Психологические процессы как форма деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:56, реферат

Описание работы

Психические процессы присущи каждому человеку. Мы рассматриваем психические процессы, как форму деятельности.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности. Но что мы понимаем под деятельностью? Под действием мы понимаем понятие, характеризующее функцию субъекта в пространстве, его взаимодействие с объектом. Мы знаем, что деятельность побуждается потребностью. Направлена она на предмет ее удовлетворения.
Психические процессы не просто участвуют в деятельности, но они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 4
2. ОЩУЩЕНИЕ 8
3. ВОСПРИЯТИЕ 14
4. ПАМЯТЬ 18
5. ВООБРАЖЕНИЕ 21
6. МЫШЛЕНИЕ 24
7. РЕЧЬ 29
8. ВНИМАНИЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 37

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию [2; с. 112].

 

          1. ВООБРАЖЕНИЕ

 

Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделяется из «царства» животных. В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И. Канта понимание воображения, как всеобщего свойства сознания. Воображение детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов, констатируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете. Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотношение всеобщего и идентичного на чувственном опыте уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого либо свойства объекта. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности [2; с. 55-56].

Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности  и быть не может. Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики, реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственного данного его порождения. Деятельность воображения естественно и закономерно порождается преобразующим воздействием направленности личности на образы сознания, опережающие действительность. Воображение не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности.

 

Виды воображения

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с усилиями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором – об активном воображении. Различают так же воображение воспроизводящее и творческое или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности. Роль воображения в жизни может быть весьма различной, в зависимости от того в какой мере воображение включается в реальную деятельность [1; с. 344, 346, 349-350].

Так же выделяются несколько путей построения образов воображения: агглютинация – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, элементов действительности; гиперболизация – значительное преувеличение свойств реальных объектов; заострение – выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых; схематизация – сглаживание различий между объектами и произвольное наделение его конкретным образом; типизация – выделение существенного признака в однородных явлениях и наделение его конкретным образом [6; с. 32].

Воображение является в психологическом индивидуально -дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.

 

          1. МЫШЛЕНИЕ

 

Мышление  - это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой деятельности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей. Мышление – это есть целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.

Мышление – это процесс целе- и планообразования, т. е. идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности, способов целесообразного отношения к объективной реальности, процесс, происходящий как во время, так и до практического изменения этих способов, своей исторической сути [2; с. 200, 201].

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений, раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделить их от случайных совпадений по слаженности в той или иной частной ситуации. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и то общего к единичному. Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на него, понимает мир, изменяя его.  Мышление не просто сопровождает действие или действие – мышление; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии, мышление которое совершается в действии и в действии выявляется. Все мыслительные операции возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности, как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.

Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие мыслящего субъекта. Мыслительный процесс обычно включает в себя, в единстве и взаимопроникновении с понятиями, во-первых, более или менее обобщенные образы – представления. Мыслительный процесс, сохраняя специфику мышления, существенно, качественно отличающую его от всех других процессов, вместе с тем всегда вплетен в общую ткань целостной психической жизни [1; с. 360, 361, 362, 369, 370, 371].

Фазы мыслительного процесса

В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи можно различить несколько основных этапов или фаз.

         Начальной фазой мыслительного  процесса является более или  менее отчетливое осознание проблемной  ситуации. Осознание проблемной  ситуации может начинаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи совершается различными и очень многообразными способами – в зависимости, прежде всего, от характера самой задачи.

По мере протекания мыслительной деятельности, строение мыслительных процессов и их динамика изменяются [1; с. 374, 375].

Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи. Существует несколько операций проводимых мыслительной деятельностью:

1. Сравнение – сопоставление вещи, явления их свойства вскрывает тожество и различия. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения.

2. Похожесть и различие – основные категории рассудочного сознания.

3.  Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов. Анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

4. Синтез – восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

5.  Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны.

Другой существенной стороной мыслительной деятельности является обобщение. Сам процесс обобщения представляется этой точки зрения не как раскрытие новых свойств и определений познаваемых мыслью предметов, а как простой отбор из числа тех, которые с самого начала процесса были уже даны субъекту в содержании чувственно воспринимаемых свойств предмета [1; с. 377, 378, 379, 380].

Виды мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней:

1)     Мышление  безобразное

Мышление, якобы свободное от чувственных элементов познания;

2)     Мышление  комплексное

Мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которого служит отношения между вещами, отражающимися в восприятии.

3)     Мышление  практическое

Процесс мышления совершается в ходе практической деятельности. Это мышление направлено на решение практических задач. Может иметь сложные и элементарные формы.

4)     Теоретическое

Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высшим уровнем мышления. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем мыслительные операции не только решая теоретические проблемы, но и тогда, когда прибегая к абстрактным теоретическим построениям, мы с более или менее глубоким учетом осмысленно решаем любую задачу, оставаясь в рамках наглядной ситуации. Существует не только отвлеченное, но и наглядное мышление, поскольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном наглядными данными. Наглядное мышление и мышление отвлеченно-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно.

В художественном мышлении сам образ, отображая единичное, конкретное, вместе с тем выполняет обобщающую функцию. В силу того что образ в художественном мышлении выполняет обобщающую функцию, образное содержание художественного произведения может быть носителем его идейного содержания. Образное мышление является, таким образом, специфическим видом мышления.

Протекание мыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь ее с практическим действием накладывают на нее специфический отпечаток. В тех случаях, когда действие не входит в течение самой мыслительной операции, все решение задачи должно быть целиком продумано субъектом, все звенья его от начала и до конца должны быть проверены и учтены мысленно.

Специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать, они связаны так же с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в зависимости от характера их деятельности [1; с. 334, 336, 337, 339].

 

          1. РЕЧЬ

 

Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь существует по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов она изменяет и совершенствует язык. Речь и язык современного человека – результат длительного исторического развития. Будучи средством выражения мыслей людей, речь становится основным механизмом их мышления. Рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психология выделяет две неразрывно связанные функции речи – общения и мышления [2; с. 325].

Информация о работе Психологические процессы как форма деятельности