Введение
Наша курсовая работа
имеет традиционное содержание:
введение, две главы, заключение
и список литературы.
В первой главе рассмотрены
следующие вопросы:
1. Общая характеристика потребности
в привязанности.
2. Характеристика психического
развития ребенка раннего возраста.
3. Развитие потребности привязанности
как основная проблема раннего возраста.
Вторая глава посвящена
организации и обсуждению результатов
эксперимента.
Изучение особенности
привязанности – одно из ведущих направлений
зарубежной экспериментальной психологии
на протяжении последних десятилетий.
В русле этологического подхода связь
мать — дитя трактовалась как форма запечатления,
были получены доказательства того, что
взаимодействие матери и новорожденного
в первые часы после рождения оказывают
влияние на последующее общение. В частности,
было показано, что эмоциональные связи
ребенка с матерью усиливаются благодаря
наличию взаимодействия в первые часы
жизни ребенка, а разлука матери и ребенка
в этот период может привести к негативным
эффектам. Однако другие исследования
не подтвердили установления специфических
эмоциональных связей между матерью и
новорожденным сразу после рождения. Х.Р.Шеффер
обратил внимание на то, что новорожденный
имеет определенные биологические механизмы,
лежащие в основе потребности устанавливать
эмоциональную связь с кем-либо. Большой
вклад в решение этой проблемы внес английский
психиатр Дж.Боулби своей теорией привязанностей,
согласно которой привязанности к матери,
отцу или кому-нибудь другому не являются
врожденными или результатом раннего
научения (запечатлением). По его мнению,
врожденными являются некоторые формы
поведения младенца, способные заставить
окружающих находиться рядом с ним и заботиться
о нем. Это — гуление, улыбка и ползание
по направлению к взрослому. С точки зрения
эволюции эти формы носят адаптивный характер,
так как обеспечивают младенцу заботу,
необходимую для выживания.
Основным результатом
взаимодействия матери и младенца
Дж.Боулби считает появление у
младенца эмоциональной привязанности,
заставляющей ребенка жаждать
присутствия матери, ее ласки,
особенно если он встревожен или
испуган. В первые 6 месяцев привязанности
младенцев носят диффузный характер; после
начинает явно проявляться привязанность
к определенным людям, обычно первым объектом
привязанности является мать.
Формирование такой
привязанности жизненно необходимо
для развития ребенка. Она дает
ему чувство безопасности, способствует
развитию образа себя и социализации.
Выбор объекта, а также сила
и качество привязанности во
многом зависят от поведения
родителей по отношению к ребенку.
В отечественной
психологии изучение привязанностей
ребенка к взрослому велось
в рамках психологии общения,
в русле концепции М.И.Лисиной.
Избирательные привязанности ребенка
к взрослому рассматривались
как продукт общения, зависящий
от его содержания. В работе
С.Ю.Мещеряковой изучалось развитие
системы аффективно-личностных связей
ребенка со взрослым на первом
году жизни. Было показано, что
эти связи возникают в первом
полугодии жизни ребенка в
ситуативно-личностном общении и
являются основным психологическим
новообразованием этого возраста.
Другим важнейшим продуктом общения,
также зависящим от характера, содержания
общения является образ себя ребенка.
Цель – исследовать процесс развития
потребности привязанности в раннем возрасте.
Объект – потребность
в привязанности в раннем возрасте.
Предмет – развитие
потребности в привязанности у детей раннего
возраста.
Задачи:
1) анализ научной и методической
литературы;
2) выявить уровень привязанности
у воспитанников ясельной группы к воспитателю;
3) математически обработать
и проанализировать полученные результаты.
Гипотеза: имеется ли развтие
образа себя и привязанности к
воспитанию существует определенная связь
высокому разитию образа себя самостоятельности
ребенка.
1. Теоритическая
часть.
1.1 Общая характеристика
потребности в привязанности
Отношения между
матерью и ребенком в раннем
возрасте зависят от взаимодействия
сложной многокомпонентной системы
факторов, каждый из которых играет
большую роль в реализации
врожденных программ поведения
ребенка. В первые месяцы жизни
младенец растет и развивается
в условиях психофизиологического
"симбиоза" с матерью. С физиологической
точки зрения, привязанность матери
к ребенку возникает благодаря
материнской доминанте, формирующейся
задолго до рождения ребенка.
