Психологические проблемы молодых семей и система их предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением концептуальных оснований в организации эффективной психологической помощи семье. Прежде всего, актуальным представляется выявление психологических механизмов помощи молодой семье.
Объектом работы является – молодая семья, как социальный институт. Предметом – психологические проблемы молодых семей и система их предотвращения.
Цели курсовой работы – выделение проблемного поля во взаимодействии в молодых семьях и определение условий, обеспечивающих эффективность психологической помощи юным семьям.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…...2
1. Молодая семья: понятие, сущность, задачи…………………………..……6
2. Психологические особенности молодой семьи …………………………...12
3.Психологические проблемы первых лет супружеской жизни и их преодоление………….……………………………………………………….…20
Заключение……………………………………………………………………....25
Список используемой литературы……………………………………..……..25

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО.курсовая.семья.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Таганрогский Государственный  Педагогический

институт им. А.П. Чехова»

Факультет педагогики и  методики начального образования

Кафедра естествознания и безопасности жизнедеятельности

 

 

 

Психологические проблемы молодых  семей и система их предотвращения

 

 

 

 

       Курсовая работа

      студентки 2 курса

     профиль «Безопасность

      жизнедеятельности»

      Куропятниковой  Кристины

      Научный  руководитель

      канд. психол. наук,  доцент 

      Дорофеева  Г. А.

 

 

 

Дата  сдачи «____» _______________ 2013 г.

Дата  защиты «____» _____________2013 г.

Оценка _________________

Научный руководитель  ________________ / Дорофеева Г. А. /

 

 

 

                            Таганрог, 2013

                                 Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…...2

1. Молодая семья: понятие, сущность, задачи…………………………..……6

2. Психологические особенности молодой семьи …………………………...12

3.Психологические проблемы первых лет супружеской жизни и их преодоление………….……………………………………………………….…20

Заключение……………………………………………………………………....25

Список используемой литературы……………………………………..……..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

                                       Введение  

Семья во все времена постоянно  находилась в центре внимания передовой  общественной мысли, прогрессивных  деятелей и ученых, начиная от древних  философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему  социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов  своего развития.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая  семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и  демографических перемен.

Молодые семьи – это  динамичная и легко реагирующая  на различные социально-экономические  изменения часть общества. Состояние  данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен  последних десятилетий. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в  настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей. От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно-два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения.

Если в прошлом семью  объединяли чисто внешние, формальные факторы (закон, нравы, общественное мнение, традиции и др.), то в настоящее  время формируется новый тип  семьи, единство которой все больше зависит от личных отношений друг к другу всех ее членов - их взаимопонимание, привязанность, взаимное участие, уважение, преданность, симпатия и любовь. Именно эти чувства и способствуют прочности семейного очага.

Отечественные специалисты  по работе с семьей (М. С. Мацковский , А. Г. Харчев, Э. Г. Эйдемиллер) указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным «запасом» психологической надежности. Однако подходы, реализуемые семейными психотерапевтами, ориентированы на единичные семьи, но это в ряде случаев не обеспечивает удовлетворенности семейной жизнью.

Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением концептуальных оснований в организации эффективной психологической помощи семье. Прежде всего, актуальным представляется выявление психологических механизмов помощи молодой семье.

Объектом работы является – молодая семья, как социальный институт. Предметом – психологические проблемы молодых семей и система их предотвращения.

Цели курсовой работы – выделение проблемного поля во взаимодействии в молодых семьях и определение условий, обеспечивающих эффективность психологической помощи юным семьям.

Задачи исследования:

  • обобщить материал научной литературы по теме исследования;
  • определить понятие « молодая семья»;
  • изучить психологические проблемы молодой семьи;
  • обозначить систему предотвращения психологических проблем.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, который включает  пятнадцать источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Молодая семья: понятие, сущность, задачи.

 Семья — социальная  группа, обладающая исторически   определенной организацией, члены  которой  связаны брачными  или родственными отношениями  (а также отношениями по взятию  детей на воспитание), общностью  быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой  обусловлена потребностью общества  в физическом и духовном воспроизводстве  населения.

 Семья является важнейшей  ценностью в  жизни многих  людей, живущих в  современном  обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической  принадлежности, имущественного и  материального положения, с   момента рождения и до конца  жизни  обладает такой характеристикой,  как семейно-брачное состояние. 

В категории семей, нуждающихся  в особой помощи, на первое место  выдвигается молодая семья. Потребовалось  немало усилий и времени, чтобы в обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входят составной частью в круг проблем семьи. Молодая семья - одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков - следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей. []

Молодая семья - это рожающая семья. У нашего народа довольно устойчивы  представления о всеобщности  семейного предназначения каждого  человека, а семья мыслится обязательно  семьей с детьми. Одного ребенка  производит на свет почти каждая семья, где родители по состоянию здоровья к этому способны. И, чаще всего, ребенок появляется на свет впервые годы брака.

Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п. Сближение  вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся  понять, принять, полюбить всё, что дорого ему (её). И в начале совместной жизни  ярко поступает желание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек  начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных  для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов  говорят о том, что стабильная семья может быть создана при  определенной готовности молодых людей  к семейной жизни. []

Понятие «готовность к  семейной жизни» включает в себя социально  нравственную, мотивационную, психологическую  и педагогическую готовность. Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак - 20-22 года для девушек и 23-28 для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69%.

Готовность к созданию семьи и её благополучия во многом зависит от состояния здоровья молодых  людей, вступающих в брак. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию  дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно  легче преодолевать психо - эмоциональные  трудности стрессовые ситуации, которые  порой возникают в семейной жизни.

Мотивационная готовность к  семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство  ответственности за создаваемую  семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство  людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%.

Психологическая готовность к созданию семьи - это наличие  развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать  здоровый материально - психологический  климат в семье, устойчивости характера  и чувств, развитых волевых качеств  личности. От атмосферы семьи, в которой  выросли будущие супруги, зависит  во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной  или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

Итак, стабильная благополучная  семья может функционировать  только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Одним из аспектов изучения семейной жизни, является исследование функций молодой семьи. Данная проблематика представлена в работах Н.Акермана, Д.Еникеевой. [1,5]

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного  домохозяйства, выполняет важнейшие  социальные функции, основными из которых  являются:

  1. генеративная (репродуктивная),
  2. психологическая (психотерапевтическая),
  3. социально-культурная,
  4. экономическая и хозяйственно-бытовая,
  5. коммуникативная,
  6. гедонистическая.

Генеративная (репродуктивная) функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической  потребностью, но также имеет огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней  мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые  семьи. И для них эта функция  может быть признана приоритетной.

Психологическая (психотерапевтическая, рекреационная) функция. Когда речь идет о психологических аспектах функционирования семьи, она предстает  не столько как институт, сколько  как малая группа с характерными для этого образования особенностями  группового взаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых  невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи. Для молодых семей психологическая функция семьи состоит в превращении влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимной привязанности, взаимного эмоционального комфорта.

Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая степень  психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Некоторые  авторы (например, М.А. Галагузова) выделяют функцию первичной социализации, которая обусловлена тем, что семья, являясь первой и главной социальной группой, активно влияет на формирование личности ребенка. Именно в семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, которые определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Информация о работе Психологические проблемы молодых семей и система их предотвращения