Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:01, методичка
Ощуще́ние— простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
№ |
Определение |
Классификация |
Свойства |
Основные функции |
Нарушения |
1 |
Ощуще́ние— простейший психический процесс |
По расположению рецепторов: 1)Экстероцептивные ощущения дают образы внешнего мира. 2)Интероцептивные ощущения отражение сигналов из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам . 3)Проприоцептивные ощущения — отражение сигналов от собственного двигательного аппарата. По взаимодействию рецепторов с раздражителями: 1)Дистантные: слуховые, зрительные, обонятельные. 2)Константные: кинестические глубокая чувствительность; кожные, вкусовые, органические |
1) Адаптация. Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. 2) Контраст. Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. 3) Пороги ощущений. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности. Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.. Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. 4)Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. 5) Последовательные образы. Выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. |
1) Являются основой более сложных познавательных процессов, 2) Превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания, 3) Обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.
|
Гиперестезия - повышенная чувствительность к реальным обычным или даже слабым воздействиям. Гипестезия - пониженная чувствительность к реальным раздражителям, повышение нижних абсолютных порогов ощущений Анестезия – утрата чувствительности. Парестезия – ощущения покалывания, жжения, ползания мурашек. Сенестопатии - неопределенные, часто мигрирующие, весьма неприятные и тягостные ощущения, которые проецируются внутрь тела |
2 |
Восприятие - психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, основанный на ощущениях, возникающих из них, но вместе с тем обладающих определенными особенностями, не сводимыми к отдельным ощущениям. |
1)Непреднамеренное - восприятие направляется внешними обстоятельствами 2)Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. 3) Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. |
1) Предметность и целостность - свойство воспринимать целостный образ предмета. 2) Константность - обеспечение постоянства по форме, цвету, величине и другим параметрам воспринимаемых нами предметов. 3) Избирательность - наглядно выделяется в феномене выделения фигуры из фона. То, что находится на переднем плане и воспринимается как конкретное - является фигурой, то, что все остальное - фоном. 4) Осмысленность - образы воспринимаемых объектов всегда имеют определенные, смысловые значения. 5) Апперцепция восприятия - указывает на связь восприятия с личностью, всем прошлым опытом человека с его «Я».
|
1) Создание образа, 2) Кодирование, 3) Нормирование, 4)Осознание, 5)Риспособление к среде. |
Иллюзии - искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств - зрительные, слуховые, тактильные и другие. В зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения восприятия: Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Дереализация - нарушение сенсорного синтеза информации, которая поступает из внешнего мира. |
3 |
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводит информацию |
По особенностям запоминаемого материала: 1)Моторная (двигательная) - запоминание, сохранение и при необходимости воспроизведение различных движений, их координации и последовательности с достаточной точностью. 2)Эмоциональная - память на переживания, эмоции и чувства. 3) Образная - память на различные сенсорно-перцептивные образы. 4) словесно-логическая (запоминание и воспроизведение мыслей) - построено на причинно-следственной связи между запоминаемыми элементами. По продолжительности сохранения следов: 1) мгновенная (иконическая) - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. 2) Кратковременная - память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд. 3) Оперативная - вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. 4) долговременная - память, которая удерживает информацию длительное время. По характеру активности: 1) Непроизвольная – запоминание и сохранение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи. 2) Произвольная - запоминание и сохранение с постановкой специиальной мнемической задачи и где сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. По использованию вспомогательных средств: 1) Непосредственная - память без использования средств. 2) Опосредованная - память с использованием средств (слов, знаков, движений) По способу запоминания: 1) Механическая - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. 5) Логическая - запоминание, основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. |
1) Емкость (объем) пространственная
характеристика памяти, определяемая
предельно возможным количеством информации,
сохраняемой памятью. 5) Скорость воспроизведения - это временная характеристика
памяти, обусловленная быстротой извлечения
нужной информации из памяти. Измеряется
временем, затрачиваемым на репродукцию
требуемых сведений. |
1) Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. 2) Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. 3) Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. 4) Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. |
Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания. Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого. Амнезия - нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга; охватывает периоды от нескольких минут до нескольких лет. |
4 |
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка |
1)Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак – доступность восприятию других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную и письменную речь. 2) Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно 3) Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. 4) Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. |
1) Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. 2) Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области 3) Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. 4) Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. |
1) Сигнификативная (обозначающая) 2) Коммуникативная 3) Регуляторная 4) Эмоциональная 5) Фатическая 6) Прагматическая 7) Коннотивная 8) Познавательная 9) Репрезентативная. |
1.Нарушения речи Дислалия - расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков Дисфония (или афония) - расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Ринофония - нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи. Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. 2.Нарушения речи центрального характера. Дизартрия - нарушение звуковой системы языка, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов. Алалия - отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.. Дислексия - нарушение чтения, выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения. Алексию - отсутствие возможности чтения. Дисграфия - нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв , напоминающая собой «косноязычие в письме», пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи. Брадилалия - патологическое замедление темпа речи. Тахилалия - патологическое ускорение темпа речи. |
5 |
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. |
1)Непроизвольное внимание – вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. 2) Произвольное внимание управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться. 3) Послепроизвольное внимание – вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания.
|
1) Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. 2) Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. 3) Устойчивость. В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. 4) Распределение .Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.
|
1) Обнаружение сигнала 2) Бдительность 3)Поиски 4)Избирательное внимание 5) Распределенное внимание |
Гипопрозексия включает: 1) Апрозексия заключается в отсутствии способности к концентрации и сосредоточении внимания на фоне высокой отвлекаемости. 2) Рассеянность внимания–снижение способности на протяжении долгого времени удерживать внимание на определенных вещах, мыслях.. 3) Истощаемость внимания, определяющаяся в изменении интенсивности внимания от начальной высокой меры сосредоточения на предмете внимания до значительного его ослабления в течение некоторого периода времени. 4) Сужение объема внимания, проявляющееся в патологии сосредоточения внимания вызванной слабостью его распределения. Гиперпрозексия Эта группа нарушения внимания характеризуется чрезмерной его концентрацией, в большинстве случаев, связанной с односторонней его направленностью. Парапрозексия Эта группа нарушения внимания в основном характеризуется концентрацией внимания на явлениях патологического типа, то есть на галлюцинациях, бреде. |
6 |
Мышление — процесс моделирования системат |
По характеру используемых
средств: 2) Знаковые - материал для мыслительной
работы представлен в знаковой, символической
форме. По характеру протекания познавательных
процессов: 3) Абстрагирование - вычленение
отдельных признаков изучаемого предмета
и отвлечение от остальных. По характеру выполняемых задач: 2) Теоретическое мышление -когда стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде, подчинены поиску основной закономерности, правила, определению типа ситуации. По функциям: По уровню развития (генетическая
классификация): 2) Наглядно-образное мышление - человек оперирует наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план). |
1) Непрерывность. 8) Последовательность ( 11) Речь - это внешнее выражение мышления,
т.е. свойством мышления является грамматическая
стройность – внутреннее или внешнее выражение
ассоциативного процесса в определенной
форме, согласно законам филологии |
1) Мышление выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты; 2) Находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями; 3) Осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы; 4) Предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п. 5) Установление всеобщих взаимосвязей. 6) Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. 7) Обобщение свойств однородной группы явлений |
1) 1. Ускорение мышления («скачка идей») – это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течёт и скачет; они бессвязны. 2) Инертность мышления – заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». 3) Непоследовательность суждений – неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 4) Откликаемость – данное нарушение выражается в повышенной откликаемости на любые раздражители внешнего мира, как имеющие отношение к человеку, так и не адресованные ему. 5) Соскальзывание – данное нарушение мышления характеризуется внезапными отклонениями от основной линии рассуждения, соскальзывание на случайные ассоциации. 6) Снижение уровня обобщения – для подобного нарушения характерно затрудненное обобщение признаков. 7) Искажение процесса обобщения – данное нарушение мышления проявляется как неспособность установить определяющую, основную связь между предметами. 8) Разноплановость мышления – этот вид характеризуется отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие признаки.. Резонерство – данный тип отличается бессмысленным, пустым многословием. Некритичность - патология, характеризующаяся поверхностностью, незавершенностью мышления. Бред - данное нарушение мышления проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные с информацией, поступившей из окружающего мира. Навязчивые состояния - подобная патология характеризуется непроизвольно возникающими в сознании человека мыслями, переживаниями или фобиями. |
7 |
Воображе́ние — способность
сознания создавать образы, представлени идеи и манипулировать ими. |
По результатам: 1) Репродуктивное воображение 2) Продуктивное воображение: с относительной новизной образов; с абсолютной новизной образов. По степени целенаправленности: 1) Активное — включает воссоздающее и творческое воображение; 2) Пассивное— включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение. По виду образов: 1) Конкретное; 2) Абстрактное. По приёмам воображения: 1) Агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов; 2) Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей; 3) Схематизация — выделение различий и выявление черт сходства; 4) Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях. По степени волевых усилий: 1) Преднамеренное; 3)Непреднамеренное. |
1) Яркость и отчетливость. Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. 2) Реалистичность. Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к реальным объектам и действиям, отражаемым в форме образа. 3) Контролируемость. Под свойством контролируемости понимается возможность изменения содержания процесса воображения, влияния на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения. 4) сила или яркость, 5) продуктивность оригинальность. |
1) Представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; 2) Регулирование эмоциональных состояний; 3) Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; 4) Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами; 5) Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации. |
Онейроид — сновидное, грезоподобное помрачение сознания. Ониризм — больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью. Галлюцинации воображения — разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Бред воображения — является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Сновидные эпилептические приступы — сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок.
|