В ее основе лежит доминанта
гестационная, впоследствии превращающаяся
в доминанту родовую, а затем
и лактационную. У младенца возникновению
привязанности способствует врожденная
необходимость связи с человеком,
который обеспечивает удовлетворение
его биологических потребностей
в тепле, пище, физической защите,
а также психологический комфорт,
формирует у ребенка чувство
защищенности и доверия к окружающему
миру.
Детско- материнская
привязанность характеризуется наличием
надежных и устойчивых отношений между
ребенком и ухаживающими за ним взрослыми.
Признаками надежной привязанности являются
следующие: 1) объект привязанности может
лучше других успокоить ребенка; 2) ребенок
обращается за утешением к объекту привязанности
чаще, чем к другим взрослым; 3) в присутствии
объекта привязанности ребенок реже испытывает
страх [5, с. 302].
Факторы, влияющие на формирование
привязанности.
Способность к
формированию привязанности у
ребенка во многом обусловлена
наследственным фактором. Однако
она не в меньшей мере зависит
от чувствительности окружающих взрослых
к потребностям ребенка и от социальных
установок родителей.
Детско-материнская
привязанность возникает еще
внутриутробно, на основе пренатального
опыта. Важную роль в формировании
материнских чувств у беременных
женщин играют, согласно В. И.
Брутману, М. С. Радионовой, телесные
и эмоциональные ощущения, возникающие
в процессе вынашивания будущего
ребенка. Эти ощущения принято
называть телесно-эмоциональным
комплексом. Последний представляет
собой комплекс переживаний, связанных
с эмоционально-положительной оценкой
телесной измененности беременной
женщины. В сознании будущей
матери намечается телесно-чувственная
граница между своим телом
и плодом, способствующая возникновению
образа ребенка. При вынашивании
нежелательной беременности образ
младенца, как правило, не интегрируется
и психологически отторгается.
Ребенок, в свою очередь, уже
в пренатальном периоде способен
воспринимать изменения эмоционального
состояния матери и реагировать
на него изменением ритма движений,
сердцебиений и др. [12, с. 129]
Качество привязанности
зависит от мотивационного аспекта
беременности. В иерархии мотивов
базисным является родительский
инстинкт. Дополнительное и существенное
значение имеют психосоциальные
тенденции — подтверждение своей
общности с людьми посредством
осуществления репродуктивной функции.
К средовым и психологическим
мотивам относятся: обеспечение
устойчивых брачно- семейных отношений,
коррекция их нарушений, разрешение личностных
проблем, связанных с отвержением в родительской
семье, реализация чувства эмпатии.
На формирование
детско-материнской привязанности
влияют отношения между супругами.
Родители, которые несчастливы в
браке к моменту рождения ребенка,
как правило, мало чувствительны к его
потребностям, имеют неверное представление
о роли взрослых в воспитании детей, не
способны устанавливать со своими детьми
тесные эмоциональные отношения. Эти родители
гораздо чаще, чем те, кто счастлив в браке,
считают, что их дети обладают "трудным
характером" [21, с. 135].
Для процесса формирования
привязанности имеет значение
также ранний постнатальный опыт
детско-материнских взаимодействий.
Он возможен благодаря этологическому
механизму импринтинга (мгновенного
запечатлевания). Первые 2 часа после рождения
являются особым "сенситивным" периодом
для формирования привязанности. Младенец
находится в состоянии максимальной восприимчивости
к информации, получаемой из окружающего
мира. Возникновение привязанности матери
к новорожденному подтверждено многочисленными
опытами по узнаванию только что родившими
женщинами своих детей и специфике раннего
детско-материнского взаимодействия.
Специальные исследования
диадического взаимодействия ребенка
и матери показали, что в среднем
69 % матерей способны узнавать
своих только что родившихся
детей, прикасаясь лишь к дорсальной
поверхности их ладони, если они
предварительно успели провести
с ребенком не менее одного
часа. Дети 2-6 дней жизни в ситуации
выбора достоверно чаще предпочитают
запах молока собственной матери.
Выявлен феномен визуальной синхронизации
детско-материнского поведения.
Показано, что мать и новорожденный
имеют выраженную тенденцию одновременно
смотреть на один и тот же
предмет, причем доминирующую
роль при этом играет ребенок,
а мать "подстраивается" под
его действия. Обнаружена также
способность новорожденного двигаться
синхронно ритму речи взрослого.
