Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:33, реферат
Творческое мышление - это психический процесс и психическая деятельность, сущность которых заключается в специфичности отражения и преобразования окружающего мира посредством формирования образов, понятий и мыследействий перцептивного и логического плана, и которые характеризуются основными качествами - быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью, выступающими одновременно критериями исследуемого процесса.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Творческое мышление как психический процесс
1.1. Исторический обзор психологических исследований мышления и творчества…………………………………………………………………..5
1.2 Мышление и творчество………………………………………………11
1.3. Роль бессознательного в творческом процессе …………………….14
Глава 2. Психологические особенности творческого мышления личности
2.1.Интеллект и творчество……………………………………………….17
2.2. Отличительные особенности творческой личности……………….20
Заключение ………………………………………………………………..29
Литература…………………………………………………………………31
4) боязнь возмездия
со стороны другого человека,
чью позицию мы критикуем.
5) завышенная оценка
значимости своих собственных
идей. Иногда то, что мы сами
придумали или создали,
6) высокоразвитая тревожность.
Человек, обладающий этим
7) есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.
Выход из этого положения в том, чтобы с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человек высказывает собственную идею, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.
По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:
А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:
- независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
- открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
По мнению Пономарева
с креативностью сопряжены два
личностных качества, а именно: интенсивность
поисковой мотивации и
Особый интерес представляет взгляд Мак-Киннона, который выделяет в числе отличительных черт одаренных людей способность более эффективно оперировать противоречивой информацией.
Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира уменьшает порог восприятия неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности – является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.
Сложность, однако, заключается
в том, что в случае наличия
существенных расхождений между
системами ценностей, действующими
на уровне сознания и подсознания, проникновение компонентов подсознательного
в сознание может поколебать или даже
разрушить
Я-концепцию данного индивида, что неизбежно
приведет к необходимости переоценки
и пересмотра всей картины мира и понимания
своего места в ней.
А это, в свою очередь, затруднит адаптацию
человека к условиям постоянно изменяющейся
внешней среды и нарушит более или менее
устойчивое равновесие, в условиях которого
он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают
механизмы психологической защиты, открытые
З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует
проникновению на уровень сознания продуктов
подсознательного, способных нарушить
стабильность всей системы.
На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств).
Можно предположить, что для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты.
Таким образом,
творческой личности требуется
определенная смелость
– это определенная смелость. … Смелость
личности, смелость разума и духа, психологическая
и духовная смелость, которая является
внутренним стержнем креативной личности:
смелость подвергать сомнению общепринятое;
смелость быть разрушительным для созидания
лучшего; смелость думать так, как не думал
никто; смелость быть открытым восприятию
изнутри и извне; смелость следовать интуиции,
а не логике; смелость вообразить невозможное
и попытаться его реализовать; смелость
стоять в стороне от коллективности и,
если это необходимо, конфликтовать с
ней; смелость становиться и быть самим
собой».
Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пункаре писал, что бессознательная работа «возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа».
Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.
Однако, наиболее удачная краткая формулировка самой существенной особенности творческой личности приведена В.Н. Дружининым: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».
Заключение
Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.
Выделяя в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные исследователи нашли экспериментальные приёмы, позволяющие выявить некоторые особенности этих компонентов. Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, т.е. внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности. Пономарёв Я.А. выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем. Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей, моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с подлинным творчеством.
В настоящей работе был произведен обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, были рассмотрены отличительные особенности творческого мышления личности.
На основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы:
Творчество все больше и больше специализируется, и творцы, как птицы, сидящие на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Большинство же вынуждено принимать на веру их открытия и пользоваться плодами их ума в быту, не отдавая себе отчета, что и капиллярную авторучку, и застежку – «молнию», и видеоплеер кто-то когда-то изобрел.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная
активность как проблема творчества. Ростов,
1983.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная
активность как психологический аспект
изучения творчества // Исследование проблем
психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева.
– М.: Наука, 1983.
3. Голицын Г.А. Информационный подход в
психологии творчества //
Исследование проблем
М.: Наука, 1983.
4. Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных
способностей. //
Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд.
Институт психологии РАН, 1997
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей
– СПб.: Питер Ком, 1999.
6. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию:
Учеб. пособие для студентов высш. учеб.
заведений – Мн.: БГУ, 1986.
7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер.
с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия,
1999.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.
М.: ВЛАДОС, 1997.
9. Первин Л., Джон О. Психология личности:
Теории и исследования / Пер. с англ. М.С.
Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект
Пресс, 2001.
10. Пономарев Я.А. Психология творчества.
– М.: Наука, 1988.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
– СПб.: Питер, 1999.
12. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. –
Пер. с англ. – М.: Тривола, 1996.
13. Столяров А.М. Эвристические приемы
и методы активизации творческого мышления.
– М: ВНИИПИ, 1988.
14. Тихомиров О.К. Психология мышления.
– М.: МГУ, 1984.
15. Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность:
В 2 т. Т.2. М.: Педагогика,
1986.
Информация о работе Психологические особенности творческого мышления личности