Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:03, доклад
Цель исследования: изучение причин и последствий насилия в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, социологическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть теоретико-методологические основы насилия в семье.
3. Рассмотреть научные основы изучения жестокого обращения с детьми в современной семье.
Введение
Актуальность исследования.
Насилие - неотъемлемая часть. Семья
существовала на протяжении всей истории
человечества и никогда не теряла
своей значимости для общества как
его базовой структурной
Являясь первичной ячейкой общества, семья нуждается в защите со стороны государства, которая должна заключаться во всемерной социально-экономической" и правовой поддержке. Семье как особому "социальному институту необходима охрана со стороны различных отраслей права: международного, финансового, семейного, трудового, гражданского, уголовного.
Актуальной проблемой современного общества является насилие в семье. Оно обладает мощным деструктивным воздействием, подрывающим стабильное функционирование семьи как "основной ячейки общества". Проблема насилия в семье - это не только вопрос безопасности отдельной личности, но и безопасности государства в целом. В настоящее время глубина и масштабность проблемы семейного насилия не осознаны должным образом
Распространение гуманистических
отношений в современном мире
существенно повлияло на переоценку
социокультурных норм межличностного
и межгруппового
В России, как и в других странах, создаются условия для утверждения в повседневной жизни людей принципов и идеалов гуманизма, и в некоторых сферах жизнедеятельности общества уже достигнуты значительные изменения. Однако социальная безопасность личности продолжает оставаться острой общественной проблемой.
В современном обществе присутствуют разные социальные нормы, одни из которых запрещают насилие по отношению к любому человеку, другие - допускают и оправдывают его. С одной стороны, гуманистические представления об отношениях между людьми ведут к утверждению ориентаций на терпимость, уважение личности, необходимость разрешения возникающих конфликтов ненасильственными способами. С другой -сохраняются возникшие на начальных этапах исторического развития социума нормы разрешения спорных ситуаций с помощью разных форм насилия. Оправдывается и в настоящее время использование экономического принуждения в конкурентной борьбе, психологического воздействия в межгрупповом и внутригрупповом взаимодействии, применение некоторых форм насилия в отношении женщин, детей в семье.
Существует также противоречие
между нормами, утверждающими равенство
мужчин и женщин во всех сферах взаимодействия,
включая семейные отношения, и сохраняющимися
представлениями о
Однако, несмотря на столь высокий уровень насилия в российском обществе в целом и российской семье в частности, в России не принимается практически никаких действенных мер для борьбы с этим социальным явлением, угрожающим безопасности общества в целом Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема соблюдения прав в семье не достаточно исследовалась. Имеются лишь отдельные социологические исследования, которые в той или иной мере затрагивают вопросы защиты прав членов семьи от жестокого обращения. Все вышеперечисленное и составляет противоречие исследования.
Проблема исследования: каковы причины и последствия насилия в семье?
Цель исследования: изучение причин и последствий насилия в семье.
Объект исследования: насилие в семье
Предмет исследования: причины и последствия насилия в семье
Гипотеза исследования: предполагаем, что предотвратить насилие в семье возможно при условии совершенствования социальной работы с семьей, профилактики семейных конфликтов, оказания действенной помощи со стороны государства, общественных организаций пострадавшим от насилия.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, социологическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть теоретико-методологические основы насилия в семье.
3. Рассмотреть научные основы изучения жестокого обращения с детьми в современной семье.
Методологическими основами
исследования является структурно-функциональный
подход, который позволяет
Теоретическая база исследования:
• Психологические аспекты проблемы насилия представлены в работах
JI. Берковица, А. Гуггенбюля, С. JI. Истомина, Б. Крейхи, И. Г. МалкинойПых, Р. Роджерса, С. Розенцвейга, 3. Фрейда, Э. Фромма, Л. Б. Шнейдер и др.
• Их исследования позволили представить насилие как процесс, обладающий определенной длительностью, протяженностью, этапами.
• Понимание насилия и принуждения в отношении личности как значимой социальной проблемы представлено в публикациях Л. Альперн, Л.Берковица, Г. А. Варгас, Т. Гоббса, А. А. Гуссейнова, Т. Ю. Забелиной, О. М. Здравомысловой, Л. Н. Когана, И. Кона, Б. Крейхи, К. Маркса, В. В. Михайлова, В. В. Остроухова, М. П. Писклаковой, П. А. Сорокина, Э.Фромма, М. Фуко, В. Н. Ярской и др.
• Существенное значение для понимания природы насилия имеют исследования, связанные с изучением сущности конфликта и особенностей поведения личности в конфликтной ситуации: Ф.
М. Бородкина, Н. В. Вдовиной, Р. Дарендорфа, А. В. Дмитриева, А. Г.
Здравомыслова, В. Казакова, Л. Козера, и др.
• Изучением современной семьи, ее функций, особенностей ее развития занимались А. И. Антонов, Ю. Р. Вишневский, Ю. А. Гаспарян, С. И. Голод, И. Ф. Дементьева, В. М. Закирова, Э. Г. Колунина, И. С. Кон, А. И. Кузьмин, В. Т. Лисовский, М. С. Мацковский, Н. М. Римашевская, В. В. Солодников, В. А. Сысенко, А. Г. Харчев, Н. А. Цветкова, Е. М. Черняк и др.
Методы исследования:
- изучение педагогической, психологической, социологической литературы по теме;
- анализ психолого-педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования;
- -обобщение и систематизация педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в систматизации материалов по исследованной проблеме.
Практическая значимость
исследования заключается в
Структура и основное содержание работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Во введении обозначены актуальность, проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методологические основы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
Во введении обозначены актуальность, проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методологические основы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе: " Теоретико-методологические основы насилия в семье" рассмотрены социально-психологические, социокультурные факторы домашнего насилия, домашнее насилия и агрессия, а так же типы насилия в семье.
Во второй главе: " Научные основы изучения жестокого обращения с детьми в современной семье" рассмотрены насилие над детьми в семье, формы жестокого обращения с детьми в семье, а так же влияние домашнего насилия на психику ребёнка.
В заключении: представлены
основные выводы по результатам исследования,
в ходе которого поставленные задачи
были выполнены, была изучена социально-
Заключение
Данное курсовое исследование
посвящено актуальной теме «Причины
и последствия насилия в семье»
В ходе выполнения работы было
определено: социально-психологические,
социокультурные факторы
Причинами и факторами социально-психологическго, социокультурного являются насилия в семье, можно отметить, что существует большое количество причин, вызывающих или влияющих на проявления насилия. Но какими бы ни были причины насилия, оно всегда влечет за собой отрицательные последствия, с которыми жертва насилия чаще всего не в состоянии справиться самостоятельно.
Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим детям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоотношения, а так же отсутствие контроля родителей за поведением ребенка, и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка.
Каждый конкретный вариант насилия - самостоятельная проблема, обладающая специфическими чертами. Причины, условия, формы проявления насилия, последствия насильственных действий в зависимости от объекта будут иметь свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и при вмешательстве в семью, с целью предотвращения насилия.
Формы жестокого обращения
с детьми в семье маскированные
состояния или расстройства, проявляющиеся
внешне как соматические заболевания.
Большинство авторов
Насилие на психику ребенка
определяет формирование так называемых
установок. Внутренними установками
становятся и собственное поведение,
и отношение к другим, особенно
если они продиктованы такими эмоциями,
как страх, паника, ожидание нападения
и прочее. Зафиксированные в детстве
установки могут приобретать
характер обязательных правил, поведенческих
штампов. Ребенка пугали, истязали,
оставляли в эмоциональной
Необходимо помнить, что, исследуя каждый отдельный случай, психологи сталкиваемся с противоречием между правом ребенка на защиту и правом семьи на неприкосновенность частной жизни. Необходимо фокусироваться не на расследовании, а на помощи ребенку.
Цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза заключавшаяся в предполагаем, что предотвратить насилие в семье возможно при условии совершенствования социальной работы с семьей, профилактики семейных конфликтов, оказания действенной помощи со стороны государства, общественных организаций пострадавшим от насилия, подтверждена.
Информация о работе Психологические причины и последствия насилия в семье