Показано, что при одновременном
взгляде в глаза друг другу
движения головы матери и головы
ребенка также гармонизированы
и внешне напоминают "вальс".
Подобное биологическое предпочтение
матерью своего ребенка, ощущение
"своего", "родного" лежит в основе
готовности матери проявлять положительные
чувства к своему ребенку, поддерживать
его и заботиться о нем [24, с. 121].
Существуют некоторые
особенности зрительного восприятия
взрослыми детей, накладывающие
отпечаток на эмоциональное отношение
к ним и на возникновение
привязанности родителей к детям.
Так, К. Лоренц обратил внимание на
то, что черты лица младенцев воспринимаются
взрослыми как милые и приятные. Мальчики
и девочки старшего возраста также положительно
реагируют на младенческие черты лица.
Интерес девочек к младенцам резко усиливается
с начала пубертатного периода. Таким
образом, лицо младенца может служить
избирательным стимулом для привлечения
внимания взрослого, что способствует
становлению родительско-детской привязанности.
Формирование привязанности
младенцев к родителям в первые
месяцы жизни опирается на
некоторые инстинктивные формы
поведения детей, интерпретируемые
взрослыми как знаки общения.
Однако очень быстро, уже с двух месячного
возраста, она становится особым сигналом
для взрослых, означает желание с ними
общаться. Плач в первые месяцы жизни —
это специфический сигнал дискомфорта
ребенка, который избирательно адресован
тем взрослым, которые за ним ухаживают.
В первые месяцы жизни плач младенца имеет
характерные отличия в зависимости от
вызвавшей его причины [7, с. 301].
Теории привязанности.
Одной из наиболее
известных в настоящее время
считается теория Дж. Боулби — М.
Эйнсворт, активно разрабатываемая
последние 30-40 лет. Данная теория возникла
на пересечении психоанализа и этологии
и ассимилировала многие другие концепции
развития — бихевиоральную теорию научения,
репрезентативные модели Ж. Пиаже и другие.
В основе теории
привязанности лежит положение
о том, что любое отношение
человека к окружающему миру
и к себе изначально опосредовано
отношениями между двумя людьми,
которые в дальнейшем определяют
весь душевный склад личности.
Центральным понятием теории
привязанности является "объект
привязанности". Для большинства
детей первичный объект привязанности
— это мать, однако генетическое
родство в данном случае не
играет решающей роли. Если первичный
объект привязанности обеспечивает
ребенку безопасность, надежность
и уверенность в защите, то
ребенок в дальнейшем будет
способен наладить отношения
с другими людьми. Однако до
тех пор, пока не будет удовлетворена
базисная потребность в первичном
объекте привязанности, человек
не сможет установить вторичную
привязанность с другими людьми
— сверстниками, учителями, лицами
противоположного пола. Система
привязанности включает две противоположные
тенденции в поведении ребенка
— стремление к новому и
поиск поддержки. Система привязанности
активируется, когда ребенок сталкивается
с неизвестным, и почти не
работает в привычной безопасной
обстановке.
Большое значение
для понимания природы детско-материнской
привязанности имеет положение
Л. С. Выготского о том, что
любой контакт младенца с внешним
миром опосредован значимым для
ребенка взрослым окружением. Отношение
ребенка к окружающему неизбежно
преломлено отношением к другому
человеку, во всякой ситуации
его взаимодействия с миром
явно или неявно присутствует
другой человек.
Согласно психоаналитическим
взглядам, отношение матери к
ребенку во многом определяется
историей ее жизни. Для принятия
будущей матерью младенца большое
значение имеет формирование
его образа в воображении женщины.
Нарушению привязанности могут
способствовать искажающие реальность
"фантазии" женщины относительно
своего ребенка. Роль матери
для процессов психического развития
ребенка в принципе оценивается
неоднозначно. Так, например, М. Кляйн описала
так называемую "депрессивную позицию"
— феномен нормального поведения ребенка
в 3-5 мес. Позиция эта заключается в отчуждении
ребенка от матери, в ощущении, наряду
с чувством спокойствия и защищенности,
немощности и зависимости от нее. Отмечается
неуверенность ребенка в "обладании"
матерью и двойственное отношение к ней
[14, с. 125].
Динамика формирования привязанности
Различают три основных
периода формирования детско-материнской
привязанности в первые годы жизни: