Психологические школы 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:50, контрольная работа

Описание работы

Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное. Этот контекст включает не только интеллектуальный «дух времени» (Zeitgeist), но и социальные, политические и экономические факторы.
Цель контрольной работы: дать представление о некоторых наиболее важных психологических школ начала 20века.

Содержание работы

Введение
1. Психологические школы 20вв
1.1 Структурализм
1.2 Вюрцбургская школа
1.3 Функционализм
1.4 Бихевиоризм
1.5 Психоанализ (глубинная психология)
1.6 Аналитическая психология
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 32.63 Кб (Скачать файл)

Ни одно психологическое  направление не приобрело столь  широкую известность за пределами  этой науки, как фрейдизм. Это объясняется  влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области  науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом – по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.8

Хотя не все аспекты  теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний  день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической  науке, невозможно не признать, что  его идеи оказали положительное  влияние на развитие мировой культуры – не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами  нашего сознания, и в этом его  огромная заслуга перед человечеством.9

 

Аналитическая психология

 

Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил университет  в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра  П. Жане, он открывает собственную  психологическую и психиатрическую  лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение  с Фрейдом оказало решающее влияние  на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций, и стремлений между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и  не удалось. Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг  в отличие от Фрейда утверждал, что  «не только самое низкое, но и  самое высокое в личности может  быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Индивидуальная психология.

А. Адлер (1870-1937) окончил  медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.

Адлер отрицал положения  Фрейда и Юнга о доминировании  индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют  человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с  людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, —  вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Адлер стал основателем  нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых  идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана  с классическим психоанализом и  представляет целостную систему  развития личности.10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ориентация на одну из категорий как доминанту истории  системы и придание другим категориям функции подчиненных — все  это стало одной из причин распада  психологии на различные — порой  противостоящие друг другу — школы.

Это и создало  картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой  теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли  бы понять друг друга, дискуссии между  ними оказались бы бессмысленны и  никакой прогресс психологии не был  бы возможен. Каждая школа оказалась  бы замкнутой системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы.

Заявленные в  этот период новые подходы, поставленные проблемы, полученный эмпирический материал оказали большое и плодотворное влияние на последующее развитие психологии, которое продолжается и  поныне.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Ждан А.Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990.—367 с.

Константинов В.В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007 – 144 с.

Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

Шульц Д.П., Шульц  С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.

 

Размещено на

1 Марцинковская  Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004. С.196

2 Марцинковская  Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004. С.199

3 Марцинковская  Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004, С. 199.

4 Марцинковская  Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004. С. 202.

5 Морозов А.В.  История психологии: Уч пособие для вузов – 2изд. – М.: Академ. Проект: Фонд «Мир», 2005. С.150.

6 Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990, С.201.

7 Марцинковская  Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004.С 301.

8 Шульц Д.П., Шульц  С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов,  В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- С.200.

9 Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990, С.265

10 Константинов  В. В. История психологии: учебное  пособие. – Пенза: ПГПУ им. В.  Г. Белинского, 2007, – С.100.


Информация о работе Психологические школы 20 веков