Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:35, контрольная работа
Для того чтобы лучше и полнее понять своеобразие этого процесса в управленческой деятельности, следует учитывать некоторые характерные особенности современного состояния проблемы мышления в деятельности руководителя.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Психология управления».
Теоретический вопрос :
« Психологический анализ эффективности стилей управления.
Современные концепции эффективного управления.»
Выполнила: Чиликина Ю. Ю.
Шифр 308
Группа Ут-3
Владивосток
2013г.
Специфика мышления в деятельности руководителя |
Для того чтобы лучше
и полнее понять своеобразие этого
процесса в управленческой деятельности,
следует учитывать некоторые
характерные особенности Эта связь является
прямой, непосредственной и определяющей.
Более того, все те результаты и
закономерности, которые установлены
в психологии мышления в целом, могут
и должны быть непосредственно перенесены
на характеристику мышления руководителя.
Поэтому дать характеристику его
мышления — это то же самое, что
повторить всю психологию мышления,
и, следовательно, сама эта тема становится
труднообозримой. Вторая особенность
состоит в том, что мышление руководителя
обычно рассматривают в качестве
одного из видов: как практическое мышление.
Затем его специфику выявляют
путем сравнительного анализа двух
видов мышления — теоретического
и практического. Вместе с тем (и
это третья особенность) подавляющее
большинство всех данных о мышлении
в психологии получено при изучении
первого из этих видов — теоретического.
То, насколько они справедливы
для практического мышления и
какие особенности присущи Итак, мышление руководителя — это, прежде всего, практическое мышление; данный вид наиболее специфичен содержанию и условиям управленческой деятельности. Иначе говоря, имеет место та же ситуация, которая характерна для других психических процессов (восприятия и памяти). Каждый из них имеет определенную — наиболее специфическую для управленческой деятельности разновидность. Для восприятия — это процессы социальной перцепции; для памяти — это мобилизационная готовность (для оперативной памяти) и прошлый опыт (для долговременной памяти). Для мышления — это его специфический вид — практическое мышление. В этом проявляется общая закономерность психологии управленческой деятельности. Эта деятельность, опираясь на весь потенциал, на все особенности каждого из когнитивных процессов, предполагает, однако, наличие в каждом из них наиболее специфических для нее видов. И наоборот, каждый из когнитивных процессов «входит» в управленческую деятельность в форме наиболее специфической для нее разновидности. В соответствии с
существующей традицией главные
особенности практического Исходная и основная черта практического мышления в целом и мышления руководителя в особенности состоит в том, что оно иначе, чем теоретическое мышление, связано с практикой, с деятельностью, иначе включено в них. Эта связь является непосредственной и неразрывной, а весь процесс мышления осуществляется «в» и «для» решения конкретных практических задач. Он носит не абстрактно-отвленченный,
а конкретный характер и реализуется
параллельно с выполнением Далее, для практического мышления очень характерно и то, что, в отличие от теоретического мышления, задачи, решаемые им, как правило, не имеют «единственно правильного» решения, «правильного ответа». Теоретический ум игцет в проблеме ее истинное — единственное решение; а человек, решающий ее, уже изначально имеет установку на то, что это решение должно быть именно единственным (т.е. правильным). В практическом мышлении дело обстоит иначе. Любая управленческая ситуация имеет множество способов разрешения — в чем-то более, а в чем-то менее удачных. Для этих способов, как правило, оценочные критерии либо отсутствуют, либо они неопределенны. Более того, часто, их формулирует сам решающий проблему руководитель. На практике это ведет к тому, что решение управленческих задач оценивается не параметром «правильно — неправильно», а параметром «более — менее приемлемо». Руководитель часто стремится не к максимально эффективному решению, а к решению приемлемому, удовлетворительному. Наряду с этим руководитель выступает
и в очень специфической по
отношению к подчиненным роли
«оценщика» правильности их решений. Для
этого он должен иметь уже готовые
критерии решения проблем, подлежащих
оценке. Для практического мышления
руководителя специфична и форма
ответственности за решение задач
и проблем. Если, например, ученый-теоретик
несет ответственность лишь за конечный
результат решения и на пути этого
решения обладает неограниченной свободой
выбора и формулировки гипотез, способов
и путей решения, то у практика
все обстоит иначе. Его «гипотезы»
проверяются самой практикой
— деятельностью подчиненных, в
силу чего их ложность сразу и непосредственно
проявляется в ошибочных, а то
и необратимых практических последствиях.
Ответственность практического
мышления — это ответственность
не только за результат, но и за сам
процесс решения проблем. Иной по
сравнению с теоретическим Практическое мышление характеризуется совершенно иной позицией отношения человека к возникающим проблемам. Для теоретического мышления позиция субъекта является познавательной — направленной только на поиск и нахождение ответа. Для практического мышления эта позиция является исходно преобразующей, действенной. Она требует реализации полученного решения как средства организации действий по изменению ситуации. Поэтому мышление направлено не на «безупречно правильное» решение, а на решение, реально способное изменить ситуацию в нужном направлении. Отличен от теоретического и сам характер работы практического мышления с информацией о проблеме. В первом случае мыслительный процесс концентрируется вокруг наиболее общих, главных, существенных ее черт. Во втором случае сами различия между «существенным» и «несущественным» во многом утрачивают смысл. В практике управления хорошо известна та огромная важность, которую имеют именно детали, частности. Они нередко подсказывают путь решения всей проблемы. И наоборот, упущение какой-либо «детали» на практике может иметь серьезные или даже необратимые последствия. Руководителю необходимо специфическое
сочетание способности видеть и
оценивать ситуацию и в целом,
и во всех ее деталях. Как отмечал
Б.М. Теплов, подлинный военный гений
— это всегда «...и гений целого
и гений частей». Для проблемных
ситуаций практического мышления вообще
нехарактерно разделение их частей на
существенные и несущественные. Любая,
кажущаяся изначально несущественной
деталь может стать решающей в
дальнейшем. В связи с этим в
психологии практического мышления
введено понятие «принципа Для практического мышления, в силу его непосредственной связи с деятельностью, характерна очень жесткая и быстрая оценка, проверка истинности его результатов. «Оценщиком» здесь выступает сама жизнь; деятельность того, кто получил эти результаты. Для руководителя данная особенность наиболее важна и специфична, поскольку он несет ответственность не только за свои личные решения, но и за решения других, подчиненных ему людей. Поэтому важнейшим свойством мышления руководителя является способность к принятию ответственности за результаты решения той или иной проблемы («персонификация ответственности»). Следующая категория специфических
особенностей практического мышления
руководителя определяется своеобразием
содержания и условий управленческой
деятельности. Своеобразие содержания
и условий деятельности, подробно
рассмотренное ранее, определяет ярко
выраженную специфичность задач, решаемых
руководителем, специфику их «материала».
По содержанию управление требует мысленного
оперирования не только с информацией
о производственно- «Социальные объекты» более сложны,
противоречивы, непредсказуемы и многомерны.
Они предельно Характеристики «социальных Так, она может быть следствием нехватки — дефицита нужной информации, что инициирует мыслительные операции, направленные на реконструкцию отсутствующих сведений. В этом плане различают так называемую эксплицитную и имплицитную информацию о ситуации. Первая дана непосредственно и объективно, это — как бы внешняя сторона ситуации, ее «фотография». Вторая также содержится в ситуации,
но не дана в простой и непосредственной
форме. Ее надо «уметь увидеть», расшифровать
в тех данных, которые непосредственно
воспринимаются. Поэтому важнейшим
мыслительным качеством руководителя
является способность к Далее, неопределенность может возникать
и в связи с прямо Третьей основной причиной неопределенности
в управленческой деятельности является
высокая степень сложности Любая организация является социотехнической
системой и включает две группы очень
разнородных компонентов — Указанный «симптомокомплекс» особенностей
информационной основы деятельности руководителя
предъявляет особо жесткие
Управленческие ситуации, далее, характеризуются свойством изменчивости — динамичности. Одним из «золотых правил» руководства является, как известно, то, что «нет ничего неизменного, кроме самих изменений». Во-первых, динамичность — вариативность
ситуаций накладывает существенные
ограничения на возможности репродуктивного
управления; требует постоянной и
активной продуктивной мыслительной работы.
Во-вторых, высокая динамичность, скорость
изменения ситуаций придает управленческой
деятельности и другую специфическую
особенность — режим « Решения руководителя должны быть конкретными. В результате теоретического мышления не только могут, но и должны быть получены общие, принципиальные решения проблем; чем более они носят общий характер, тем они ценнее. Но для практического мышления решение — не самоцель, а средство для организации на их основе исполнения. Это средство может быть эффективным лишь в случае его предельной определенности, конкретности, простоты. Дело еще и в том, что чем более конкретным является решение, тем более оно понятно другим. Это очень важно для решений именно руководителя, так как их исполняют обычно другие — подчиненные. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его искажений, тем больше возможности для четкого контроля за его исполнением. Существует стойкое заблуждение, что отыскание конкретных решений — дело более простое, чем решений общих. Все обстоит наоборот, поскольку именно конкретное решение должно учитывать больше информации, «согласовывать» больше противоречивых факторов. Очень часто не «изощренность» и «блеск» решения руководителя, а его конкретность является залогом успеха. «Создавать «простые планы», ведущие, однако, к победе, несравненно труднее, чем придумывать планы хитроумные». «Усложнять — просто; упрощать — сложно». Умение составлять простые планы — это следствие не интеллектуальней слабости, а напротив — интеллектуальной мощи. В основе этой мыслительной особенности руководителя, выступающей одновременно и как важное профессиональное требование к нему, лежит психологический механизм «конкретизирующего синтеза». Это — не просто обычная для мышления операция конкретизации, т.е. перехода от общего к частному. Это — выведение частного, конкретного из множества исходных посылок как общих, так и, в основном, также конкретных, но подвергнутых предварительному обобщению (синтезу). Конкретный и удачный план не возникает сразу, а является продуктом сложного мыслительного процесса, имеющею дополнительные особенности. Одна из них состоит в том, что существует прямая зависимость между количеством альтернативных вариантов (планов) выхода из ситуации, которые различает человек, и качеством окончательного решения. Чем больше таких способов «видит» человек, тем лучше будет его окончательный выбор. Качество окончательною плана также прямо зависит от быстроты составления альтернативных способов действий. Итак, в основе способности к выработке «простых» и конкретных планов лежат несколько психологически разных механизмов: способность генерации (порождения) большего числа планов; способность к составлению максимально разнообразных планов, в том числе и оригинальных; легкость и быстрота составления планов, их как бы непосредственное рождение сразу же после восприятия ситуации; наличие нескольких планов одновременно и возможность внесения изменений в изначально выбранный план под влиянием изменений обстановки; в то же время — твердость, жесткость, воля в проведении своего плана, если нет веских объективных оснований для отказа от него. Управленческие ситуации, далее, характеризуются свойством изменчивости — динамичности. Одним из «золотых правил» руководства является, как известно, то, что «нет ничего неизменного, кроме самих изменений». Во-первых, динамичность — вариативность
ситуаций накладывает существенные
ограничения на возможности репродуктивного
управления; требует постоянной и
активной продуктивной мыслительной работы.
