Психологические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:01, методичка

Описание работы

Ощуще́ние— простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Файлы: 1 файл

psikhologicheskie_protsessy_-variant_dlya_stude.docx

— 36.37 Кб (Скачать файл)

Определение

Классификация

Свойства

Основные функции

Нарушения

1

Ощуще́ние— простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. 

По расположению рецепторов:

1)Экстероцептивные  ощущения дают образы внешнего мира.

2)Интероцептивные ощущения отражение сигналов из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам .

3)Проприоцептивные ощущения — отражение сигналов от собственного двигательного аппарата.

По взаимодействию рецепторов с раздражителями:

1)Дистантные: слуховые, зрительные, обонятельные.

2)Константные:

кинестические

глубокая чувствительность; кожные, вкусовые, органические

1) Адаптация. Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.             

2)  Контраст. Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

3) Пороги ощущений. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности.

Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения..

Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.

4)Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

5) Последовательные образы. Выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

1) Являются основой более сложных познавательных процессов,

2) Превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания,

3) Обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.

 

 

 

 

 

Гиперестезия - повышенная чувствительность к реальным обычным или даже слабым воздействиям.

Гипестезия - пониженная чувствительность к реальным раздражителям, повышение нижних абсолютных порогов ощущений

Анестезия – утрата чувствительности.

Парестезия – ощущения покалывания, жжения, ползания мурашек.

Сенестопатии - неопределенные, часто мигрирующие, весьма неприятные и тягостные ощущения, которые проецируются внутрь тела

2

Восприятие - психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, основанный на ощущениях, возникающих из них, но вместе с тем обладающих определенными особенностями, не сводимыми к отдельным ощущениям.

1)Непреднамеренное -  восприятие направляется внешними обстоятельствами 

2)Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним.

3) Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

1)  Предметность и целостность - свойство воспринимать целостный образ предмета.

2)  Константность - обеспечение постоянства по форме, цвету, величине и другим параметрам воспринимаемых нами предметов.

3)  Избирательность - наглядно выделяется в феномене выделения фигуры из фона. То, что находится на переднем плане и воспринимается как конкретное - является фигурой, то, что все остальное - фоном.

4) Осмысленность - образы воспринимаемых объектов всегда имеют определенные, смысловые значения.

5)  Апперцепция восприятия - указывает на связь восприятия с личностью, всем прошлым опытом человека с его «Я».

 

1) Создание образа,

2) Кодирование,

3) Нормирование,

4)Осознание,

5)Риспособление к среде. 

Иллюзии - искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств - зрительные, слуховые, тактильные и другие. В зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения восприятия:

Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует.

Дереализация - нарушение сенсорного синтеза информации, которая поступает из внешнего мира.

3

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводит информацию

По особенностям запоминаемого материала:

1)Моторная (двигательная) - запоминание, сохранение и при необходимости воспроизведение различных движений, их координации и последовательности с достаточной точностью.

2)Эмоциональная - память на переживания, эмоции и чувства.

3) Образная - память на различные сенсорно-перцептивные образы.

4) словесно-логическая (запоминание и воспроизведение мыслей) - построено на причинно-следственной связи между запоминаемыми элементами.

По продолжительности сохранения следов:

1) мгновенная (иконическая) - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды.

2) Кратковременная - память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд.

3) Оперативная - вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

4) долговременная - память, которая удерживает информацию длительное время.

 По характеру активности:

1) Непроизвольная – запоминание и сохранение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи.

2) Произвольная - запоминание и сохранение с постановкой специиальной мнемической задачи и где сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

По использованию вспомогательных средств:

1) Непосредственная - память без использования средств.

2) Опосредованная - память с использованием средств (слов, знаков, движений)

По способу запоминания:

1) Механическая - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

5) Логическая - запоминание, основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

1) Емкость (объем) пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. 
2) Скорость запоминания - это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации.  
3) Длительность хранения - это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. 
4) Точность воспроизведения -  это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).

5) Скорость воспроизведения - это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений. 
6)  Помехоустойчивость - это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению.

1) Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

2) Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

3) Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.

4) Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.

Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания.

Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже.

Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Амнезия - нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга; охватывает периоды от нескольких минут до нескольких лет.

4

Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка

1)Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак – доступность  восприятию других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную и письменную речь.

2) Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно

3)  Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре.

4) Внутренняя речь – это  внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения.

1) Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2) Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области

3) Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

4) Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

1) Сигнификативная (обозначающая)

2) Коммуникативная

3) Регуляторная

4) Эмоциональная

5) Фатическая

6) Прагматическая

7) Коннотивная

8) Познавательная

9) Репрезентативная.

1.Нарушения речи периферического  характера.

Дислалия - расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков

Дисфония (или афония) - расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Ринофония - нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи.

Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

2.Нарушения речи центрального  характера.

Дизартрия - нарушение звуковой системы языка, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов.

Алалия - отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта..

Дислексия - нарушение чтения, выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения. Алексию - отсутствие возможности чтения.

Дисграфия - нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв , напоминающая собой «косноязычие в письме», пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи.

Брадилалия - патологическое замедление темпа речи.

Тахилалия - патологическое ускорение темпа речи.

5

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

1)Непроизвольное внимание – вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции.

2) Произвольное внимание управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться.

3) Послепроизвольное внимание – вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания.

 

 

1) Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте.

2) Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно.

3) Устойчивость.  В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания.

4) Распределение .Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

 

 

1) Обнаружение сигнала

2) Бдительность

3)Поиски

4)Избирательное внимание

5) Распределенное внимание

Гипопрозексия включает:

1) Апрозексия заключается в отсутствии способности к концентрации и сосредоточении внимания на фоне высокой отвлекаемости.

2) Рассеянность внимания–снижение способности на протяжении долгого времени удерживать внимание на определенных вещах, мыслях..

3) Истощаемость внимания, определяющаяся в изменении интенсивности внимания от начальной высокой меры сосредоточения на предмете внимания до значительного его ослабления в течение некоторого периода времени.

4) Сужение объема внимания, проявляющееся в патологии сосредоточения внимания вызванной слабостью его распределения.

Гиперпрозексия

Эта группа нарушения внимания характеризуется чрезмерной его концентрацией, в большинстве случаев, связанной с односторонней его направленностью.

 Парапрозексия

Эта группа нарушения внимания в основном характеризуется концентрацией внимания на явлениях патологического типа, то есть на галлюцинациях, бреде.

6

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений

 По характеру используемых  средств: 
1) Наглядные - материал для мыслительной деятельности представлен в наглядной, конкретной форме

2) Знаковые - материал для мыслительной работы представлен в знаковой, символической форме. По характеру протекания познавательных процессов: 
1)Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения; 
2) Аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности:

3) Абстрагирование - вычленение отдельных признаков изучаемого предмета и отвлечение от остальных.  
4)Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики; 
5) Обобщение - группирование объектов по общему признаку. В учебной деятельности важно, чтобы за основание обобщения брался существенный, а не случайный признак; 
6) Синтез - мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон объекта в единое целое; 
7) Сравнение - установление сходства и различия между объектами.

По характеру выполняемых задач: 
1) Практическое мышление - когда человеку приходится разрешать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями.

2) Теоретическое мышление -когда стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде, подчинены поиску основной закономерности, правила, определению типа ситуации.

 По функциям: 
1) Творческое мышление - порождение новых идей, поиск оригинального решения задачи.  
2) Стереотипное - решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.

По уровню развития (генетическая классификация): 
1) Наглядно-действенное мышление определяется и ограничивается возможностью манипулирования с конкретными предметами в конкретной наглядно данной ситуации

2) Наглядно-образное мышление - человек оперирует наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план).

1) Непрерывность. 
2) Осознаваемость и неосознаваемость.  
3) Скорость протекания мыслительных процессов - количество ассоциаций за единицу времени; 
4) Подвижность и/или гибкость - способность найти нужную ассоциацию в быстро меняющихся условиях; 
5) Полнота мышления (объем) - обеспечивается широтой и глубиной, ® от которой зависит критичность; 
6) Логичность мышления - способность строить суждения из умозаключения, согласно законам логики (с учетом внутренней закономерности); 
7) Доказательность - способность доказывать и обосновывать суждения, умозаключения и принятое суждение. 

 8) Последовательность (координированность) - подчинение внутренней целесообразности; 
9) Связность мышления - способность установления логических связей в последовательной цепи ассоциаций; 
10) Целенаправленность - направление мышления, сохранение в течение необходимого времени подчиненности направления ассоциативного процесса, определенной задаче.

11) Речь - это внешнее выражение мышления, т.е. свойством мышления является грамматическая стройность – внутреннее или внешнее выражение ассоциативного процесса в определенной форме, согласно законам филологии  
соответствующего языка; 
12) Критичность мышления - умение адекватно оценивать результаты собственной ассоциативной, мыслительной деятельности; 
13) Продуктивность - способность полно, разнообразно, адекватно отражать объективный мир и связи между объектами и предметами объективной реальности.

1) Мышление выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты;

2) Находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями;

3) Осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы;

4) Предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.

5) Установление всеобщих взаимосвязей.

6) Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

7) Обобщение свойств однородной группы явлений

1)  1. Ускорение мышления («скачка идей») – это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течёт и скачет; они бессвязны. 

2) Инертность мышления –  заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются».

3) Непоследовательность суждений – неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.

4) Откликаемость –  данное нарушение выражается в повышенной откликаемости на любые раздражители внешнего мира, как имеющие отношение к человеку, так и не адресованные ему.

5) Соскальзывание – данное нарушение мышления характеризуется внезапными отклонениями от основной линии рассуждения, соскальзывание на случайные ассоциации.

6) Снижение уровня обобщения – для подобного нарушения характерно затрудненное обобщение признаков.

7) Искажение процесса обобщения – данное нарушение мышления проявляется как неспособность установить определяющую, основную связь между предметами. 8) Разноплановость мышления – этот вид характеризуется отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие признаки..

Резонерство – данный тип отличается бессмысленным, пустым многословием.

Некритичность - патология, характеризующаяся поверхностностью, незавершенностью мышления.

Бред - данное нарушение мышления проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные с информацией, поступившей из окружающего мира.

Навязчивые состояния - подобная патология характеризуется непроизвольно возникающими в сознании человека мыслями, переживаниями или фобиями.

7

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, 

идеи и манипулировать ими.

По результатам:

1) Репродуктивное воображение

2) Продуктивное воображение:

с относительной новизной образов;

с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

1) Активное — включает воссоздающее и творческое воображение;

2) Пассивное— включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

1) Конкретное;

2) Абстрактное.

По приёмам воображения:

1) Агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

2) Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

3) Схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

4) Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

1) Преднамеренное;

3)Непреднамеренное.

1) Яркость и отчетливость. Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта.

2) Реалистичность. Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к реальным объектам и действиям, отражаемым в форме образа.

3) Контролируемость. Под свойством контролируемости понимается возможность изменения содержания процесса воображения, влияния на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.

4) сила или яркость,

5) продуктивность 

оригинальность.

1) Представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;

2) Регулирование эмоциональных состояний;

3) Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

4) Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

5) Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Онейроид — сновидное, грезоподобное помрачение сознания.

Ониризм — больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью.

Галлюцинации воображения — разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей.

Бред воображения  — является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией.

Сновидные эпилептические приступы — сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок.

 


 

 


Информация о работе Психологические процессы