Первая группа способностей
имеет биологическую основу, где
различаются: элементарные способности,
связанные с особенностями протекания
первичных познавательных процессов (ощущение,
восприятие, внимание, память) ; сложные
способности, связанные с особенностями
таких форм психического отражения как
мышление, представление, воображение;
например, способность критически мыслить,
быстро анализировать обстановку и принимать
оптимальные решения и т.п. ; "демонические",
связанные с физиологическими особенностями
организма человека.
Вторая группа базируется
на социальной основе и подразделяется
на способности общие, которыми в
той или иной степени наделены
все люди. Это способности к
общечеловеческим видам деятельности,
общению друг с другом. Речь идет
о благоприятном сочетании многих
особенностей и качеств личности,
проявляющихся в деятельности; специальные
(профессиональные) , дающие возможность
достичь высоких результатов
в определенной деятельности, выбранной
профессии; частные - это способности
человека в неосновном для него виде
деятельности. Связующим звеном между
способностями первой и второй групп
является особый вид способностей -
творческие. Творчество - деятельность,
порождающая нечто новое, никогда
ранее не существовавшее. Оно ориентировано
не на приспособление к сложившимся
конкретно социальным, логическим,
психологическим установлениям, стереотипам
и т.п., а их ломку, преобразования,
нередко связанные даже с риском.
Творческие способности человека проявляются
в любой деятельности - научной, художественной,
производственной, общественной, воинской.
Уровни развития способностей Исходя
из определения видно, что способности
позволяют человеку заниматься одним
или несколькими видами деятельности.
В зависимости от сложности, многообразности
и общественной значимости деятельности
различают три уровня развития способностей.
Одаренность - благоприятное сочетание
способностей обеих групп, позволяющих
человеку успешно заниматься несколькими
видами деятельности. Например, академик
Л. Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку.
14-летним студентом университета он
занимался на двух факультетах: физико-математическом
и химическом. В 18 лет Ландау стал
внештатным аспирантом знаменитого
Ленинградского физико-технического института,
несмотря на то, что еще не имел университетского
диплома. Талант - совокупность способностей,
которые позволяют получать продукт
деятельности, отличающейся оригинальностью
и новизной, высоким совершенством
и общественной значимостью. Гениальность
- высшая степень одаренности, позволяющая
человеку достичь общественно значимых,
имеющих революционное значение
результатов.
Список
литературы:
- Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. –Б. Попталис; М. ; Высшая школа; 1996
- Философский словарь; Под редакцией И. Т. Фролова; М. ; 1995
- Карл Густав Юнг “Аналитическая психология” ; “Мартис” ; М. ; 1997
- Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М, 1990
- Гончаров В. “Руководство для высшего управленческого персонала”
- “Конфликт со знаком “плюс” ” журнал “Бизнес” №3,4,1994
- “Разрешение конфликта” журнал “Кентавр” №4,1994
- Скотт Дж. “Сила ума. Способы разрешения конфликтов.” Спб, 1993
- Фэйр М. “Выиграть может каждый” М, 1992