Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 18:20, курсовая работа
Современная социальная обстановка российского общества характеризуется активными изменениями в экономической, политической и общественной жизни. В этой ситуации личность вынуждена адаптироваться к происходящим изменениям общества, что требует от неё определенной устойчивости.
Согласно общепринятому в научной литературе определению, под психологической безопасностью понимают целостность и устойчивость психики, духовное и физическое здоровье личности. Психологическая безопасности свойственна людям эмоционально уравновешенным, работоспособным, стрессоустойчивым, уверенным в себе, самоорганизованным.
Введение ………………………………………………………………… 2-4
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме социальной ситуации подростка как фактор
психологической безопасности личности
1.1 Психологическая безопасность личности………………………..5-10
1.2 Социальная ситуация подростка…………………………………11-17
Глава 2. Эмпирическое исследование социальной ситуации подростка
как фактор психологической безопасности личности
2.1 Характеристика испытуемых………………………………………..18
2.2 Методы исследования. Анализ полученных результатов………...18-19
2.3 Анализ и обсуждение полученных результатов………………….20-23
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25-26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27-29
2.2 Методы исследования
1. Диагностика социальной ситуации (К.Роджерс, Р.Даймонд).
Для диагностики социальной ситуации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социальной ситуации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением.
Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов.
Авторами выделяются следующие 7 интегральных показателей:
1- «Адаптация»;
2- «Приятие других»;
3 - «Интернальность»;
4 - «Самовосприятие»;
5 - «Эмоциональная комфортность»;
6 - «Стремление к доминированию»,
7 – «Эскапизм».
Методика может быть использована
для изучения особенностей формирования
самосознания подростков в процессе
адаптации к новым условиям, измерения
школьной адаптации-дезадаптации,
диагностика и изучение структуры
эмоционально-поведенче
2. Диагностика уровня психологической безопасности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
Для психологического диагностирования уровня психологической безопасности подростков в работе была использована методика диагностики уровня психологической безопасности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, предназначена для изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике, так и в других областях психологии.
Опросник Спилбелгера-Ханина позволяет оценить личную тревожность человека (как его устойчивую характеристику) и реактивную (или ситуативную) тревожность (т. е. состояние в данный момент времени, возможно, под влиянием какого-либо стессирующего фактора). Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.
3. Метод ранговой корреляции по Спирмену.
Полученные данные были протабулированы и обработаны с помощью методов математической статистики.
У нас получились данные социальной
ситуации подростка.Мы использовали методику
«Методика диагностики социально-психологической
адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда.
Исследовали подростков по семи шкалам:
«адаптация», «самопринятие», «лживость»,
«принятие других», «эмоциональный комфорт»,
интегральность», «доминирование» (см.приложение№1).
По показателю «адаптация» выявили, что
один из подростков имеет высокий показатель.
Это означает,что испытуемый имеет теплые,добрые
отношения с окружающими,не стесняется
своих чувств,доволен собой и умеет упорно
работать.У 25 подростков наблюдаются нормальные
адаптивные способности.Это является
признаком того,что онидовольные, общительные,открытые.Четыре
респондента имеют низкий показатель.
Это означает,что они испытываеют неловкость,когда
вступают с кем-либо в разговор,часто чувствуют
себя униженными.Показатель «самопринятия»
шесть подростков имеют высокий показатель
т.е. считают себя интересным человеком,
привлекательным, как личность, заметным.
Низкий уровень самопринятия среди испытуемых
не наблюдается.Третим показателем является
«лживость». Мы выявили,что один подросток
имеет высокий показатель лживости. Из
анализов видим,что существует взаимосвязи
между показателем адаптации и показателем
лживости.По шкале «принятие других» повышенных
и пониженных баллов не наблюдается,отсюда
следует,что экспериментальная группа
не сравнивает и не оценивает себя с другими.
Среди опрошенных по шкале «эмоциональной
комфортнось» испытуемые имеют высокий
и нормальный показатели,а низких не наблюдается.Это
связано с тем,что эти подростки уровновешанные,оптимистичные,
Полученные данные свидетельствуют о том,что по интегральному показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют высокий интегральный показатель самопринятия, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование.
Следующая методика «Диагностика уровня психоллогической безопасности», по показателям личностной и ситуативной тревожности, полученные следующие результаты. По показателям высокой реактивной тревожности выявили 4 подростков (см. приложение№2).
У остальных респондентов показатели в норме. Так называемая ситуативная тревожность развивается в течений жизни как реакция на обстановку и события, т.е. порожденная конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Шкала личностной тревожности выявила повышенную тревожность у 2 подростков. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Анализируя результаты исследования по митодике «Диагностика уровня психологической безопасности» можно говорить, что показатели по шкалам находятся в норме.
Полученны данные с помощью метода ранговой корреляции по Спирмену.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
rs =
Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть: два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых; две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков; две групповые иерархии признаков, индивидуальная и групповая иерархии признаков.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПА И ТРЕВОЖНОСТИ
№ п/п |
Параметры социальной ситуации |
Реактивная тревожность |
Психологическая безопасность | ||
Коэф. |
Знач.(р) |
Коэф. |
Знач.(р) | ||
1. |
Адаптация |
-0,483 |
<0,01 |
-0,692 |
<0,01 |
2. |
Самопринятие |
-0,011 |
>0,05 |
0,152 |
>0,05 |
3. |
Лживость |
-0,525 |
<0,01 |
-0,578 |
<0,01 |
4. |
Принятие других |
-0,389 |
<0,05 |
-0,494 |
<0,01 |
5. |
Эмоциональный комфорт |
-0,048 |
>0,05 |
-0,351 |
<0,05 |
6. |
Интернальность |
-0,432 |
<0,05 |
0,651 |
<0,01 |
7. |
Доминирование |
-0,488 |
<0,01 |
-0,637 |
<0,01 |
Показатели тревожности (реактивная и личностная) статистически значимо взаимосвязаны со следующими интегральными показателями СПА обратной (или отрицательной) корреляцией: адаптация (-0,483; p<0,01 и -0,692; p<0,01), принятие других (-0,389; p<0,05 и -0,494; p<0,01), интернальность (-0,432; p<0,05 и -0,651; p<0,01), доминирование (-0,488; p<0,01 и -0,637; p<0,01). Система взаимосвязи психологической безопасности отличается от системы взаимосвязей реактивной тревожности и наличием дополнительной статистически значимой обратной (или отрицательной) взаимосвязи с показателем СПА – эмоциональный комфорт. (-0,351; р< 0,05).
Таким образом, при повышении тревожности будет наблюдаться понижение следующих интегральных показателей СПА: адаптации (будет наблюдаться повышение дезадаптации), принятия других (будет наблюдаться повышение неприятия других), интернальности (будет наблюдаться повышение экстернальности), доминирования (будет наблюдаться снижение доминирования или повышение ведомости). И, наоборот, при низких показателях тревожности будет наблюдаться повышение вышеперечисленных интегральных показателей СПА. Дополнительно, при повышении психологической безопасности снижается показатель эмоционального комфорта (повышается показатель эмоционального дискомфорта), и, наоборот, при понижении психологической безопасности повышается показатель эмоционального комфорта (снижается показатель эмоционального дискомфорта).
Система взаимосвязей психологической безопасности отличается от системы взаимосвязей реактивной тревожности наличием дополнительной статистически значимой обратной (или отрицательной) взаимосвязи с показателем СПА – эмоциональный комфорт (-0,351; p<0,05).
Интересны полученные результаты при анализе взаимосвязей интегральных показателей между собой.
Интегральный показатель «Адаптация» имеет статистически значимую прямую зависимость с такими параметрами, как: «Принятие других» (0,745; p<0,01), «Эмоциональный комфорт» (0,469; p<0,01), «Интернальность» (0,845; p<0,01), «Доминирование» (0,783; p<0,01) и «Лживость» (0,516; p<0,01).
Таким образом с помощью ранговой корреляции Спирмена, нам удалось установить, что существует взаимосвязь между социальной ситуацией и психологической безопасностью. Гипотеза о том, что у подростков с высоким уровнем психологической безопасности выражен низкий уровень показателей социальной ситуации, подтвердилась полностью.
ВЫВОДЫ
1. По интегральному показателю
«Адаптация» группа
2. Интегральный показатель
«Лживость» связан
3. Уровень тревожности
в группе респондентов соответс
4. Между интегральными показателями социальной ситуации (адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование, лживость) и показателями тревожности (реактивная и личностная) также выявлены статистически значимые взаимосвязи. Система взаимосвязи психологической безопасности отличается от системы взаимосвязей реактивной тревожности и наличием дополнительной статистически значимой обратной.
5. Существует взаимосвязь между социальной ситуацией и психологической безопасностью. Основываясь на полученных результатах можно сделать вывод о том, что гипотеза о том, что у подростков с высоким уровнем психологической безопасности выражен низкий уровень показателей социальной ситуации, подтвердилась полностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация личности подростка в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Подростковый период считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 14 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни.
На основании полученных данных экспериментальную группу можно характеризовать как имеющую повышенные адаптивные способности. Уровень тревожности в данной группе соответствуют статистической норме.
В результате выявлена взаимосвязь между интегральными показателями социальной ситуации (адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование, лживость) и показателями тревожности (реактивная и личностная) также выявлены статистически значимые взаимосвязи. Показатели тревожности (реактивная и личностная) статистически значимо взаимосвязаны со следующими интегральными.