Психологические свойства и интегральные характеристики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Психические свойства – это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Психические свойства – наиболее общее родовое понятие для всех более частных психодиагностических свойств. Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Содержание работы

Введение…………………………………………….3
1. Структура психических свойств личности….…4
2. Определение темперамента……………………..5
3. Характер……………………………………….....7
4. Способности…………………………...…………9
5. Направленность личности………………...……11
6. Интегральны характеристики личности…...….13
Список литературы………………………………..15

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.docx

— 39.01 Кб (Скачать файл)

Замкнутый характер может  быть следствием отрицательного или  безразличного отношения к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности (и тогда она не свидетельствует  о безразличии), или недоверия  к ним, осторожности, что бывает, когда человек живет в чужой  ему среде.

Отношение к самому себе. Каждый человек определённым образом  относится к самому себе. Это отношение  содержит в себе осознание своего положения в коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей значимости, возможностей и  потребностей свойственна людям  с эгоистическим характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов коллектива, поэтому такой  человек ненадежен, на него нельзя положится. Люди с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие трудности во взаимоотношениях с сослуживцами. Человек с альтруистическими чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, других людей. Альтруизм важная черта характера, без которой невозможно существование подлинного коллектива

4. Способности

Французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии  К. Гельвеций (1715-1771)  активный сторонник  учения о решающей роли среды в  формировании личности - считал, что  способности есть продукт общественный и различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или  иной среде. Бытовали и другие мнения видных ученых.

Так, например, Ф. Гальтон (1822- 1911), английский психолог и антрополог, считал, что человек существо чисто биологическое и способности передаются ему , т.е. являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-первых, социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями. Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности. Классификация способностей Все спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в  той или иной степени наделены все люди. Это способности к  общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность  достичь высоких результатов  в определенной деятельности, выбранной  профессии; частные - это способности  человека в неосновном для него виде деятельности. Связующим звеном между  способностями первой и второй групп  является особый вид способностей - творческие. Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку, преобразования, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской. Уровни развития способностей.

Исходя из определения  видно, что способности позволяют  человеку заниматься одним или несколькими  видами деятельности. В зависимости  от сложности, многообразности и  общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание  способностей обеих групп, позволяющих  человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Например, академик Л.Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку. 14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то, что еще не имел университетского диплома.

Талант  совокупность способностей, которые позволяют получать продукт  деятельности, отличающейся оригинальностью  и новизной, высоким совершенством  и общественной значимостью. Гениальность  высшая степень одаренности, позволяющая  человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.

 

5. Направленность личности

Направленность личности  — это система устойчиво характеризующих  человека побуждений (что человек  хочет, к чему стремится, так или  иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность  отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все  эти побуждения взаимосвязаны в  мотива-ционной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формиро-вания и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть со-ставляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимо-связаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Одни ученые-психологи  считают направленность свойством  личности и ставят ее в один ряд  с характером, темпераментом и  способностями, другие относят ее к  системе доминирующих мотивов (Божович Л.И., Москвичев С.Г.). Другие понимают под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений.

Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или  в силу прошлого опыта (согласно установке). Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему  побуждений, определяющую активность человека, избирательность его отношений.

Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они  выдвигают перед собой разные пели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого человека есть нечто ведущее, что определяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик.

Как правило, качествами направленности личности являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем  зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления личности, его морально-политический облик, степень  его идейности. Важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое множество вари антов: у одних он узкий, у других — широкий и т. д. Интенсивность направленности личности может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности.

Даже самая интенсивная  и устойчивая направленность личности мо-жет не проявиться в действиях и поступках личности, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности — это актуализация идейных побуждений такой личности. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намерений. Действенность направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности. Направленность личности всегда тесно связана с другими ее свойствами и состояниями, влияет на них и в определенной степени зависит от них.

 

 

6. Интегральны характеристики личности

Путем попарного и интегрального  сопоставления показателей свойств  темперамента и показателей свойств  нервной системы было выяснено, что. попарное сопоставление разноуровневых характеристик индивидуальности не дает статистически значимого результата, то он обнаруживается при интегральном сопоставлении тех же самых параметров индивидуальности.

Следовательно, поэлементный подход к распознанию разноуровневых свойств индивидуальности существенно отличается от целостного. Он дает возможность избежать смешения разноуровневых свойств индивидуальности, определить действительное место каждой подсистемы в большой системе «человек — общество». Поэлементный подход к анализу интегральной индивидуальности порождает путаницу и парадоксы.

К интегральным (коплексным) характеристикам личности относят такие качества как характер, настроенность на опасность, управленческие способности, высокая личная активность, активность личности, направ-ленность, компетентность, гибкость и пр.

Характер является интегральной характеристикой личности как единицы  общества, как общественного индивида, его определяют также как психический  склад личности, выраженный в ее направленности и воле.

Воля, волевая регуляция  поведения необходима для заполнения «пробелов», лакун в направленности, внутренней мотивации индивидуума. В воле нет необходимости, когда  человек добивается того, что ему  очень хочется (готовые мотивы), теми действиями, которые у него хорошо и легко получаются, а ситуация этому благоприятствует. Во всех остальных  случаях требуется воля как дополнительное, не имеющееся в готовом виде в  структуре направленности, побуждение к действию.

Лидерство – это главенство в стимулировании, планировании и  организации активности группы. Если говорить о группах людей, то за способностью к лидерству стоят такие интегральные характеристики, как «настроенность на опасность», «управленческие способности» и высокая «личная активность».

Под «настроенностью на опасность» понимается высокая эффективность  действий в стрессе, а также такие  качества, как чувствительность к  потенциальной опасности и бесстрашие.

Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие  роли истинного лидера, заключаются  в его первенстве в защите группы, в организации групповых действий, в атакующих действиях, в выборе стратегии и тактики поведения  группы. Чувствительность к потенциальной  опасности состоит в способности  лидера предвидеть возможность возникновения  стрессовых обстоятельств и варианты их развития. Бесстрашием условно  обозначается качество, которое позволяет  лидеру дольше всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее  восстанавливаться после тех  или иных поражений.

Вторым по степени выраженности интегральным качеством лидера можно  считать его управленческие способности. В их структуре ведущими являются функции подавления внутригрупповой  агрессивности (конфликтов) и оказание поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.

На третьем месте находится  высокая личная активность лидера, включающая довольно широкий набор  частных проявлений – от инициативности и контактности до физической подвижности  и склонности образовывать временные  союзы с разными членами группы.

Активность личности –  вид активности психической, интенсивность  её направленности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющуюся  в её характере; способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатства, материальной и духовной культуры. Проявляется в творчестве, волевых актах общения; интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Направленность как ведущая  подструктура, интегральная характеристика личности, обусловливает ценностно-смысловые  отношения личности, которые, формируясь в разных социально-психологических  условиях (селе/городе), отражают особенности  данной социокультурной среды.

 

 

 

Список литературы

   1. Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. –Б. Попталис; М.; Высшая школа; 2002

   2. Ковалев А. Г.  Психология личности. М., 2000;

   3. Платонов К. К.  Проблемы способностей. М., 2001.

   4. Луков Г. Д., Платонов  К.К. Психология. М., 2004.

   5.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2003.

 


Информация о работе Психологические свойства и интегральные характеристики человека