Психологические особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Очевидна разнородность категории «несовершеннолетние» в милицейских сводках, сюда относятся, как 17 юноши, так и дети 7-10 лет. Однако, согласно статистическим данным по г. Череповцу основную массу несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетним составляют лица в возрасте от 12 до 17 лет. Дети меньшего возраста состоят на учете крайне редко, и это скорее можно считать исключением из правил. Таким образом, сам подростковый и юношеский возраст можно считать одним из основных факторов риска.

Содержание работы

Введение 3
Психологические особенности подросткового возраста 5
Практическая часть 13
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

психология несовершеннолетних факторы риска.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)


Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В общей структуре  преступности значительную долю составляет  преступность несовершеннолетних, так в городе Череповец в 2009 году несовершеннолетними совершено  232 преступления, что составило 9  % от общего числа преступлений. Однако это лишь явная часть проблемы преступности в среде несовершеннолетних. Уголовная ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации наступает с 16 лет и по части преступлений, относящихся к категории тяжких с 14 лет. Таким образом, противоправные действия, совершенные лицом, не достигшим 16 либо 14 лет (в зависимости от квалификации преступления) преступлением не являются, а относятся к категории общественно-опасных деяний. В 2009 году в г. Череповец несовершеннолетними совершено 189 общественно-опасных деяний. Производство по уголовным делам и материалам проверок фигурантами, которых являются несовершеннолетние, производится сотрудниками правоохранительных органов. Знание  особенностей  психологии несовершеннолетних  чрезвычайно важно в расследовании преступлений совершенных подростками, а также в профилактической работе различных правоохранительных органов с  данной категорией лиц.

 Очевидна разнородность категории «несовершеннолетние» в милицейских сводках, сюда относятся, как 17 юноши, так и дети 7-10 лет. Однако, согласно статистическим данным по г. Череповцу основную массу несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетним составляют лица в возрасте от 12 до 17 лет. Дети меньшего возраста состоят на учете крайне редко, и это скорее можно считать исключением из правил.   Таким образом, сам подростковый и юношеский возраст можно считать одним из основных факторов риска. Фактически период окончания подросткового возраста, определяемый в  психологии, совпадает с возрастом наступления уголовной ответственности по тяжким преступлениям (14 лет).  В Российской федерации до наступления 14 лет лицо не несет уголовной ответственности, однако как отмечалось выше, однако данная возрастная категория составляет основную массу лиц, с которыми приходится работать сотрудникам правоохранительных органов. Таким образом, сам подростковый возраст является фактором риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические особенности подросткового  возраста

Подростковый возраст — период психологического взросления и полового созревания ребенка. Происходит осознание собственной индивидуальности, появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни. Врастание в различные сферы общественной жизни. В области возрастных новообразований происходит формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, ощущение себ «практически взрослым», стремление к самостоятельности. Это отражается в возникновении конфликтных отношений со взрослыми, попытках освобождения от их контроля и опеки. Снижается роль семьи, как объекта общения. Все эти процессы проходят на фоне активного полового созревания. На подростковый  возраст приходится один из  возрастных кризисов (кризис 13 лет), выделяемых Л.С. Выготским. Традиционно этот кризис считается самым трудным как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

Часть  несовершеннолетних демонстрирует девиантное, т.е. отклоняющееся  поведение, которое можно разделить на 2 категории: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; поведение, нарушающее какие-либо социальные и культурные нормы, особенно  правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений несовершеннолетних. Однако зачастую эти два вида девиантности смешиваются.

Нарушая дисциплину, демонстрируя отклоняющееся поведение, подросток, вероятно, осознает, что ведет себя неправильно, однако может и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из следующих мотивационных целей:  привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

Привлечение внимания: ощущая недостаток внимания, подростки совершают различные выходки, суть которых – демонстративность. Причина этого в недостатке получаемого внимания. Неадекватные дерзкие выходки обусловлены тем, что других социально-приемлимых способов привлечения внимания у подростков нет, они им неизвестны. Чем больше внимания получит подросток в ответ на свои демонстративные действия, тем более укоренится этот вариант поведения.

Власть: властолюбивое поведение может быть представлено в активной и пассивной форме. Проявления активной формы: крик, нежелание слушать, хамство. Проявления пассивной формы: несовершеннолетние улыбаются, говорят то что нужно, а делают, что хотят, пренебрегая требованиями взрослых, постоянно прибегают к различным оправданиям своих действий, легко врут. Причины такого поведения лежат либо в предпочтении псевдодемократии в поведении - «делаю. Что хочу», либо в претензии на сильную личность, которая понимается подростком, как проявление силы и властолюбия.

Месть: как мотивационная  цель поведения более характерна для злобных детей. Она может быть следствием властолюбия, на которое последовала реакция применения силы. Обида может быть случайной, в ответ следуют активные формы проявления мстительности: психическое и физическое насилие. Появление мстительности может носить непрямой характер, подростки могут крушить, ломать все, что угодно. В пассивной форме мстительность проявляется в форме отчужденного избегания. Таким образом, способом  защиты своего существования и психического выживания является агрессия.

Избегание неудачи: мотивационная цель поведения проявляется в пассивной форме, лишь изредка возможны взрывы отчаяния. Конкретными способами избегания неудача являются откладывание на потом, недоведение до конца, временная утрата нетрудоспособности (применительно к несовершеннолетним - способности учится), ложь во спасение, поиск и перебор других видов деятельности (в том числе возможно и социально-неодобряемых), несамостоятельность и зависимость. Причины такого поведения в боязни совершить ошибку, потерпеть неудачу в самостоятельной деятельности, завышенные требования со стороны взрослых, неоправданно высокие ожидания. Сильная сторона реализации такого варианта мотивации, быть непревзойденным хоть в чем-то, что дает обильные всходы в девиации поведения.

Для подросткового периода  характерны следующие психологические  реакции:

Реакция эмансипации: стремление освободится от  опеки, контроля. Руководства, покровительства со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей, наставников). Реакция может распространяться не  только на старших лиц, но и на установленные взрослыми правила, порядки. Законы, на все что ценится в обществе. Эта реакция является для подростков одной из форм самоутверждения. Факторами, способствующими усилению реакции эмансипации являются чрезмерная опека, мелочный контроль за несовершеннолетним, лишение его минимальной самостоятельности, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявление реакции эмансипации разнообразно, от эпизодического «бунта» против родительской власти до каждодневной демонстрации своего стремления всегда и везде поступать «по-своему».

Реакция увлечения: хобби-реакция. Выделяют следующие виды увлечений:

  1. Телесно-мануальные увлечения включают все, что способствуют укреплению силы, выносливости, ловкости, определенных умений и навыков. Наиболее распространены занятия спортом, вождение транспортного средства, танцы, вязание и вышивание (у девочек). Для подростка большее удовольствие доставляет достигаемый результат, а не методы  и средства его достижения.
  2. Накопительские увлечения: все виды коллекционирования.
  3. Лидерские увлечения: стремление быть вожаком, лидером среди сверстников
  4. Эгоцентрические увлечения: стремление быть в центре внимания среди окружающих, что в основном достигается внешней привлекательностью, оригинальностью в одежде, обладании «престижными» материальными ценностями
  5. Азартные увлечения: питаются своеобразной жаждой обогащения, проявляются в тяготении к компьютерным играм, ставкам, лотереям, эмоционально насыщенным спортивным соревнованиям. Наряду с результатом удовольствие подростку доставляет и само чувство риска

6. Информативно-коммуникативные хобби: поиск легкой эффектной информации на уровне поверхностных сведений, новостей, которыми обмениваются подростки. Это увлечение проявляется в многочасовой  пустой болтовне  с приятелями, в обсуждении фильмов, а в настоящее время в общении в социальных сетях. Желая казаться всезнающим, подросток делится неосмысленной информацией, которая затем легко забывается, может подражать кому-то, копируя его поведение

Реакция группирования  со сверстниками: характеризуется инстинктивным тяготением подростков к сплочению, объединению со сверстниками на основе однородной направленности поступков, территориальной общности, борьбы за господство на «своей» территории, примитивной символики (свой «язык», внешний вид и т.п.)

Реакция отказа: более  характерна для более младших  детей, но встречается и у подростков. Зачастую она возникает при резкой перемене ситуации (смена места жительства, учебы, развод родителей) и проявляется в отказе от контактов, игр, учебы.

Реакция оппозиции: возникает  как активный процесс против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку, а также как следствие резкого  уменьшения привычного внимания со стороны  родителей или других взрослых. Проявления данной реакции разнообразны, от прогулов уроков до совершения противоправных поступков и суицида. Обычно эти проявления несерьезны и носят демонстративный характер.

Реакция имитации: подражание определенному лицу или образу. Подросток  может подражать кому-либо из своего окружения более популярному у сверстников и в чем-либо преуспевающему, либо кумиру молодежной среды (артисту, музыканту, киногерою). Модель для подражания, как правило, диктует компания, группа к которой принадлежит подросток или с которой себя идентифицирует. Взрослый также может стать объектом для подражания, если он пользуется авторитетом и популярностью в данной подростковой среде, в том числе таким взрослым может стать «отрицательный герой» (с точки зрения общественной морали) имеющий судимость, окруженный ореолом преступной романтики.

Отрицательная реакция  имитации выражается в том, что все  поведение строится как противоположное  определенному образу, модели. Подросток  может подчеркнуто отказываться от предлагаемых семьей ценностей, все его поведение противопоставляется идеалу, который видят его родители.

Реакция компенсации: слабость и неудачи в одной области  подросток пытается восполнить успехами в другой. Например, болезненный, физически слабый подросток, не способный утвердить себя среди сверстников успехами в подвижных играх, силовых единоборствах компенсирует ощущение своей неполноценности успехами в учебе или теоретическими сведениями об интересующих их видах спорта. Либо неудачи в учебе компенсируются  рискованным поведением смелостью в уличных компаниях.

Реакция гиперкомпенсации: упорное стремление добиться успехов, признания в среде сверстников  именно в той области, где несовершеннолетний слаб.  Например, хилый мальчик усиленно занимается восточной борьбой и добивается значительных успехов, либо трусливый подросток, чтобы казаться смелым может совершать безрассудные действия, граничащие с хулиганством.

Сильное влияние в  подростковом возрасте оказывают акцентуации, то есть характерологические особенности, так как сам характер до конца еще не сформирован. Закрепление некоторых патологических черт характера мешает несовершеннолетнему адаптироваться к окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения. Акцентуации делают подростковый возраст «трудным».

Тип акценту-ации

Основные признаки

Положительные качества

Формы дезадапта-ции

Провоцирующие факторы

рекомендации

1

Гипертим-ный

Стремление к лидерству, подвижность, склонность к риску, экстравертирован-ность

Быстрота усвоения нового, энергичность, готовность быть ответственным, выносливость

Неустойчи-вость, авантюризм, прогулы и конфликты со взрослыми

Безделье, ограниче-ние выбора, одиночес-тво

Деятельность в коллективе, демо-кратичный стиль общения. Такие подростки, как правило, откровен-ны , разговорчивы, любят находится в обществе

2

Циклоидн-ый (резкая смена настроения от большой радости к глубокой тоске)

Эйфория-гипертимны, дисфория-неустойчивы, скрытый тип

Энергичность, при хорошем  настроении

Неустойчи-вость

Перегруз-ки, притесне-ния, неожиданность

Гибкая тактика, важно видеть перепады настро-ения, когда у подростка плохое настроение (дисфория) важна тактика в общении. Умение выслушать

3

Неустойчи-вый (безволие, неустойчи-вость эмоций)

 Непоседливость, внушаемость,  пассивность деятельности

Открытость, доверчивость, умение не переутомляться за счет переключения

Ведомость, уходы из учебного заведения, дома

Бесконт-рольность, не целенаправленное воспита-ние

Строгий режим, властное руко-водство. Помочь подростку сфор-мировать у него позитивный нас-трой на преодо-ление трудностей

4

лабильный

Немотивирован-

ная смена настроения, сла-бый самокон-троль, конфликт-ность, раздра-жительность

Общительность добродушие, привязанность

Аффективное поведение, неврозы депрессия

Отверже-ние близких, потери, утраты

Одобрение и эмоциональная  поддержка, эмпатия ( сопереживание)

5

Конформ-ный

Жизнь по правилу «как все», несамостоятель-ность

Преданность группе, стремление к устойчивости

Участие в групповых  правонарушениях и преступлени-ях

Отрица-тельный пример. Смена коллекти-ва

Позиция опека-ющего, развитие критического мыш-ления. Можно давать советы, к мнению других, такие подростки прислушиваются

6

Истероид-ный

Завышенная самооценка. Стремление «быть на сцене»

Упорство. инициативность

Демонстра-тивное поведение, эгоцентризм

Публичное лишение ореола, изоляция

Позиция зрителя. Предоставление «сцены». Если подросток видит интерес  к своей персоне он будет открыт

7

шизоидный

Чудаковатые поступки, трудности контактов

Способность к нестандартному мышлению, аналитические способности

Побеги, асоциальное поведения  «борца» за справедливость

Насильст-венное помещение в группу. Лидерство

Анонимное обсуж-дение. Позиция учителя, убежда-ющего, опроверга-ющего. Создание позитивного настроения

8

Астенонев-ротический

Раздражитель-ность, постоянное недовольство «все плохо. Все плохие»

Дисциплиниро-ванность. скромность

Аффективное поведение, школьная тревожность

Гиперопе-ка

Режим, тактичное отношение, создание позитивного настроя

9

Эпелипто-идный

Стремление сорвать  злость на окружающих, льстивость к руководителям, деспотизм

Упорство в достижении целей, внимание к мелочам

Сексуальные отклонения, склонность к азартным играм

Отсутст-вие эмоционального тепла

Спокойное кор-ректное отношение к такому подростку, если он «злобен» дать ему остыть. Поговорить позже. Привлекать к трудовой деятельности

10

Сензитив-ный

Мнительность, пугливость, комплекс неполноценности

Острое нравственное зрение

Побеги в результате психических травм, суи-цид. Попытки реакции компенсации

Эмоцио-нальная ответственность

Демонстрация значимости для других. Эстети-ческие увлечения. Эмпатия. Создание позитивного настроя

11

Психасте-ниический

Страхи, нерешительность. суеверность

Эмоциональная привязанность  к матери, ответственность за дело

Невротичес-кие заболе-вания в будущем, легкая непереноси-мость невзгод в настоящем

Повы-шенная ответственность. Ситуация выбора

Поощрение реальной деятельности. Занятия спортом без соревнований

Информация о работе Психологические особенности подросткового возраста