Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:23, творческая работа
Как и в любой науке, в психологии психологический эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические выводы. Элементы психологической теории и практики логически зависят друг от друга и дополняют друг друга. Психологический эксперимент, как правило, играет важную роль при проведении психологических исследований. Анализу сущности психологического эксперимента, его видов, этапов его проведения и посвящена данная творческая работа.
Цель творческой работы – разработать основы планирования и проведения психологического эксперимента в области межличностных отношений.
Введение
1. Понятие и этапы психологического эксперимента.
2. Подготовка к проведению эксперимента, постановка психологической гипотезы.
3. Проведение социометрического эксперимента.
4. Обработка данных.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1. Понятие
и этапы психологического
2. Подготовка к проведению эксперимента, постановка психологической гипотезы.
3. Проведение
социометрического
4. Обработка данных.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Как и в любой науке, в психологии психологический эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические выводы. Элементы психологической теории и практики логически зависят друг от друга и дополняют друг друга. Психологический эксперимент, как правило, играет важную роль при проведении психологических исследований. Анализу сущности психологического эксперимента, его видов, этапов его проведения и посвящена данная творческая работа.
В соответствии со спецификой
различных отраслей психологии
возникают различные виды
Цель творческой работы – разработать основы планирования и проведения психологического эксперимента в области межличностных отношений.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Этапы психологического эксперимента:
Общая модель
проведения психологического эксперимента
соответствует требованиям науч
1. Первичная постановка проблемы -
- Постановка психологической гипотезы
2. Работа с научной литературой
- Поиск определений базовых понятий
- Составление библиографии по тематике исследования
3. Уточнение
гипотезы и определение
- Определение экспериментальной гипотезы
4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
- Управлять независимой переменной
- Регистрировать зависимую переменную
5. Планирование экспериментального исследования
- