анализ особенностей
интерпретации феномена обмана и лжи в
гуманитарном знании//Гуманитарные науки
и образование. – 2011.- №4, С. 72-76.
А.А. Чернобров Жить не по лжи?
(Педагогические, лингвистические и философские
аспекты понятий «ложь» и «истина»)//Сибирский
педагогический журнал. – 2012.-№4, С. 255-262.
Е.С. Черкасова Опрос с использованием
полиграфа как криминалистический метод//Вестник
Новосибирского Государственного университета.
– 2011.- Том 6, № 1, С. 105-109.
Т.А. Литвинова, И.С. Шевченко,
О.А. Литвинова, Е.С. Рыжкова Диагностирование
истинности или ложности высказывания
как одно из направлений моделирования
личности автора письменного текста//В
мире науки и искусства: вопросы филологии,
искусствоведения и культурологи.- 2013.-№24,
С.119-125.
И.А. Горчакова Особенности
понимания феномена лжи в отечественной
и зарубежной психологии//Актуальные проблемы
психологического знания. – 2009.-№1, С. 145-148.
Н.В. Крогиус Правда о лжи: проблема
рефлексии// Известия Саратовского университета.
Новая серия. Серия: Философия. Психология.
Педагогика. – 2009.-Том 9. №3, С. 105-110.
Щедровицкий Г.П. «Коммуникация,
деятельность, рефлексия». URL: http://www.circle.ru
.
Е.Н. Чекушкина, Е.Н. Суняйкина
Основные виды обмана и лжи (этико-правовые
аспекты)//Научный поиск. – 2012.-№3-4, С.42-44.
Р.С. Иванов Влияние индивидуально-психологических
особенностей и психопатологических состояний
человека на возможность выявления у него
скрываемой информации с помощью полиграфа//Северо-Кавказский
психологический вестник. – 2009.- Том 9.
№1 С. 39-42.
Информация о работе Психологические особенности лжи детей младшего школьного возраста