Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением концептуальных оснований в организации эффективной психологической помощи семье. Прежде всего, актуальным представляется выявление психологических механизмов помощи молодой семье.
Объектом работы является – молодая семья, как социальный институт. Предметом – психологические проблемы молодых семей и система их предотвращения.
Цели курсовой работы – выделение проблемного поля во взаимодействии в молодых семьях и определение условий, обеспечивающих эффективность психологической помощи юным семьям.
Введение……………………………………………………………………..…...2
1. Молодая семья: понятие, сущность, задачи…………………………..……6
2. Психологические особенности молодой семьи …………………………...12
3.Психологические проблемы первых лет супружеской жизни и их преодоление………….……………………………………………………….…20
Заключение……………………………………………………………………....25
Список используемой литературы……………………………………..……..25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Таганрогский Государственный Педагогический
институт им. А.П. Чехова»
Факультет педагогики и методики начального образования
Кафедра естествознания и безопасности жизнедеятельности
Психологические проблемы молодых семей и система их предотвращения
Курсовая работа
студентки 2 курса
профиль «Безопасность
жизнедеятельности»
Куропятниковой Кристины
Научный руководитель
канд. психол. наук, доцент
Дорофеева Г. А.
Дата сдачи «____» _______________ 2013 г.
Дата защиты «____» _____________2013 г.
Оценка _________________
Научный руководитель ________________ / Дорофеева Г. А. /
Таганрог, 2013
Введение…………………………………………………………
1. Молодая семья: понятие, сущность, задачи…………………………..……6
2. Психологические особенности молодой семьи …………………………...12
3.Психологические проблемы
первых лет супружеской жизни и их преодоление………….……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..……..
Введение
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.
Молодые семьи – это
динамичная и легко реагирующая
на различные социально-
Если в прошлом семью объединяли чисто внешние, формальные факторы (закон, нравы, общественное мнение, традиции и др.), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит от личных отношений друг к другу всех ее членов - их взаимопонимание, привязанность, взаимное участие, уважение, преданность, симпатия и любовь. Именно эти чувства и способствуют прочности семейного очага.
Отечественные специалисты по работе с семьей (М. С. Мацковский , А. Г. Харчев, Э. Г. Эйдемиллер) указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным «запасом» психологической надежности. Однако подходы, реализуемые семейными психотерапевтами, ориентированы на единичные семьи, но это в ряде случаев не обеспечивает удовлетворенности семейной жизнью.
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением концептуальных оснований в организации эффективной психологической помощи семье. Прежде всего, актуальным представляется выявление психологических механизмов помощи молодой семье.
Объектом работы является – молодая семья, как социальный институт. Предметом – психологические проблемы молодых семей и система их предотвращения.
Цели курсовой работы – выделение проблемного поля во взаимодействии в молодых семьях и определение условий, обеспечивающих эффективность психологической помощи юным семьям.
Задачи исследования:
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, который включает пятнадцать источников.
1. Молодая семья: понятие, сущность, задачи.
Семья — социальная
группа, обладающая исторически
определенной организацией, члены
которой связаны брачными
или родственными отношениями
(а также отношениями по
Семья является важнейшей
ценностью в жизни многих
людей, живущих в современном
обществе. Каждый член общества,
помимо социального статуса,
В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входят составной частью в круг проблем семьи. Молодая семья - одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков - следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей. []
Молодая семья - это рожающая семья. У нашего народа довольно устойчивы представления о всеобщности семейного предназначения каждого человека, а семья мыслится обязательно семьей с детьми. Одного ребенка производит на свет почти каждая семья, где родители по состоянию здоровья к этому способны. И, чаще всего, ребенок появляется на свет впервые годы брака.
Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п. Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить всё, что дорого ему (её). И в начале совместной жизни ярко поступает желание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида.
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. []
Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак - 20-22 года для девушек и 23-28 для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69%.
Готовность к созданию
семьи и её благополучия во многом
зависит от состояния здоровья молодых
людей, вступающих в брак. Здоровый
образ жизни способствует развитию
духовной культуры человека, укреплению
внутрисемейных отношений, поддержанию
дружеских и высоконравственных
отношений с окружающими
Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%.
Психологическая готовность к созданию семьи - это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый материально - психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.
Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Одним из аспектов изучения семейной жизни, является исследование функций молодой семьи. Данная проблематика представлена в работах Н.Акермана, Д.Еникеевой. [1,5]
Семья как общность людей,
связанных отношениями
Генеративная (репродуктивная)
функция обусловлена
Психологическая (психотерапевтическая,
рекреационная) функция. Когда речь
идет о психологических аспектах
функционирования семьи, она предстает
не столько как институт, сколько
как малая группа с характерными
для этого образования
Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Некоторые авторы (например, М.А. Галагузова) выделяют функцию первичной социализации, которая обусловлена тем, что семья, являясь первой и главной социальной группой, активно влияет на формирование личности ребенка. Именно в семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, которые определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.
Информация о работе Психологические проблемы молодых семей и система их предотвращения