Психологические теории воли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, подчас отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.
Сейчас я попытаюсь раскрыть все эти направления и понятия воля на примере своей контрольной работы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
1 Воля и ее основные признаки …………………………………………..…5
2 Волевые качества человека………………………………………………..6
3. Теории воли………………………………………………………………..10
3.1. Гетерономные теории……………………………………………….…..10
3.2. Аффективная теория воли В. Вундта…………………………………..13
3.3. Автономные теории………………………………………………….….14
4. Волевая регуляция поведения………………………...…………………..19
5. Развитие воли………………………………………………………………23
Заключение …………………………………………………………..……….26
Список литературы ………………………………………………...………...27

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. 

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная  выше группа свойств. В жизни они  проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными. 

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем  с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту. 

Волевые качества — категория динамическая, т.е. способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Механизмами волевой  регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.

Механизмы восполнения  дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий  и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.

Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации.

Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

Намеренное изменение  смысла действий возможно в силу того, что потребность жестко не связана  с мотивом, а мотив не однозначно связан с целями действия. Смысл деятельности, по А.Н. Леонтьеву, состоят в отношении мотива к цели. Формирование и развитие побуждения к действию возможно не только благодаря восполнению дефицита побуждения (с помощью подключения дополнительных эмоциональных переживаний), но и благодаря изменению смысла деятельности.

Изменение смысла деятельности обычно происходит: 

1) путем переоценки  значимости мотива; 

2) через изменение  роли, позиции человека (вместо подчиненного  стать лидером, вместо берущего  дарующим, вместо отчаявшегося отчаянным); 

3) с помощью переформулировки  и реализации смысла в области  фантазии, воображения. 

Волевая регуляция в  своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или  малозначимого, но обязательного для  исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.

Проблема волевой регуляции  личности тесно связана с вопросом о волевых качествах человека. Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие воли

Развитие волевой регуляции  поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной  стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов  в произвольные, с другой — обретение  человеком контроля над своим  поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. 

Развитие воли у человека связано: 

а) с преобразованием  непроизвольных психических процессов  в  произвольные;

б) с приобретением  человеком контроля над своим  поведением; 

в) с выработкой волевых  качеств личности; 

г) с тем, что человек  сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени. 

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические  преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам. 

Еще одно направление  в развитии воли проявляется в  том, что человек сознательно  ставит перед собой все более  трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли. 

Развитие воли у детей  тесным образом соотносится с  обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям. 

Совершенствование волевой  регуляции поведения у детей  связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной  и личностной рефлексии. Поэтому  воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. 

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов. 

 

Заключение

Итак, изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов. Первый этап связан с пониманием воли механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям. Второй этап связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии. На третьем этапе волю связывают с проблемой выбора и борьбой мотивов. На четвертом этапе волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

Это все, в конце концов, привело к возникновению двух главных противоборствующих течений в вопросе о природе воли.

Одно из них подменяет  волю мотивами и мотивацией. Воля здесь  выступает скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения  и деятельности человека.

Другое течение связывает  волю только с преодолением препятствий и трудностей, т.е. по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Воля  здесь выступает как характеристика личности, характера.

Понять, что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию воли отражают различные ее стороны, обозначают различные ее функции и вовсе не противоречат друг другу.

Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза  различных теорий, на основе учета полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

 

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М, 1989. — Т. II . — С.187. 

2. Николаенко В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. – 2000г.

3. Аксененко Ю.Н. Психология управления / Ю.Н. Аксененко, В.Н. Каспарян, С.И. Самохин, О.И. Суханов. – Ростов н/Д. 2001. – 512 с.

4. Радугин А.А. Психология и педагогика: учебное пособие. – М. 2002г. – 257с.

5. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекции: учебное пособие для студентов вузов.  – М. КДУ, 2008. – С.192.

 


Информация о работе Психологические теории воли