Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:38, контрольная работа
В науке принято считать, что в мире людей любое психическое проявление имеет биологическое основание.
Следует учитывать, что именно природные свойства индивида и его темперамент в известной мере определяют его способности, а значит, и развитие. Темперамент человека задается генетически, то есть определяется наследственностью.
В науке принято считать, что в мире людей любое психическое проявление имеет биологическое основание.
Следует учитывать, что именно природные свойства индивида и его темперамент в известной мере определяют его способности, а значит, и развитие. Темперамент человека задается генетически, то есть определяется наследственностью.
Уникальный характер личности складывается в процессе развития в результате переживания и накопления опыта взаимодействий с внешней средой, то есть, миром. Можно сказать, что характер человека складывается как совокупность темперамента, способностей и направленности. Следует учитывать, что и закрепление черт характера во многом определяется именно направленностью личности и своеобразием темперамента конкретного человека (темперамент в реальности – это не один из четырех известных типов, а чаще всего комбинация). Известную уникальность личности придают и акцентуации характера.
Способности и их развитие определяют возможность включения человека в те или иные виды деятельности, то есть, таким образом, формируют направленность личности.
Темперамент личности
Определение темперамента
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Учение о темпераменте
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И. П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. Этими особенностями являются: во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е. вырабатывать условные связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И. П. Павлов пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности.
Комбинации силы, уравновешенности
и подвижности образуют четыре
типа высшей нервной
Сангвиник ("живой") |
Холерик ("безудержный") |
Флегматик ("спокойный") |
Меланхолик ("инертный") |
-сильный, уравно-вешенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможения), быстрый, подвиж-ный, (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга). Легко при-спосабливается к изменяющимся условиям жизни; общителен; быстро образует времен-ные связи; в новой обстановке не теряется; способен к быстрому пере-ключению внима-ния. Рекомендуется деятельность, тре-бующая быстрых реакций, больших усилий, распреде-ленности внимания. |
-сильный, неуравно-вешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом тормо-жения), подвижный, иногда порывистый, с сильными и быстро возникающими эмоциями. Отличается большой энергией и прямо-линейностью в отношениях; повы-шенной возбуди-мостью, ведущей к вспыльчивости и даже к агрессивности; способен преодо-левать значительные трудности; отдается делу с большой страстью. Рекомендуется дея-тельность, требу-ющая повышенной реакции и сильного единовременного напряжения сил. |
-сильный, уравно-вешенный, инерт-ный (процессы воз-буждения и тормо-жения мало под-вижны), спокой-ный с мало выра-женными эмоция-ми. Характеризуется спокойствием и вы-держкой в слож-ных жизненных ситуациях; правиль-ным расчетом своих сил; настойчив в доведении дела до конца; внимание переключается мед-ленно; поведение в ряде случаев недос-таточно гибко. Рекомендуется деятельность, требующая равно-мерного напря-жения сил, устой-чивости внимания и большого терпения. |
-слабый (нервная система не выдер-живает длительной и сильной нагруз-ки), неуравнове-шенный, инертный, эмоциональные ре-акции не отлича-ются разнооб-разием, однако мо-гут приобретать большую силу и продолжительность. Склонен к глубоким переживаниям даже по незначительному поводу; чувства легко возникают и выражаются откры-то без всякого сдерживания; дея-тельность затруд-няется сильными внешними воздейст-виями. Рекоменду-ется деятельность, требующая повы-шенной чувствите-льности и реакции. |
Темперамент - психическое свойство, особенности которого зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому характеристика не исчерпывается простым указанием на тип ВНД свойственного для данного темперамента.
Основные свойства темперамента
Свойства темперамента определяют прежде всего динамику психической жизни человека. О нем можно судить по нескольким основным его свойствам. Сензитивность (чувствительность) - о ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Реактивность - это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие.
Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и т.д.
Пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям.
Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются.
Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.
К свойствам темперамента также можно отнести темп психических реакций, эмоциональную возбудимость, соотношение реактивности и активности и другие. Швейцарский психолог К. Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и явления, если одни обращены, так сказать, вовне, то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько интересуют внешнее события, сколько собственные переживания и собственная личность. Первых он назвал экстравертированными, а вторых - интровертированными. Исследования других психологов показали, что интро- и экстраверсия очень ярко проявляются, прежде всего, в процессе общения.
Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов в зависимости от сочетания таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность, практический интерес представляют шесть его разновидностей: Сильный сангвиник (уравновешенность, сила, подвижность) ; Подвижный холерик (сила, подвижность, неуравновешенность) ; Неуравновешенный холерик (подвижность, неуравновешенность, слабость) ; Слабый меланхолик (неуравновешенность, слабость, инертность) ; Инертный меланхолик (слабость, инертность, уравновешенность) ; Уравновешенный флегматик (инертность, уравновешенность, сила).
Темперамент является индивидуально-своеобразной совокупностью обусловленных природой психических особенностей индивида. Однако рассмотренные четыре вида темперамента обычно не встречаются в "чистом" виде. Как правило, люди обладают смешанными темпераментами при одном виде - ведущем.
Способности.
Природа способностей
Французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии К Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности - считал, что способности есть продукт общественный и различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде. Бытовали и другие мнения видных ученых. Так, например, Ф. Гальтон (1822- 1911) , английский психолог и антрополог, считал, что человек - существо чисто биологическое и способности передаются ему <по наследству>, т.е. являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-первых, социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями. Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности.
Классификация способностей
Все спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры.
Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека.
Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные - это способности человека в неосновном для него виде деятельности.
Связующим звеном между
Уровни развития способностей
Исходя из определения видно,
что способности позволяют
Развитие способностей связано с усвоением и творческим применением знаний, навыков, умений, однако их нельзя отождествлять. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями и навыками. Трудолюбие, настойчивость, работоспособность - предпосылки формирования способностей.
Характер
Характер (греч. "чертить", "оставлять оттиск", т.е. отчетливо выраженные черты поведения) - общие устойчивые способы взаимодействия личности со средой, которые она приобрела в конкретных социальных условиях и которые составляют тип ее жизнедеятельности.
Особенности характера каждого человека зависят от направленности его деятельности (устойчивость мотивационной сферы личности) и специфики ее осуществления (волевые качества).
Черты характера классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.