Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:44, контрольная работа
Психические свойства – это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Психические свойства – наиболее общее родовое понятие для всех более частных психодиагностических свойств. Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.
Введение…………………………………………….3
1. Структура психических свойств личности….…4
2. Определение темперамента……………………..5
3. Характер……………………………………….....7
4. Способности…………………………...…………9
5. Направленность личности………………...……11
6. Интегральны характеристики личности…...….13
Список литературы………………………………..15
Замкнутый характер может
быть следствием отрицательного или
безразличного отношения к
Отношение к самому себе. Каждый человек определённым образом относится к самому себе. Это отношение содержит в себе осознание своего положения в коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей значимости, возможностей и потребностей свойственна людям с эгоистическим характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов коллектива, поэтому такой человек ненадежен, на него нельзя положится. Люди с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие трудности во взаимоотношениях с сослуживцами. Человек с альтруистическими чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, других людей. Альтруизм важная черта характера, без которой невозможно существование подлинного коллектива
4. Способности
Французский философ-материалист,
идеолог революционной
Так, например, Ф. Гальтон (1822- 1911), английский психолог и антрополог, считал, что человек существо чисто биологическое и способности передаются ему , т.е. являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-первых, социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями. Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности. Классификация способностей Все спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека.
Вторая группа базируется
на социальной основе и подразделяется
на способности общие, которыми в
той или иной степени наделены
все люди. Это способности к
общечеловеческим видам деятельности,
общению друг с другом. Речь идет
о благоприятном сочетании
Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Например, академик Л.Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку. 14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то, что еще не имел университетского диплома.
Талант совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.
5. Направленность личности
Направленность личности
— это система устойчиво
Одни ученые-психологи считают направленность свойством личности и ставят ее в один ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов (Божович Л.И., Москвичев С.Г.). Другие понимают под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений.
Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке). Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, избирательность его отношений.
Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные пели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого человека есть нечто ведущее, что определяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик.
Как правило, качествами направленности личности являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления личности, его морально-политический облик, степень его идейности. Важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое множество вари антов: у одних он узкий, у других — широкий и т. д. Интенсивность направленности личности может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности.
Даже самая интенсивная и устойчивая направленность личности мо-жет не проявиться в действиях и поступках личности, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности — это актуализация идейных побуждений такой личности. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намерений. Действенность направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности. Направленность личности всегда тесно связана с другими ее свойствами и состояниями, влияет на них и в определенной степени зависит от них.
6. Интегральны характеристики личности
Путем попарного и интегрального
сопоставления показателей
Следовательно, поэлементный подход к распознанию разноуровневых свойств индивидуальности существенно отличается от целостного. Он дает возможность избежать смешения разноуровневых свойств индивидуальности, определить действительное место каждой подсистемы в большой системе «человек — общество». Поэлементный подход к анализу интегральной индивидуальности порождает путаницу и парадоксы.
К интегральным (коплексным) характеристикам личности относят такие качества как характер, настроенность на опасность, управленческие способности, высокая личная активность, активность личности, направ-ленность, компетентность, гибкость и пр.
Характер является интегральной характеристикой личности как единицы общества, как общественного индивида, его определяют также как психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле.
Воля, волевая регуляция поведения необходима для заполнения «пробелов», лакун в направленности, внутренней мотивации индивидуума. В воле нет необходимости, когда человек добивается того, что ему очень хочется (готовые мотивы), теми действиями, которые у него хорошо и легко получаются, а ситуация этому благоприятствует. Во всех остальных случаях требуется воля как дополнительное, не имеющееся в готовом виде в структуре направленности, побуждение к действию.
Лидерство – это главенство
в стимулировании, планировании и
организации активности группы. Если
говорить о группах людей, то за способностью
к лидерству стоят такие
Под «настроенностью на опасность»
понимается высокая эффективность
действий в стрессе, а также такие
качества, как чувствительность к
потенциальной опасности и
Действия в стрессовых
условиях, наиболее соответствующие
роли истинного лидера, заключаются
в его первенстве в защите группы,
в организации групповых
Вторым по степени выраженности интегральным качеством лидера можно считать его управленческие способности. В их структуре ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессивности (конфликтов) и оказание поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.
На третьем месте находится
высокая личная активность лидера,
включающая довольно широкий набор
частных проявлений – от инициативности
и контактности до физической подвижности
и склонности образовывать временные
союзы с разными членами
Активность личности –
вид активности психической, интенсивность
её направленности на определенную деятельность,
наиболее отчетливо проявляющуюся
в её характере; способность человека
производить общественно
Направленность как ведущая
подструктура, интегральная характеристика
личности, обусловливает ценностно-
Список литературы
1. Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. –Б. Попталис; М.; Высшая школа; 2002
2. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 2000;
3. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 2001.
4. Луков Г. Д., Платонов К.К. Психология. М., 2004.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2003.
Информация о работе Психологические свойства и интегральные характеристики человека