Во-вторых, высокая динамичность, скорость
изменения ситуаций придает управленческой
деятельности и другую специфическую
особенность — режим « Решения руководителя должны быть конкретными. В результате теоретического мышления не только могут, но и должны быть получены общие, принципиальные решения проблем; чем более они носят общий характер, тем они ценнее. Но для практического мышления решение — не самоцель, а средство для организации на их основе исполнения. Это средство может быть эффективным лишь в случае его предельной определенности, конкретности, простоты. Дело еще и в том, что чем более конкретным является решение, тем более оно понятно другим. Это очень важно для решений именно руководителя, так как их исполняют обычно другие — подчиненные. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его искажений, тем больше возможности для четкого контроля за его исполнением. Существует стойкое заблуждение, что отыскание конкретных решений — дело более простое, чем решений общих. Все обстоит наоборот, поскольку именно конкретное решение должно учитывать больше информации, «согласовывать» больше противоречивых факторов. Очень часто не «изощренность» и «блеск» решения руководителя, а его конкретность является залогом успеха. «Создавать «простые планы», ведущие, однако, к победе, несравненно труднее, чем придумывать планы хитроумные». «Усложнять — просто; упрощать — сложно». Умение составлять простые планы — это следствие не интеллектуальней слабости, а напротив — интеллектуальной мощи. В основе этой мыслительной особенности руководителя, выступающей одновременно и как важное профессиональное требование к нему, лежит психологический механизм «конкретизирующего синтеза». Это — не просто обычная для мышления операция конкретизации, т.е. перехода от общего к частному. Это — выведение частного, конкретного из множества исходных посылок как общих, так и, в основном, также конкретных, но подвергнутых предварительному обобщению (синтезу). Конкретный и удачный план не
возникает сразу, а является продуктом
сложного мыслительного процесса, имеющею
дополнительные особенности. Одна из них
состоит в том, что существует
прямая зависимость между количеством
альтернативных вариантов (планов) выхода
из ситуации, которые различает человек,
и качеством окончательного решения.
Чем больше таких способов «видит»
человек, тем лучше будет его
окончательный выбор. Качество окончательною
плана также прямо зависит
от быстроты составления альтернативных
способов действий. Итак, в основе способности
к выработке «простых» и Управленческие ситуации, далее, характеризуются свойством изменчивости — динамичности. Одним из «золотых правил» руководства является, как известно, то, что «нет ничего неизменного, кроме самих изменений». Во-первых, динамичность — вариативность
ситуаций накладывает существенные
ограничения на возможности репродуктивного
управления; требует постоянной и
активной продуктивной мыслительной работы.
Во-вторых, высокая динамичность, скорость
изменения ситуаций придает управленческой
деятельности и другую специфическую
особенность — режим « Решения руководителя должны быть конкретными. В результате теоретического мышления не только могут, но и должны быть получены общие, принципиальные решения проблем; чем более они носят общий характер, тем они ценнее. Но для практического мышления решение — не самоцель, а средство для организации на их основе исполнения. Это средство может быть эффективным лишь в случае его предельной определенности, конкретности, простоты. Дело еще и в том, что чем более конкретным является решение, тем более оно понятно другим. Это очень важно для решений именно руководителя, так как их исполняют обычно другие — подчиненные. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его искажений, тем больше возможности для четкого контроля за его исполнением. Существует стойкое заблуждение, что отыскание конкретных решений — дело более простое, чем решений общих. Все обстоит наоборот, поскольку именно конкретное решение должно учитывать больше информации, «согласовывать» больше противоречивых факторов. Очень часто не «изощренность» и «блеск» решения руководителя, а его конкретность является залогом успеха. «Создавать «простые планы», ведущие, однако, к победе, несравненно труднее, чем придумывать планы хитроумные». «Усложнять — просто; упрощать — сложно». Умение составлять простые планы — это следствие не интеллектуальней слабости, а напротив — интеллектуальной мощи. В основе этой мыслительной особенности руководителя, выступающей одновременно и как важное профессиональное требование к нему, лежит психологический механизм «конкретизирующего синтеза». Это — не просто обычная для мышления операция конкретизации, т.е. перехода от общего к частному. Это — выведение частного, конкретного из множества исходных посылок как общих, так и, в основном, также конкретных, но подвергнутых предварительному обобщению (синтезу). Конкретный и удачный план не
возникает сразу, а является продуктом
сложного мыслительного процесса, имеющею
дополнительные особенности. Одна из них
состоит в том, что существует
прямая зависимость между количеством
альтернативных вариантов (планов) выхода
из ситуации, которые различает человек,
и качеством окончательного решения.
Чем больше таких способов «видит»
человек, тем лучше будет его
окончательный выбор. Качество окончательною
плана также прямо зависит
от быстроты составления альтернативных
способов действий. Итак, в основе способности
к выработке «простых» и |
Список литературы: