Психологические особенности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Подростковый период – период завершения детства, вырастание из него, переходный от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность.

Содержание работы

1. Психологические особенности подросткового возраста………………...
2. Особенности психики и поведения подростков………………………….
3. Развитие личности и кризисы перехода к юности……………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

писхология развития-1.docx

— 33.02 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Курганский государственный университет»

Педагогический  Факультет

 

 

 

 

 

Контрольная  работа по дисциплине

«Психология развития»

на тему:

«Психологические  особенности подростка»

Вариант 5

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ПЗ 3951С (Б)                                     Е.А Рыжкова

 

Направление «Психолого-педагогическое образование (психология и педагогика дополнительного образования)»

 

 

Проверил: 

Доктор психологических наук

Профессор                                                                      М.В.Чумаков                                                                                                  

 

                                                                                 

Курган 2013г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………….

1. Психологические особенности подросткового возраста………………...

2. Особенности психики и поведения подростков………………………….

3. Развитие личности и кризисы перехода к юности……………………….

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Возрастной  период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. По мнению Л.С. Выготского «Психологический возраст, – качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.» Психологический возраст, может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Подростковый период – период завершения детства, вырастание из него, переходный от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность. Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Это период полового созревания. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным. С. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством – эпохой охоты и собирательства, и взрослым состоянием – эпохой развитой цивилизации.

Подростковый период достаточно сложный в виду полового созревания, внутреннего и внешнего интенсивного роста подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические особенности подросткового возраста.

 

Подростковый период — переходный период от детства к взрослости, соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет.

Основные  психологические потребности подростка:

- стремление к общению со сверстниками,

-стремление к самостоятельности и независимости,

-эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают подростковый период исключительно сложным, в том числе и для самого подростка.

Первым подростковый возраст выделил как время  второго, самостоятельного рождения в  жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо. Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста  и были изложены в труде С. Холла «Взросление». Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода бури и натиска. Он разработал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста — чувство индивидуальности . К. Левин говорил о своеобразной маргиналъности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние когнитивного дисбаланса, неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены жизненных пространств. Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности. В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Подростковый возраст - этап психического развития, характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Д.И. Фельдштейн считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным.

 

  1. Особенности психики и поведения подростков

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа: она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, — психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста: она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации: у подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам.

4. Реакция компенсации: она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации: обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости — к общественной деятельности и т.д.).

Подростковые  психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации: отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации»: проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группировании: стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.

4. Реакция увлечения: отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением: реакции в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции.

Важное направление  психического развития в подростковом возрасте связано с формированием  стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии.

Конструктивные  способы:

  • достижение цели собственными силами;
  • обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем;
  • тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения;
  • изменение своего отношения к проблемной ситуации;
  • изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов.

Неконструктивные  способы:

  • формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания;
  • импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами;
  • агрессивные реакции.

Считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания детских форм контроля, требований послушания, выраженной опеки. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего по инициативе взрослого. Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти в подростковом возрасте имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.

 

 

 

  1. Развитие личности и кризисы перехода к юности

Л.С. Выготский выделял две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. В негативной фазе происходит свертывание интересов, появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Л.С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он выделил несколько групп интересов (доминант) подростка:

  • эгоцентрическая доминанта (интерес к собственной личности) ;
  • доминанта дали (большая субъективная значимость отдаленных событий, чем текущих и ближайших);
  • доминанта усилия (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.);
  • доминанта романтики (стремление к неизведанному, рискованному, приключениям).

Новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости, — это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых. Выделено и описано несколько видов взрослости:

  • подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе;
  • стремление подростков – мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость и т.п.;
  • социальная взрослость — как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника,
  • интеллектуальная взрослость — связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы.

  • Феномен «воображаемая аудитория», один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене.
  • Личный миф — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. Пик такого эгоцентризма приходится на отрочество

Информация о работе Психологические особенности подростка