Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:59, курсовая работа
Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда задали себе вопросы: что это за силы, которые дают мне силы творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа моего разума, каким законам подчиняется моя внутренняя, душевная, жизнь? Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научится им управлять. При этом, познавая себя, человек будет себя изменять
Финансовое государственное
образовательное бюджетное
«Финансовый университет при Правительстве РФ»
Контрольная работа
По дисциплине: «Психология»
Выполнила: студентка 1 курса
Сокращенная форма
Направление «Бакалавр экономики»
Потапова Ю.В 100.15/120100
Проверила: доцент Абаджи О.В..
Курск 2012
Введение
В нашей повседневной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек хороший психолог», - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми.
Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Воспользуемся примером, чтобы пояснить это.
Вот рождается человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознаёт и не помнит себя. Однако развитие его идёт быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он начинает познавать мир; начинает действовать в нём; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства приходят к нему, и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то, в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребёнку средствами для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.
Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда задали себе вопросы: что это за силы, которые дают мне силы творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа моего разума, каким законам подчиняется моя внутренняя, душевная, жизнь? Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научится им управлять. При этом, познавая себя, человек будет себя изменять.
Психология – наука о закономерностях
развития и функционирования психики
как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие
живых существ с окружающим миром происходит
с помощью психических процессов, актов,
состояний.
Эпоха Возрождения освободила все науки
и искусства от ограничений, наложенных
на них религиозными представлениями.
Активно стали развиваться и довольно
быстро сделали значительный шаг вперед
естественные, биологические и медицинские
науки, возродились и преобразовались
различные виды искусств.
Переход к историческому этапу, вошедшему
в историю под названием "Новое время",
складывается к середине XVI в. Факторы,
определяющие переход на новую общественную
стадию развития: в области общественного
бытия - развитие производительных сил;
в области общественного сознания - важные
открытия в области науки. В какой-то степени
проблемы, которые вставали перед психологией
в эпоху Возрождения, повторяли старые,
возникшие в период становления научной
психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. Как
и тогда, психология стремилась преодолеть
сакральность, которая возвратилась в
Средневековье. Поэтому можно сказать,
что период Возрождения был по сути временем
возвращения (возрождения) важнейших принципов
античной науки, отхода от догматизма
и поиска путей наиболее оптимального
научного исследования психических
(душевных) состояний. В это же время зародился
новый предмет психологической науки
как науки о сознании, окончательно
сформулированный уже в Новое время.
XV-XVII века остались в
истории временем взлета
В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики, так как вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.
Рене Декарт (1596-1650) - крупнейший мыслитель Нового времени. Психика стала пониматься как внутренний мир человека. Крупнейшим открытием XVII в. относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Описывая механику тела, он первым, не употребляя этого термина, дает схему рефлекса (внешние воздействия на организм - в органах чувств возникает движение "животных духов" - они передаются в мозг, где осознаются как психические процессы - оттуда идут к "мускулам", наполняя их и вызывая двигательный акт). Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения
В целом - дуализм Декарта, имеющий два проявления:
1 дуализм души и тела
в человеке. Две субстанции - мыслящая
и телесная, протяженная, совершенно
отделенные друг от друга.
2 дуальность Бога и мира. Деистическая позиция: Бог есть творец мира, на сотворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок (количество движения, масса умножить на скорость, неизменно). Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Жестким дуализмом назвать нельзя - абсолютная независимость после первичного акта связи.
Итог: посредством этих двух проявлений дуализма заострена проблема соотношения мышления и бытия (основной вопрос философии). Намечаются все возможные варианты решения этого вопроса: материализм, идеализм (объективный и субъективный), дуализм.
Другое направление в критике дуализма Декарта связано с философией английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679). Он начисто отверг душу как особую сущность. В ми ре нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления подчиняются этим глобальным законам. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.
Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему данный психический образ оставляет у человека именно такой, а не другой след, было известно со времен Платона и Аристотеля. Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного, говорил Платон. Это пример ассоциации по смежности: оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного влекло за собой образ другого. Аристотель добавил два других вида ассоциаций – сходство и контраст. Но для Гоббса, детерминиста галилеевской закалки, в устройстве человека действовал только один закон механического сцепления психических элементов по смежности.
Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали ассоциации за один из основных психических феноменов, однако считали их низшей формой познания в сравнении с высшими, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Ему безостаточно подчинены как абстрактное рациональное познание, так и произвольное действие. Произвольность – это иллюзия, которая порождена не знанием причин поступка (такого же мнения придерживался Спиноза). Так волчок, запущенный в ход ударом кнута, мог бы считать свои движения самопроизвольными.
У
Гоббса механический детерминизм получил
применительно к объяснению психики
предельно завершенное
До
Гоббса в психологических учениях
царили идеи рационализма (от лат. "рацио"
– разум): источником познания и присущего
людям способа поведения считался разум
как высшая форма активности души. Гоббс
провозгласил разум продуктом ассоциации,
имеющей своим источником прямое чувственное
общение организма с материальным миром,
т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен
эмпиризм (от лат. "эмпирио" – опыт),
положения которого стали основой эмпирической
психологии.
Вопрос №2 Структура психологии как науки
Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?
Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.
Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:
Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.
Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.
В настоящее время психология
представляет собой сложную и
разветвленную систему
Особое положение среди
всех направлений занимает общая
психология, объединяющая различные
отрасли в целостное научное
знание. Изучая сущность и общие
закономерности возникновения, функционирования
и развития психики, она представляет
собой методологическую и теоретическую
основу всех психологических дисциплин.
Важное место в структуре
Информация о работе Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени