Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда задали себе вопросы: что это за силы, которые дают мне силы творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа моего разума, каким законам подчиняется моя внутренняя, душевная, жизнь? Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научится им управлять. При этом, познавая себя, человек будет себя изменять

Файлы: 1 файл

Финансовое государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

Финансовое государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«Финансовый университет  при Правительстве РФ»

                                                       Курский филиал

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Психология»

На тему «Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса 

Сокращенная форма

Направление «Бакалавр экономики»

Потапова Ю.В        100.15/120100

Проверила: доцент Абаджи О.В..

 

 

 

 

Курск 2012

Введение 

 

В нашей повседневной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и  им родственные, не всегда задумываясь  над их содержанием. «Этот человек  хороший психолог», - говорим мы о  ком-то, умеющем наладить контакт  с людьми.

Психология  находится в особом положении  потому, что в ней как бы сливаются  объект и субъект познания.

Воспользуемся примером, чтобы пояснить это.

Вот рождается человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознаёт и не помнит себя. Однако развитие его  идёт быстрыми темпами. Формируются  его физические и психические  способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он начинает познавать  мир; начинает действовать в нём; расширяется круг его общения. И  вот постепенно из глубины детства  приходят к нему, и постепенно нарастает  совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то, в подростковом возрасте оно начинает приобретать  осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и  «Зачем я?». Те психические способности  и функции, которые до сих пор  служили ребёнку средствами для  освоения внешнего мира – физического  и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом  осмысления и осознания.

Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда задали себе вопросы: что это за силы, которые дают мне силы творить, исследовать и  подчинять себе мир, какова природа  моего разума, каким законам подчиняется  моя внутренняя, душевная, жизнь? Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научится им управлять. При  этом, познавая себя, человек будет  себя изменять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний.  
Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от ограничений, наложенных на них религиозными представлениями. Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств.  
Переход к историческому этапу, вошедшему в историю под названием "Новое время", складывается к середине XVI в. Факторы, определяющие переход на новую общественную стадию развития: в области общественного бытия - развитие производительных сил; в области общественного сознания - важные открытия в области науки. В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность, которая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был по сути временем возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время.

XV-XVII века остались в  истории временем взлета искусства,  прежде всего итальянской живописи  и скульптуры. Огромное значение  имела и Реформация, изменившая  не только церковную жизнь,  но и сознание людей. Открытие  Америки, расширение географических понятий также не могли не сказаться на общем мировоззрении и привели к активному развитию научных знаний. Значительные открытия были сделаны прежде всего в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно), математике, физике (Л. да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).

В меньшей степени в  тот момент изучались проблемы психики, так как вопросы духовной жизни  во многом оставались еще вне круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.

     Рене Декарт (1596-1650) - крупнейший мыслитель Нового времени. Психика стала пониматься как внутренний мир человека. Крупнейшим открытием XVII в. относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Описывая механику тела, он первым, не употребляя этого термина, дает схему рефлекса (внешние воздействия на организм - в органах чувств возникает движение "животных духов" - они передаются в мозг, где осознаются как психические процессы - оттуда идут к "мускулам", наполняя их и вызывая двигательный акт). Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения

В целом - дуализм Декарта, имеющий два проявления:

1 дуализм души и тела  в человеке. Две субстанции - мыслящая  и телесная, протяженная, совершенно  отделенные друг от друга. Декарт  говорит, впрочем, о шишковидной  железе, в которой они соединяются,  но это рассуждение не имеет  последствий. В целом между  ними пропасть. Мыслящая субстанция  не имеет пространственных параметров, телесная субстанция - протяженная  субстанция (имеет пространственные  параметры). Декарт отбрасывает признание  существования тела; оставляет мыслящую  внетелесную субстанцию, она сама по себе, а тело - само по себе, если его признать.

2 дуальность Бога и мира. Деистическая позиция: Бог есть творец мира, на сотворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок (количество движения, масса умножить на скорость, неизменно). Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Жестким дуализмом назвать нельзя - абсолютная независимость после первичного акта связи.

Итог: посредством этих двух проявлений дуализма заострена проблема соотношения мышления и бытия (основной вопрос философии). Намечаются все возможные  варианты решения этого вопроса: материализм, идеализм (объективный  и субъективный), дуализм.

Другое  направление в критике дуализма Декарта связано с философией английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679). Он начисто отверг душу как  особую сущность. В ми ре нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материальных тел, которые движутся по законам  механики, открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления  подчиняются этим глобальным законам. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком  сменялись ощущения.

Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему данный психический  образ оставляет у человека именно такой, а не другой след, было известно со времен Платона и Аристотеля. Глядя на лиру, вспоминают игравшего  на ней возлюбленного, говорил Платон. Это пример ассоциации по смежности: оба объекта воспринимались некогда  одновременно, а затем появление  одного влекло за собой образ другого. Аристотель добавил два других вида ассоциаций – сходство и контраст. Но для Гоббса, детерминиста галилеевской закалки, в устройстве человека действовал только один закон механического сцепления психических элементов по смежности.

Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали  ассоциации за один из основных психических  феноменов, однако считали их низшей формой познания в сравнении с высшими, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Ему безостаточно подчинены как абстрактное рациональное познание, так и произвольное действие. Произвольность – это иллюзия, которая порождена не знанием причин поступка (такого же мнения придерживался Спиноза). Так волчок, запущенный в ход ударом кнута, мог бы считать свои движения самопроизвольными.

У Гоббса механический детерминизм получил  применительно к объяснению психики  предельно завершенное выражение. Весьма важной для будущей психологии стала и беспощадная критика  Гоббсом версии Декарта о "врожденных идеях", которыми человеческая душа наделена до всякого опыта и не зависимо от него.

До  Гоббса в психологических учениях  царили идеи рационализма (от лат. "рацио" – разум): источником познания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм (от лат. "эмпирио" – опыт), положения которого стали основой эмпирической психологии.                            Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 1688 г. В 1690 г. вышло основное философское сочинение Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии. В 1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании».  Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Она направлена в основном против средневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболее общих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю,— писал Декарт,— что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этих истинах». Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицал природных наклонностей, задатков, конституциональных различий между людьми. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления». Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом — внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом — идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами». Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) — деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом — идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Вопрос №2 Структура психологии как науки

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

  • Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  • Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  • В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем  фактом, что это очень молодая  наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем  отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:

  • во-первых, опирается на житейский психологический опыт;
  • во-вторых, извлекает из него свои задачи;
  • в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Взаимосвязь между научным  и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские  психологи. И то, что вы познакомитесь  с основами научной психологии, еще  не значит, что вы сразу станете  знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных  ситуаций с привлечением знаний, которые  вы получите изучая психологию, поможет  вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

Понятия и концепции научной  психологии влияют на житейские представления  людей о психической жизни. В  разговорный язык проникают научные  психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для  описания своих состояний или  особенностей личности. Результатом  возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет  фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более  простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в  формировании общей психологической  культуры общества и привлечении  интереса к психологии как научной  дисциплине.

В настоящее время психология представляет собой сложную и  разветвленную систему направлений  научных исследований, структуру  которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры  психологии определено влиянием двух факторов:

  • Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;
  • Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди  всех направлений занимает общая  психология, объединяющая различные  отрасли в целостное научное  знание. Изучая сущность и общие  закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую  основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических  знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся  процессы развития представлений о  природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Информация о работе Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени