Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

В настоящее время существуют следующие типы моделей взаимоотношений врача и пациента: информационная (научная, инженерная, потребительская). Врач выступает в качестве компетентного эксперта-профессионала, собирая и предоставляя информацию о болезни самому пациенту. При этом пациент обладает полной автономией, имея право на всю информацию и самостоятельно выбирая вид медицинской помощи.

Файлы: 1 файл

Психологические последствия различных заболеваний.docx

— 29.70 Кб (Скачать файл)


 

 «Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента»

 

 

В настоящее время существуют следующие типы моделей взаимоотношений  врача и пациента: информационная (научная, инженерная, потребительская). Врач выступает в качестве компетентного эксперта-профессионала, собирая и предоставляя информацию о болезни самому пациенту. При этом пациент обладает полной автономией, имея право на всю информацию и самостоятельно выбирая вид медицинской помощи.

 

Пациент может быть необъективным, поэтому задача врача — разъяснить и подвести больного к выбору верного  решения; интерпретационная. Врач выступает  в роли консультанта и советчика. Он должен выяснить требования больного и оказать помощь в выборе лечения. Для этого врач должен интерпретировать, т.е. истолковать информацию о состоянии  здоровья, обследовании и лечении, чтобы  больной смог принять единственно  правильное решение.

 

Врач не должен осуждать требования больного. Цель врача —  уточнить требования больного и помочь сделать правильный выбор. Эта модель похожа на информационную, но предполагает более тесный контакт врача и пациента, а не просто снабжение пациента информацией. Требуется терпеливая работа с пациентом. Автономия пациента при этой модели велика; совещательная.

 

Врач хорошо знает больного. Все решается на основе доверия и  взаимного согласия. Врач при этой модели выступает в роли друга  и учителя. Автономия пациента при  этом соблюдается, но она основана на необходимости именно данного лечения; патерналистская (от лат. pater — отец). Врач выступает в роли опекуна, но при этом ставит интересы больного выше собственных. Врач настойчиво рекомендует больному выбранное им лечение. Если больной не согласен, то последнее слово остается за врачом. Автономия пациента при этой модели минимальна (в системе отечественного здравоохранения чаще всего используется именно эта модель).

 

Приводим основные коммуникативные  умения и навыки, необходимые в  практической деятельности врача:

  • умение проводить беседу с пациентом;
  • умение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;
  • достаточное понимание индивидуально-психологических особенностей пациентов и умение учитывать;
  • умение проникать во внутренний мир пациента;
  • умение проявлять сочувствие (ем пата ваты) пациенту по его заболевания;
  • умение выслушать и дать совет пациенту;
  • умение анализировать все компоненты своей деятельности и себя как личность и индивидуальность.

 

Моделей общения врача  и пациента несколько:

  • информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);
  • интерпретационная (убеждающий врач);
  • совещательная (доверие и взаимное согласие);
  • патерналистская (врач-опекун).

 

Одно из важнейших условий  для установления взаимопонимания  между врачом и пациентом –  ощущение поддержки. Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это  чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или  кивком головы. Уважение подразумевает  признание ценности человека как  личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда врач знакомится с обстоятельствами жизни  пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно  суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все  то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей  болезни, о ее причинах.

Строгих правил общения с  пациентом нет, хотя во всем мире врачи  пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon – должное и logos – учение) – профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента – вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность. Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое. Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности:

 

  • сохранение врачебной тайны;
  • запрещение действий, способных причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам;
  • преданность профессии.

 

Одним из наиболее важных в  деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип “не навреди”. Отметим еще один непреложный  факт: беседа с пациентом должна идти “один на один”, присутствие  третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут  быть сообщены посторонним лицам  и даже родственникам без его  согласия. Сохранение врачебной тайны  – это, как вы помните, одно из положений  клятвы Гиппократа.

 

 

 

Можно выделить три модели взаимоотношений врач-пациент: руководство, партнерство и контрактную модель.

Руководство. Основной, базовой моделью отношений «врач-больной» в медицине остается руководство — властная, авторитарная модель с жесткой структурой при ведущей роли врача. Врач доминирует в этих взаимоотношениях, занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегию и тактику лечения; все решения по ключевым вопросам лечебно-диагностического процесса принимает он сам и берет на себя всю полноту ответственности: как юридическую, так и моральную и психологическую. В случае модели руководства больной остается подчиненным, сравнительно малоактивным, зависимым, пассивным объектом терапии. Сокращение психологической дистанции с пациентом при этом недопустимо: приятельские, дружеские и, тем более, любовные и сексуальные отношения между врачом и больным рассматриваются как нарушения профессиональной этики со стороны врача. Модель руководства — ведущая в клинике внутренних болезней, в акушерстве и гинекологии, стоматологии, хирургии, травматологии.

Партнерство. Партнерская модель взаимоотношений «врач-больной» более демократична. Как модель неавторитарного сотрудничества, терапевтического союза она предполагает активное участие пациента в лечебном процессе. При этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. В основе взаимоотношений лежит эмпатический подход к пациенту. Сопереживание определяет большую степень психологической близости, чем при модели руководства. Однако и здесь личные отношения остаются нежелательными. Партнерская модель используется в медицине в ряде особых ситуаций: при решении вопроса об операции, в особенности, при вероятности летального исхода; в случае, когда в роли пациента оказывается врач или лицо с высоким социальным статусом. Подобная модель взаимоотношений широко используется в психотерапии.

Контрактная модель. В условиях платной медицины сложилась контрактная (договорная) модель взаимоотношений «врач-больной». Она позволяет структурировать и контролировать лечебный процесс обоим его участникам. В рамках контрактной модели врач и пациент приступают к лечению на основе соглашения (контракта) относительно общего понимании болезни, ее причин, особенностей течения и прогноза, стратегии лечения. Это соглашение может быть определено уже при первой встрече. Врач, с учетом потребностей и возможностей больного, а также задач терапии, прогнозирует с определенной долей вероятности выраженность эмпатической коммуникации, определяет оптимальный уровень власти в отношении пациента, меру его ответственности за ход и результаты лечения. Юридическую ответственность за результаты лечения в любом случае несет врач, но психологическая ответственность в определенной степени лежит на больном. Оплачивая медицинские услуги, пациент получает право выбирать врача. Он полагает, что, заключая контракт, располагает гарантиями на квалифицированную помощь и ее доступность (установленное совместно расписание посещений), право на прерывание курса лечения и смену врача. Больной ожидает, что врач будет согласовывать с ним важнейшие этапы лечения. Врач же предъявляет к пациенту требования сотрудничества в процессе терапии, выполнения соответствующих врачебных рекомендаций и правил, в частности, требования следовать здоровому образу жизни.

Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь  необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при  сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь  разговаривать со своим пациентом.


Информация о работе Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента