Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:02, реферат
При различных подходах к определению личности и особенностей ее развития, разрабатываемых в современной психологической науке (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и другие), наиболее эвристическая формулировка была дана А.Н. Леонтьевым, показавшим, что личность представляет особое системное и поэтому «сверхчувственное» качество, приобретаемое индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью, развиваясь как личность. И хотя носителем этого качества является вполне чувственный, т
Введение
1. Психологические особенности детей 10 - 15 лет
2. Противоречия подросткового возраста
3. Проблемы развития Я
Заключение
Список литературы
Но пока все только начинается - в двенадцать-тринадцать лет, - бывает очень нелегко пережить физиологическую бурю в организме и эмоциональную бурю в душе. Ведь в эти годы просыпается интерес к представителям противоположного пола, возникают первые влюбленности… Именно в подростковом возрасте начинается мучительный поиск ответов на очень непростые, "взрослые" вопросы: "какой я?", "каким я должен быть?", "как меня воспринимают другие люди?". Как сказал один остроумный психолог, подросток спрашивает себя со страхом: "Неужели я такой же, как все?" - и тут же ужасается: "Неужели я не такой, как все?" [4, 152].
С какой страстностью доказывают подростки родителям: "Я имею право! Ничего я не должен!", но случается, что стремление вырвать свои права сочетается с абсолютным нежеланием нести ответственность за то, что сделано - и в этом тоже парадокс возраста. Это не вина подростка, просто этому ему еще предстоит научиться.
Желание стать и выглядеть взрослым отражается и в стремлении быть современным. Порою это стремление оборачивается безоглядной борьбой со старым - и тогда в мусорную корзину летят прошлогодние джинсы "немодного покроя", а о романах Тургенева звучит презрительное: "Кто же это сейчас читает!". Категоричность суждений, критичность и свержение авторитетов и в то же время фанатичное поклонение избранным кумирам, например, звездам рок- или поп-музыки, и полнейшее игнорирование их недостатков - одно из ярких противоречий подросткового возраста.
С одной стороны, подросток стремится отделиться от взрослого, добиться автономности, а с другой - чрезвычайно нуждается в добром, спокойном и умном старшем друге, который без назидательности и занудства сумел бы помочь. Помочь в поиске и освоении общих способов решения самых разнообразных задач, которые предлагает жизнь - логических, этических, социальных, личностных.
Если такого старшего (взрослого) друга не находится, то подросток устремляется на поиски решений в "свободном плавании". И его команда - сверстники. Одной из самых важных черт возраста является стремление к общению, группированию со сверстниками. Ведь именно там можно найти то, чего не хватает порой в общении с родителями - признание твоей взрослости и твоего права на независимость. И здесь мы снова встречаем парадокс - подросток очень высоко ценит независимость, но оказывается чрезвычайно зависим от мнения сверстников, своей кампании. Он желает одеваться так, чтобы не быть похожим на других, и в то же время - часто одежда ребят из одной кампании совершенно неотличима. Они похожи, как горошины из одного стручка.
В группе сверстников подросток получает те знания, ту информацию о жизни, которую по каким-то причинам он не может получить дома или в школе от учителей. И это совершенно нормально. Важно только, чтобы эта информация оценивалась подростками критически, поскольку во взаимном общении отроков порой возникают совершенно фантастические мифы - особенно о такой деликатной сфере, как отношения между полами [5, 52].
3. Проблемы развития Я
Развитие Я подростка происходит по очень замысловатой траектории. Это не прямой и равномерный путь - это скачки и откаты, это взлеты и падения. Вопросы о самом себе, попытки проанализировать себя как личность - это специфические черты именно подростков. Семилетний ребенок не терзает себя размышлениями "что я за человек?". Самосознание же подростка изменяется не столько количественно, сколько качественно, причем иногда очень быстро, резко, неожиданно.
Сначала подросток осознает отдельные свои поступки, обучается анализировать их, давать им оценку, потом он становится способен оценить свое поведение в целом. От анализа поведения он переходит к анализу и оценке своих нравственных качеств, характера, способностей. Для развития самосознания подростка особое значение имеют оценки и суждения о нем со стороны родителей, учителей, друзей. Ему очень нужны эти "живые зеркала", особенно в младшем подростковом возрасте, потому что они помогают ему разобраться в своей личности, в ее особенностях.
Интересно, что нравственные принципы и идеалы подростков бывают очень своеобразны и порой сильно отличаются от нравственных ценностей взрослых. Скажем, явно или неявно может провозглашаться такой постулат: "жалость - свойство слабых". Или: "Лучше оказаться дураком, чем трусом".
Идеи, подобные последней, реализуются иногда в совершенно бессмысленных испытаниях храбрости: ревущие двигатели мотоциклов, несущихся навстречу друг другу на пустынном ночном шоссе - кто свернет первым? Или хождение по перилам балкона на девятом этаже. Не показать свой страх другим - это главное. К сожалению, последствия такой демонстрации храбрости оказываются порой весьма трагичными.
"Я" подростка отражается в его увлечениях. Именно здесь оно находит наиболее яркое воплощение. Увлечения подростков весьма разнообразны: кто-то конструирует модели самолетов или кораблей, кто-то коллекционирует марки, кто-то активно занимается спортом, кто-то шьет, играет на гитаре или гоняет на картингах. Но в настоящее время есть два наиболее явно выраженных увлечения, объединяющих подавляющее большинство подростков: это современная музыка и компьютеры. Сами по себе эти увлечения не являются плохими или хорошими. Проблема возникает тогда, когда "одна, но пламенная страсть" заменяет собой все другие и заслоняет разнообразные богатства жизни.
Портреты поп-звезды на стенах комнаты, многочасовые стояния в подъезде с одной-единственной целью - увидеть своего кумира хотя бы мельком, страстные письма с признаниями в любви и многодневные слезы восхищения над пуговицей, оторванной у предмета поклонения в толпе таких же фанатов, - стоит ли ограничивать свою жизнь только этим?
Компьютеры - вещь, безусловно, необходимая в современном мире. Без владения информационными технологиями немыслим в будущем, видимо, ни один вид профессиональной деятельности. Но восьми - десятичасовые битвы с виртуальными монстрами в какой-нибудь сетевой игре или ночные бдения с воспаленными глазами и беззвучной болтовней на чатах в Интернете - могут ли они заменить живое общение - глаза в глаза - с друзьями?
Есть о чем поразмышлять и что обсудить - и лучше - глаза в глаза…
Вторая фаза подросткового возраста. Человеческое Я проходит непростой путь. К 15-16 годам многое в человеке меняется. Между ним и двенадцатилетним - огромная разница. Сглаживаются резкие поведенческие проявления, уравновешиваются эмоции, более сдержанными становятся суждения, меньше - конфликтность.
В этом возрасте у человека появляются новые психологические особенности: самосовершенствование и самоопределение, которые связаны со стремлением стать интересным, умным, ярким, разносторонним; повышение значимости собственных ценностей; превращение частных самооценок отдельных личностных качеств в общее, целостное самоотношение.
Если раньше подросток достаточно обще оценивал себя по шкале "хороший - плохой", то теперь оценки осуществляются в разных направлениях для разных свойств и черт. Пятнадцатилетний человек в большей степени ориентируется при оценке себя на свое собственное мнение и анализ своих поступков, чем на мнения окружающих и поэтому порой ошибается - со стороны-то виднее.
Думать о себе хочется все-таки хорошо. Отсюда особенности этого возраста - повышенно оптимистический взгляд на себя, достаточная устойчивость самооценки. В младшем подростковом возрасте самооценка скачет, как кузнечик - утром ребята высказали одобрение твоим "прикидом" - и ты считаешь себя самым славным парнем на свете, вечером услышал насмешку симпатичной девчонки - и ты ощущаешь себя окунувшимся в грязь.
Наше Я в это время открывает глубины собственного внутреннего мира. Мы вдруг понимаем, что мир внешний, реальный - это только один из возможных миров, а наше внутреннее содержание предоставляет нам неисчислимые богатства. Поэтому порой хочется побыть одному, поразмышлять, почитать "умные", философские книги. А отсюда - уменьшение количества друзей (при возрастании количества приятелей). Но и требования к друзьям высокие. Друг должен уметь выслушать все то сокровенное, чем хочется поделиться, уметь понять и принять мое самораскрытие.
Изменяется и отношение к взрослым. Они уже не противники, у которых надо отвоевать право на свободу и независимость. Умный взрослый - это замечательный собеседник, с которым можно построить доверительные отношения. Полного самораскрытия со стороны подростка, конечно же, взрослому ожидать нечего. Зато, если он покажется достойным, то может стать примером для подражания, имеющим какие-то черты, которые являются эталоном. Для старшего подростка идеальных взрослых нет. Но у одного взрослого имеется одна привлекательная черта, у другого - другая. Так, составив набор эталонов, можно смоделировать такой образ, по которому и можно начать целенаправленно строить свое Я [4, 90].
Заключение
Самое главное, что появляется у подростка в этот период и чем он резко отличается от младших ребят - это чувство взрослости. Подобного ощущения он никогда не испытывал раньше. И оно усиливается - хотя бы потому, что в зеркале подросток видит не малыша, а человека, у которого налицо признаки взрослеющего человека. Впрочем, довольно часто у подростков - и мальчиков, и девочек - вызывают негативное отношение некоторые особенности собственной внешности. Сколько страданий доставляют подросткам обоего пола такие естественные в этом возрасте и такие нежеланные прыщи! Не меньше проблем связано с неуклюжестью, угловатостью подростковых фигур, с излишней полнотой или неестественной худобой. Ведь так хочется выглядеть красивой (-ым) и привлекательной (-ым)!
Представление о себе как о взрослом человеке не может не влиять на поведение и манеру общения с людьми. Конечно же, трудно принять отношение к себе со стороны взрослых, "как к маленькому". Поэтому подросток демонстрирует порой грубость, упрямство, замкнутость, пытаясь доказать свое право на самостоятельность и независимость от внешних указаний. Он считает правомерным претендовать на отношение к нему, как ко взрослому, желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства взрослых, подчеркнуто категорично высказывает свои взгляды, не совпадающие со взглядами взрослых.
Список литературы
Крылов А.А. Психология. - М.: ПРОСПЕКТ, 2002. - 584 с.
Немов Р.С. Общая психология. - М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1995. - 576 с.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ВЕЧЕ, 1998. - 428 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 736 с.