Психологический эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:23, творческая работа

Описание работы

Как и в любой науке, в психологии психологический эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические выводы. Элементы психологической теории и практики логически зависят друг от друга и дополняют друг друга. Психологический эксперимент, как правило, играет важную роль при проведении психологических исследований. Анализу сущности психологического эксперимента, его видов, этапов его проведения и посвящена данная творческая работа.
Цель творческой работы – разработать основы планирования и проведения психологического эксперимента в области межличностных отношений.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и этапы психологического эксперимента.
2. Подготовка к проведению эксперимента, постановка психологической гипотезы.
3. Проведение социометрического эксперимента.
4. Обработка данных.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

псих.эксперимент 1.docx

— 72.56 Кб (Скачать файл)

  

                                                      План:

 

Введение

1. Понятие  и этапы психологического эксперимента.

2. Подготовка  к проведению эксперимента, постановка  психологической гипотезы.

3. Проведение  социометрического эксперимента.

4. Обработка  данных.

Заключение 

Список  используемой литературы

Введение

 

     Как и в любой науке, в психологии психологический эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические выводы. Элементы психологической теории и практики логически зависят друг от друга и дополняют друг друга. Психологический эксперимент, как правило, играет важную роль при проведении психологических исследований. Анализу сущности психологического эксперимента, его видов, этапов его проведения и посвящена данная творческая работа.

         В соответствии со спецификой  различных отраслей психологии  возникают различные виды психологического  эксперимента, различные его проведения  и интерпретация его результата. В рамках общей психологии - лабораторный  эксперимент (изоляция испытуемых  от внешних полей и использование  технических средств). По мере развития возрастной и педагогической психологии - эксперимент становится все более длительным этапом формирования личности. Появились методы поперечных и продольных срезов. Метод продольных срезов исследует формирование свойств личности на протяжении длительного времени (иногда многих лет) - лонгитюдный метод. Для изучения различных факторов формирования личности в педагогической психологии был разработан метод формирующего эксперимента (для изучения различных факторов формирования личности в педагогической психологии), при котором в результате экспериментального воздействия формируются те или иные структуры личности. Метод констатирующего эксперимента - целью являются определения начального и конечного уровня формируемых свойств. Развитие социальной психологии, психологии труда и др. отраслей психологии привело к необходимости проводить психологические эксперименты в ролевых условиях (в реальных коллективах, в местах работы испытуемых, в местах протекания социальных явлений и т.д.). Такой вид эксперимента был назван естественным. В естественном эксперименте во многих случаях можно пренебречь источников экспериментального воздействия (организовано ли оно экспериментатором или возникло естественным путем). С этой точки зрения не возможно четко разграничить метод активного наблюдения и метод естественного эксперимента. Наряду с различными видами экспериментов в современной психологии используется все более широкий круг диагностических методик и процедур. Современное состояние экспериментальной психологии определяется развитием в ней идей и методологических подходов позитивизма.

        Цель творческой работы – разработать основы планирования и проведения психологического эксперимента в области межличностных отношений.

  1. Понятие и этапы психологического эксперимента.

 

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Этапы психологического эксперимента:

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

1.  Первичная  постановка проблемы -

- Постановка  психологической гипотезы

2. Работа  с научной литературой

- Поиск определений  базовых понятий

- Составление библиографии по тематике исследования

3. Уточнение  гипотезы и определение переменных 

- Определение экспериментальной гипотезы

4. Выбор экспериментального  инструмента, позволяющего:

- Управлять независимой переменной

- Регистрировать зависимую переменную

5. Планирование экспериментального исследования

- Выделение  дополнительных переменных 

- Выбор экспериментального  плана 

6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом

7. Проведение  эксперимента 

- Подготовка  эксперимента 

- Инструктирование  и мотивирование испытуемых 

- Собственно  экспериментирование 

8. Первичная обработка данных

- Составление  таблиц 

- Преобразование  формы информации 

- Проверка  данных 

9. Статистическая обработка

- Выбор методов  статистической обработки 

- Преобразование  экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу

- Проведение  статистической обработки 

10. Интерпретация результатов и выводы 

11. Фиксация  исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

 

2. Подготовка к проведению эксперимента, постановка 

психологической гипотезы.

 

 В данном психологическом эксперименте будут рассматриваться межличностные отношения в группе детей 9-11 лет. Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе может быть применена так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено). Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В данном социометрическом эксперименте может быть установлено, действительно ли самооценка ребенка является фактором формирования его статуса в группе.

Гипотеза  гласит, что самооценка ребенка является одним из факторов формирования его  статуса в группе. В ходе эксперимента у исследователя есть возможность  доказать или опровергнуть

 

3. Проведение социометрического  эксперимента.

 

Эксперимент проводится с группой из 6 детей 9-11 лет, которые дружат между собой, вместе ходят на дни рождения, гуляют во дворе, составляют так называемую «компанию»

Порядок проведения данного социометрического  эксперимента состоит из двух этапов.

1 этап. Определение самооценки  каждого из членов группы. Каждому из 6 членов группы выдается лист с 4 незаполненными шкалами:

 max


 

 0


 

 min


доброта                        красота                ум                      честность

Рис. 1 Раздаточные листки с 4 шкалами  для определения самооценки

 

 В  течение 3-5 минут дети отмечают  на каждой из шкал свой уровень  красоты, доброты, ума  и  честности, на свой взгляд. Получается  кривая:

 max



 0


 

 min


доброта             красота                           ум                      честность

Рис. 2 Пример отметки уровней собственных  качеств ребенком

Когда время  подходит к концу, дети отдают листки психологу.

2 этап. Определение статуса ребенка  в группе.

Детям также  раздаются листы бумаги, на этот раз абсолютно чистые, и их просят сначала написать фамилии и имена  двоих детей, с которыми они с  удовольствием отправились бы в  кругосветное путешествие и пригласили бы их в первую очередь на свой день рождения. Далее психолог просит их написать двоих детей из исследуемой  группы, которым они бы ни в коем случае не доверили бы свой секрет.

Данный  метод базируется на гипотетическом эмоциональном выборе, который в  рамках заданного критерия осуществляется всеми членами группы. То есть группе (каждому ее члену отдельно) предлагается представить себе некоторую ситуацию, и на бумаге, условно, сделать выбор  в пользу или против различных  членов группы. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые  должны быть проработаны психологом на этапе планирования: может ли данная группа осуществлять такой выбор? Какой критерий выбора ей целесообразно  предложить? Сколько выборов должен делать каждый член группы и важен ли порядок его выборов для дальнейшего анализа результатов? Рассмотрим эти вопросы подробно.  
Прежде всего социометрию целесообразно проводить в группах с четко обозначенными границами. С этой точки зрения малая группа вполне подходит для работы. В отличие от лидерской, эмоциональная социометрическая структура все-таки формируется, достигает в ряде случаев достаточной сложности и зрелости. Далее возникает проблема критерия, положенного в основу выбора. Это центральный вопрос планирования: в какую гипотетическую ситуацию поставить всех членов данной группы для осуществления выбора, если мы хотим изучить реальные, повседневно проявляющиеся эмоциональные отношения друг с другом? Скажем, правомерно и эффективно ли при изучении отношений, сложившихся в группе, задавать детям вопросы типа: кого ты пригласишь на день рождения или с кем бы ты пошел в разведку? В этом случае в качестве критерия выбора мы предлагаем ситуации, выходящие за пределы типичного общения в школе, подключаем множество дополнительных и никак не учитываемых нами психологических факторов.

Следующий важный вопрос планирования — число  выборов: ограничивать или не ограничивать опрашиваемых? Традиционно существуют два ответа на этот вопрос и, соответственно, два варианта социометрии. Непараметрический  вариант предполагает, что каждый член группы ранжирует всех остальных  с точки зрения их привлекательности  в рамках предложенного критерия. Это дает возможность получить глубокий материал, тонко проанализировать отношения  в группе. Однако этот вариант имеет  много минусов, как содержательных, так и организационных. Достаточно велика вероятность того, что будут возникать, наряду с существенными, случайные выборы (шутка ли — проранжировать 25-28 человек!). К тому же, если в группе больше 12-14 человек, осуществить процедуру обработки вручную, без применения компьютерных программ, чрезвычайно сложно. В нашем случае, при анализе группы из 6 человек, вполне приемлемо осуществить процедуру обработки данных вручную.

Так как  работу необходимо подписать, важно  оговорить причины такого требования. Например, психолог может заметить, что иначе исследование теряет смысл. Психологами, правда, придумана одна «хитрая» процедура, снимающая проблему подписывания/ не подписывания опросного листа: кодирование чистых опросных листов. С нашей точки зрения, это недопустимо. Мы считаем, что ребятам обязательно нужно дать право не отвечать на вопросы (но только в крайнем случае, иначе работа всех опять же теряет смысл). Принципиально важно гарантировать неразглашение личных ответов. Надо честно сказать, что результаты будут сообщены всей группе, изложены на психолого-педагогическом консилиуме, но только в обобщенном виде, как информация по классу в целом.  
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты: каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух над своими выборами; при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

4. Обработка данных.

      Итак, из 6 опрошенных ребят у троих,  к примеру, может оказаться  адекватная самооценка, у двоих  – завышенная, и у одного –  заниженная. При обработке опросников  может быть установлено, что  высокий статус в исследуемой  группе имеют ребята с чуть  завышенной и адекватной самооценкой,  а мальчик, обладающий низкой самооценкой имеет невысокий статус. Для него можно посоветовать использовать психологические упражнения и тренинги для повышения самооценки. Итак, исходя из предполагаемых результатов, 16,6% из 100% исследуемых детей имеют заниженную самооценку и соответственно низкий статус в группе, а 83,3% из 100% имеют адекватную и чуть завышенную самооценку, в пределах нормы, и высокий статус в группе.  О том, какая самооценка у ребенка, можно судить по его поведению. Общительность, открытость, активность, находчивость обычно свойственны детям с адекватной самооценкой. Повышенная ранимость, обидчивость, пассивность, трудности в установлении контакта характерны для детей с заниженной самооценкой. Ребенок с завышенной самооценкой всегда и во всем хочет быть лучше других. Об этом можно судить и по частоте употребления в разговорах фраз, вроде: «Я – самый умный (сильный, добрый)».

        Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости  от обстоятельств. Усвоение новых  оценок может изменять значение  усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает  себя способным учеником. Он горд  и доволен собой, поскольку  это признается другими: его  успехи вызывают положительные  реакции учителей, встречают поддержку  в семье и вообще имеют благоприятный  социальный резонанс. Однако эта  позитивная самооценка может  оказаться поколебленной в результате  срыва на экзаменах или в  случае, если в кругу сверстников  ценность успеваемости будет  вытеснена на второй план каким-нибудь  другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме  того, по мере взросления способный  школьник может обнаружить, что  успехи в учебе сами по себе  еще не приносят счастья и  не являются гарантией успеха  в других жизненных ситуациях.  Поэтому результаты такого же  социометрического эксперимента, если  он будет проведен в этой  же группе детей через какое-то  время, к примеру, через 6 месяцев,  могут быть иными. 

 

Заключение.

     Итак, целью творческой работы  было: разработать основы планирования  и проведения психологического  эксперимента в области межличностных  отношений. Мы спланировали проведение  социометрии по выявлению самооценки  детей и их статуса в группе. Гипотеза гласила, что самооценка  ребенка является фактором формирования  его статуса в группе. В результате  проведенного эксперимента и  после подведения итогов можно  было бы сделать вывод, что  гипотеза подтвердилась. 

      Самооценка начинает развиваться  уже в раннем детстве. Часто  мы слышим: "Ты уже такой  большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не  научился!" Родители не задумываются  над тем, что именно из их  оценок, в первую очередь, и  складывается мнение ребенка  о себе; это потом, в школьном  возрасте, он научится сам оценивать  свои возможности, успехи и  неудачи. Именно в семье ребенок  узнает, любят ли его, принимают  ли таким, каков он есть, сопутствует  ли ему успех или неудача. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер. Характерно, что дети, обладающие адекватной или чуть завышенной самооценкой имеют высокий статус в классе или другой социальной группе. Эти дети уверены в себе, коммуникабельны, обычно эрудированны, воспитаны и поэтому другим ребятам хочется с ними дружить.

Информация о работе Психологический эксперимент