Психологические особенности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Наша курсовая работа имеет традиционное содержание: введение, две главы, заключение и список литературы.
В первой главе рассмотрены следующие вопросы:
1. Общая характеристика потребности в привязанности.
2. Характеристика психического развития ребенка раннего возраста.
3. Развитие потребности привязанности как основная проблема раннего возраста.

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 86.44 Кб (Скачать файл)

 Введение

  Наша курсовая работа  имеет традиционное содержание: введение, две главы, заключение  и список литературы.

 В первой главе рассмотрены  следующие вопросы:

1.  Общая характеристика потребности в привязанности.

2.  Характеристика психического развития ребенка раннего возраста.

3.  Развитие потребности привязанности как основная проблема раннего возраста.

Вторая глава посвящена  организации и обсуждению результатов  эксперимента.

   Изучение особенности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение. В частности, было показано, что эмоциональные связи ребенка с матерью усиливаются благодаря наличию взаимодействия в первые часы жизни ребенка, а разлука матери и ребенка в этот период может привести к негативным эффектам. Однако другие исследования не подтвердили установления специфических эмоциональных связей между матерью и новорожденным сразу после рождения. Х.Р.Шеффер обратил внимание на то, что новорожденный имеет определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности устанавливать эмоциональную связь с кем-либо. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж.Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или кому-нибудь другому не являются врожденными или результатом раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это — гуление, улыбка и ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания.

   Основным результатом  взаимодействия матери и младенца  Дж.Боулби считает появление у  младенца эмоциональной привязанности,  заставляющей ребенка жаждать  присутствия матери, ее ласки,  особенно если он встревожен или испуган. В первые 6 месяцев привязанности младенцев носят диффузный характер; после начинает явно проявляться привязанность к определенным людям, обычно первым объектом привязанности является мать.

   Формирование такой  привязанности жизненно необходимо  для развития ребенка. Она дает  ему чувство безопасности, способствует  развитию образа себя и социализации. Выбор объекта, а также сила  и качество привязанности во  многом зависят от поведения  родителей по отношению к ребенку.

   В отечественной  психологии изучение привязанностей  ребенка к взрослому велось  в рамках психологии общения,  в русле концепции М.И.Лисиной.  Избирательные привязанности ребенка  к взрослому рассматривались  как продукт общения, зависящий  от его содержания. В работе  С.Ю.Мещеряковой изучалось развитие  системы аффективно-личностных связей  ребенка со взрослым на первом  году жизни. Было показано, что  эти связи возникают в первом  полугодии жизни ребенка в  ситуативно-личностном общении и  являются основным психологическим  новообразованием этого возраста. Другим важнейшим продуктом общения,  также зависящим от характера, содержания общения является образ себя ребенка.

   Цель – исследовать процесс развития потребности привязанности в раннем возрасте.

   Объект – потребность в привязанности в раннем возрасте.

   Предмет – развитие потребности в привязанности у детей раннего возраста.

  

 

Задачи:

1)  анализ научной и методической литературы;

2)  выявить уровень привязанности у воспитанников ясельной группы к воспитателю;

3)  математически обработать и проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: имеется ли развтие  образа себя и привязанности к  воспитанию существует определенная связь  высокому разитию образа себя самостоятельности  ребенка.

 

 

 

 

1. Теоритическая часть.

 1.1 Общая характеристика потребности в привязанности

   Отношения между  матерью и ребенком в раннем  возрасте зависят от взаимодействия  сложной многокомпонентной системы  факторов, каждый из которых играет  большую роль в реализации  врожденных программ поведения  ребенка. В первые месяцы жизни  младенец растет и развивается  в условиях психофизиологического  "симбиоза" с матерью. С физиологической  точки зрения, привязанность матери  к ребенку возникает благодаря  материнской доминанте, формирующейся  задолго до рождения ребенка.  В ее основе лежит доминанта  гестационная, впоследствии превращающаяся  в доминанту родовую, а затем  и лактационную. У младенца возникновению  привязанности способствует врожденная  необходимость связи с человеком,  который обеспечивает удовлетворение  его биологических потребностей  в тепле, пище, физической защите, а также психологический комфорт,  формирует у ребенка чувство  защищенности и доверия к окружающему  миру.

   Детско- материнская привязанность характеризуется наличием надежных и устойчивых отношений между ребенком и ухаживающими за ним взрослыми. Признаками надежной привязанности являются следующие: 1) объект привязанности может лучше других успокоить ребенка; 2) ребенок обращается за утешением к объекту привязанности чаще, чем к другим взрослым; 3) в присутствии объекта привязанности ребенок реже испытывает страх [5, с. 302].

Факторы, влияющие на формирование привязанности.

   Способность к  формированию привязанности у  ребенка во многом обусловлена  наследственным фактором. Однако  она не в меньшей мере зависит от чувствительности окружающих взрослых к потребностям ребенка и от социальных установок родителей.

   Детско-материнская  привязанность возникает еще  внутриутробно, на основе пренатального  опыта. Важную роль в формировании  материнских чувств у беременных  женщин играют, согласно В. И.  Брутману, М. С. Радионовой, телесные  и эмоциональные ощущения, возникающие  в процессе вынашивания будущего  ребенка. Эти ощущения принято  называть телесно-эмоциональным  комплексом. Последний представляет  собой комплекс переживаний, связанных  с эмоционально-положительной оценкой  телесной измененности беременной  женщины. В сознании будущей  матери намечается телесно-чувственная  граница между своим телом  и плодом, способствующая возникновению  образа ребенка. При вынашивании  нежелательной беременности образ  младенца, как правило, не интегрируется  и психологически отторгается.  Ребенок, в свою очередь, уже  в пренатальном периоде способен  воспринимать изменения эмоционального  состояния матери и реагировать  на него изменением ритма движений, сердцебиений и др. [12, с. 129]

   Качество привязанности  зависит от мотивационного аспекта  беременности. В иерархии мотивов  базисным является родительский  инстинкт. Дополнительное и существенное  значение имеют психосоциальные  тенденции — подтверждение своей  общности с людьми посредством  осуществления репродуктивной функции.  К средовым и психологическим  мотивам относятся: обеспечение  устойчивых брачно- семейных отношений, коррекция их нарушений, разрешение личностных проблем, связанных с отвержением в родительской семье, реализация чувства эмпатии.

   На формирование  детско-материнской привязанности  влияют отношения между супругами.  Родители, которые несчастливы в  браке к моменту рождения ребенка, как правило, мало чувствительны к его потребностям, имеют неверное представление о роли взрослых в воспитании детей, не способны устанавливать со своими детьми тесные эмоциональные отношения. Эти родители гораздо чаще, чем те, кто счастлив в браке, считают, что их дети обладают "трудным характером" [21, с. 135].

   Для процесса формирования  привязанности имеет значение  также ранний постнатальный опыт  детско-материнских взаимодействий. Он возможен благодаря этологическому  механизму импринтинга (мгновенного  запечатлевания). Первые 2 часа после рождения являются особым "сенситивным" периодом для формирования привязанности. Младенец находится в состоянии максимальной восприимчивости к информации, получаемой из окружающего мира. Возникновение привязанности матери к новорожденному подтверждено многочисленными опытами по узнаванию только что родившими женщинами своих детей и специфике раннего детско-материнского взаимодействия.

   Специальные исследования  диадического взаимодействия ребенка  и матери показали, что в среднем  69 % матерей способны узнавать  своих только что родившихся  детей, прикасаясь лишь к дорсальной  поверхности их ладони, если они  предварительно успели провести  с ребенком не менее одного  часа. Дети 2-6 дней жизни в ситуации  выбора достоверно чаще предпочитают  запах молока собственной матери. Выявлен феномен визуальной синхронизации  детско-материнского поведения.  Показано, что мать и новорожденный  имеют выраженную тенденцию одновременно  смотреть на один и тот же  предмет, причем доминирующую  роль при этом играет ребенок,  а мать "подстраивается" под  его действия. Обнаружена также  способность новорожденного двигаться  синхронно ритму речи взрослого.  Показано, что при одновременном  взгляде в глаза друг другу  движения головы матери и головы  ребенка также гармонизированы  и внешне напоминают "вальс". Подобное биологическое предпочтение  матерью своего ребенка, ощущение "своего", "родного" лежит в основе готовности матери проявлять положительные чувства к своему ребенку, поддерживать его и заботиться о нем [24, с. 121].

   Существуют некоторые  особенности зрительного восприятия  взрослыми детей, накладывающие  отпечаток на эмоциональное отношение  к ним и на возникновение  привязанности родителей к детям.  Так, К. Лоренц обратил внимание на то, что черты лица младенцев воспринимаются взрослыми как милые и приятные. Мальчики и девочки старшего возраста также положительно реагируют на младенческие черты лица. Интерес девочек к младенцам резко усиливается с начала пубертатного периода. Таким образом, лицо младенца может служить избирательным стимулом для привлечения внимания взрослого, что способствует становлению родительско-детской привязанности.

   Формирование привязанности  младенцев к родителям в первые  месяцы жизни опирается на  некоторые инстинктивные формы  поведения детей, интерпретируемые  взрослыми как знаки общения. Однако очень быстро, уже с двух месячного возраста, она становится особым сигналом для взрослых, означает желание с ними общаться. Плач в первые месяцы жизни — это специфический сигнал дискомфорта ребенка, который избирательно адресован тем взрослым, которые за ним ухаживают. В первые месяцы жизни плач младенца имеет характерные отличия в зависимости от вызвавшей его причины [7, с. 301].

Теории привязанности.

   Одной из наиболее  известных в настоящее время  считается теория Дж. Боулби — М. Эйнсворт, активно разрабатываемая последние 30-40 лет. Данная теория возникла на пересечении психоанализа и этологии и ассимилировала многие другие концепции развития — бихевиоральную теорию научения, репрезентативные модели Ж. Пиаже и другие.

   В основе теории  привязанности лежит положение  о том, что любое отношение  человека к окружающему миру  и к себе изначально опосредовано  отношениями между двумя людьми, которые в дальнейшем определяют  весь душевный склад личности. Центральным понятием теории  привязанности является "объект  привязанности". Для большинства  детей первичный объект привязанности  — это мать, однако генетическое  родство в данном случае не  играет решающей роли. Если первичный  объект привязанности обеспечивает  ребенку безопасность, надежность  и уверенность в защите, то  ребенок в дальнейшем будет  способен наладить отношения  с другими людьми. Однако до  тех пор, пока не будет удовлетворена  базисная потребность в первичном  объекте привязанности, человек  не сможет установить вторичную  привязанность с другими людьми  — сверстниками, учителями, лицами  противоположного пола. Система  привязанности включает две противоположные  тенденции в поведении ребенка  — стремление к новому и  поиск поддержки. Система привязанности  активируется, когда ребенок сталкивается  с неизвестным, и почти не  работает в привычной безопасной  обстановке.

   Большое значение  для понимания природы детско-материнской  привязанности имеет положение  Л. С. Выготского о том, что  любой контакт младенца с внешним  миром опосредован значимым для  ребенка взрослым окружением. Отношение  ребенка к окружающему неизбежно  преломлено отношением к другому  человеку, во всякой ситуации  его взаимодействия с миром  явно или неявно присутствует  другой человек.

   Согласно психоаналитическим  взглядам, отношение матери к  ребенку во многом определяется  историей ее жизни. Для принятия  будущей матерью младенца большое  значение имеет формирование  его образа в воображении женщины.  Нарушению привязанности могут  способствовать искажающие реальность "фантазии" женщины относительно  своего ребенка. Роль матери  для процессов психического развития  ребенка в принципе оценивается неоднозначно. Так, например, М. Кляйн описала так называемую "депрессивную позицию" — феномен нормального поведения ребенка в 3-5 мес. Позиция эта заключается в отчуждении ребенка от матери, в ощущении, наряду с чувством спокойствия и защищенности, немощности и зависимости от нее. Отмечается неуверенность ребенка в "обладании" матерью и двойственное отношение к ней [14, с. 125].

Динамика формирования привязанности

   Различают три основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни:

Информация о работе Психологические особенности ребенка