Психологические причины психосоматических заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Соматопсихический аспект психосоматики приобретает все большее значение. Oгpoмнoe число хронически протекающих заболеваний, а также возросшая чувствительность к последствиям заболеваний и медицинских вмешательств, к переживаниям вообще открывают широкие области применения психосоматики.
Всеобъемлющая модель позитивной психотерапии в психосоматике делает возможным включение терапевтической среды, семейное и психотерапевтическое вмешательство и активизацию потенциалов caмопомощи, которые взаимно, всесторонне дополняют друг друга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психосоматика и психосоматические симптомы……………………………4
2. Социокультурная сфера и психосоматика…..……………………..……….8
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемых источников ……………………………………………19

Файлы: 1 файл

психосоматические заболевания.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

В современной ситуации произошли принципиальные изменения. В условиях промышленной революции и познаний механики были попытки (со времен Декарта) представить человека как почти механическое существо, аналогичное высокоорганизованной машине. Затем с прогрессом в области анатомии и физиологии и развитием химии и биохимии человек стал восприниматься как «химическое производство» [2].

Новые электронные счетчики оказывают влияние на наше сегодняшнее мышление. С этой точки зрения человек представляется как сложное саморегулирующееся компьютерное устройство, устанавливающее тесные связи с другими информационными системами .

Каждая из этих ступеней развития была необходима для прогрессирования способности к познанию. В моменты cвoeгo наивысшего расцвета она вырабатывала особый подход, претендовавший на исключительность. То, что раньше ценилось высоко, оказывалось устаревшим. При этом новый метод абсолютизировался.

Так же, как в  зависимости от развития науки, по-разному формировался подход к человеку как к духовному существу, механическому автомату, химическому производству, пучку рефлексов, жертве бессознательного, суперроботу, гocподствующие научные взгляды, так и сегодня предлагают различные возможности восприятия и обращения с самим собой, окружающими и пациентами.

Таким образом, не только неличностное, социально-экономическое, политическое, промышленное и научное развитие ответственно за возникновение психосоматических заболеваний, но и наши собственные желания удобств, наше привычное поведение, наша готовность к размышлениям над отдаленным будущим, основанная на прогрессе, потребность в достижениях и наша готовность к риску.

Этими факторами  опосредуются процессы, прямо влияющие на наш организм. Последние примеры этого – катастрофа с ядерным реактором в Чернобыле (1986) и, так называемые, выбросы на химических производствах.

Здесь встает вопрос об ответственности, с одной стороны, научных работников, с другой, всех жителей земли, которые участвуют или хотят участвовать в научном прогрессе.

С чем люди готовы мириться? Это опять же зависит от социокультурной, экономической, политической, а также господствующей научной и религиозной данности [2].

Социокультурная сфера.

При транскультурном  процессе работают с принятыми в определенной культуре концепциями, нормами, представлениями о мире, стилями поведения, интересами и перспективами. Такой подход охватывает, свойственные популяции, сущностные черты. Сюда же относятся и возможности мыслимого и допустимого отношения к своему собственному телу, способ восприятия болезни, возможности переработки конфликта в традиционном понимании и компромиссы, наиболее часто встречающегося коллективного стиля поведения.

В большинстве  своем, мигранты совершенно неподготовленными приезжают в абсолютно иную культурную систему, которая со своей стороны, несмотря на всю свою настроенность на гуманитарную помощь, все-таки не способна их принять.

Дилемма беженцев может быть описана так [7]:

они не согласны с политической обстановкой в своей стране, но это, однако, не означает, что они отрицают и свои культурные традиции и собираются перенять традиции новой культуры.

Это начинается с особенностей пищевого поведения, распространяется на отношение к работе, традиционное значение семьи и контактов с другими людьми и заканчивается различными религиозно-мировоззренческими убеждениями.

Достаточно  часто мы встречаемся с тем, что  люди в подобных ситуациях реагируют заболеваниями. Консультирующие при этом врачи, обычно оказываются некомпетентными. Они не говорят на языке больного, не знают eгo нравов и обычаев, eгo семейной обстановки и eгo, обусловленного религиозными представлениями, ритма жизни; зачастую они не представляют себе, насколько велики экономические неурядицы и боль, которые принесли расставание с родиной.

На этом фоне может случиться так, что симптомы, например,  русского беженца, мигрировавшего в Германию, будут проявляться совсем другие, чем у немецкого пациента. Беспомощность врача может быть обусловлена незнанием и отдалением от пациента.

Насколько часто  это встречается в н повседневной жизни показывают следующие аспекты [7]:

рост населения,

отсутствие  планов и программ для удовлетворения элементарных потребностей человечества,

разрушение  биосферы,

кризис мирового хозяйства,

гонка вооружений,

пренебрежение глубокими социальными противоречиями,

анархическое  хозяйственно-техническое развитие,

моральный износ  и старение институтов,

противоречия  между Востоком и Западом,

недостаток морального и политического руководства.

Также немаловажную роль играют следующие аспекты [8]:

создание союзов наций и ООН,

независимость, полученная со времен второй мировой войны многими народами земли,

рост совместной деятельности в международных мероприятиях,

возрастающая  тенденция национальных групп к укреплению их отношений и облегчению, таким образом, их взаимодействия,

создание интернациональных гуманитарных организаций,

расширение  женского и молодежного движения, требующего предотвращения войны,

увеличение  числа  программ обмена, способствующих взаимопониманию между народами,

достижения в области науки и технологии,

принятые в  ООН декларации и соглашения,

общий рост сознательности и формирование « мирового сознания».

Таким образом, все эти усилия являются обнадеживающими факторами мира в мире. Даже, когда приведенные обстоятельства кажутся слишком глобальными, каждый раз оказывается, что индивид активно или пассивно реагирует на них с различной степенью эмоционального участия.

Это важно для того, чтобы осознать в русле транскультурной психосоматики в широком смысле влияние фундаментальных вопросов будущего на человечество.

Религиозно-мировоззренческая  сфера 

Почти во всех религиозных и мировоззренческих системах болезням отводилась особая роль. Болезни – это ключевые ситуации человеческого бытия. В зависимости от религиозно-мировоззренческой и философской ориентации болезнь может рассматриваться как наказание за грехи, милость, чистая случайность, посланное Богом испытание или предопределенная неизбежная судьба.

Исходя из этого, человек располагает возможностями принимать болезнь, бежать от нее или искать в ней исцеление. Это относится не только к больному, но и к терапевту, врачу, который, в известной степени, выступает мультипликатором концепции болезни.

Не случайно в прежние времена врач идентифицировался со священником. С этой точки зрения важно, чтобы врач и психотерапевт осознавали свои собственные религиозно и мировоззренчески обусловленные концепции заболеваний, ставили вопрос о смысле болезни и смысле жизни и критически подходили бы к собственным установкам.

То, что этика  поведения существенно зависит от религиозно-мировоззренческих убеждений, уже признано многими учеными и с большей или меньшей эффективностью распространяется на их деятельность [2].

Каждая религия дает человеку столько, сколько он может понять в соответствии со своим развитием. Учения древних peлигий, несмотря на их противоречия с познаниями нашего времени, не являются ошибочными, они не своевременны.

В зависимости  от тoгo, живет ли человек в промышленно или аграрно -ориентированном обществе, в социалистической или капиталистической системе, родился ли он немцем, американцем, австралийцем, японцем, персом, итальянцем, испанцем и т.д., является ли он буддистом, индуистом, мусульманином, православным или католическим христианином, пиетистом, баптистом, кальвинистом, иудаистом, бахаистом и т.д., трактует он свое здоровье и свою болезнь.

 Различные  степени свободы в понятиях здоровья и болезни и возможности выбора, имеющиеся в распоряжении, обусловлены отдельными усвоенными человеком правилами, ритуалами, нормами, законами и запретами мировоззрения, жизненной философии и религии.

Вера, религия и мировоззрение, которые могут считаться общей системой отношений (базовая концепция) для установок и поведения, влияют на проявление способностей.

Религиозно-мировоззренческие установки могут рассматриваться как фоновая информация [8]:

отношения к  сексуальности (сексуальные потребности  и запреты, ритуалы сексуального поведения),

воспитания (роли родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери),

профессии (пределы  профессиональных возможностей, мотивация в профессиональной деятельности, например, служение человечеству, caмовыражение, цель жизни, общественное поручение, освобождение и уклонение от истинных задач),

партнерских отношений (равноправие в отношениях мужчины и женщины, мировоззренческая ценность партнерства как средства воспитания детей, как ячейки общества, как единства удовольствия, как объединяющего предписания),

социальных контактов (установившиеся социальные отношения, например, в индийских кастах или в поведении социальных групп, слоев и классов по отношению друг к другу, религиозно-мировоззренческие предписания в ситуациях общения, например, совместная молитва, общинные праздники, хоровое пение, медитации или труд, требования социального аскетизма).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у многих как в Западной, так и Восточной Европе преобладает ощущение «неловкости в культуре»: они напуганы односторонностью и враждебностью науки, разочарованы несвоевременной культурной жизнью и далекой от граждан политикой и не находят пристанища в традиционных религиях и мировоззренческих системах. Им остается только углубиться в самих себя и в себе искать новые ориентиры.

Религия, как исцеляющее средство, данное человеческому существу. Но она только тогда может иметь смысл, когда соответствует требованиям, потребностям и необходимости человека, и учитывает развитие (принцип времени), относительность и единство.

Если неправильно понятая религия ведет к расстройствам, фиксациям, замедлению развития, закоснелости интеллектуального процесса, она бессмысленна.

Религия затрагивает вопросы о смысле жизни.

Там, где потеряны доверие, надежда и смысл, человек  всегда может обнаружить нарушенные отношения к религии и церкви. В этом играет роль целый ряд недоразумений [7]:

разногласие: вера – религия – церковь;

разногласие: фатальная и обусловленная судьба;

разногласие: врождённый – приобретенный;

разногласие: смерть.

 

 

 

 

Заключение

Соматопсихический аспект психосоматики приобретает  все большее значение. Oгpoмнoe число хронически протекающих заболеваний, а также возросшая чувствительность к последствиям заболеваний и медицинских вмешательств, к переживаниям вообще открывают широкие области применения психосоматики.

Всеобъемлющая модель позитивной психотерапии в психосоматике делает возможным включение терапевтической среды, семейное и психотерапевтическое вмешательство и активизацию потенциалов caмопомощи, которые взаимно, всесторонне дополняют друг друга.

Исходя из этого, открывается новый подход к той cфepe, которая не является уже больше лишь областью знаний терапевта, но и приобретает политическое и экономическое значение, которое широко определяет общественные  условия человеческого общежития в смысле всеобъемлющей психосоматики.

Все более тесные контакты между разными культурами приводят к необходимости полагаться не только на надежность собственных культурных

основ, но и в русле «транскультурной психосоматики», учитывать иные модели мышления, опираться на знания представителей другой культуры и благодаря этому, расширять свои собственные горизонты.

Результат разбития сфер индивидуума, науки, культур, религии и мировоззрения формирует видение человека, которое становится масштабом, регулятором поведения, этической нормой, помощью в ориентировке и прототипом самовосприятия и восприятия окружающих.

Видение человека определяет не только наши ожидания от себя и других, но и те способности и качества, которым готовы следовать мы и другие.

Надежность  и ориентировку человек находит  обычно только в своей конкретной, ощутимой среде. Так он ищет самоутверждения при помощи физического удовлетворения в пище, питье, сексуальности, сне, спорте, эстетике и т.д., посредством «бегства» в работу (трудоголизм), посредством yглубления отношения к партнеру, который в таком случае должен гарантировать безопасность, которую до этого могла предоставить целая культура.

Он находит  самоутверждение в контактах обычно с маленькими группами, которые утверждаются в своей сути, выступая против других групп.

Характерно  стремление к дополнительным религиям, к которым относятся так называемые молодежные религии, а также односторонняя склонность к астрологии, парапсихологии и эзотерике и «малым дополнительным религиям», которыми могут стать любые односторонне высокостилизованные убеждения, любые абсолютизированные ценности.

Информация о работе Психологические причины психосоматических заболеваний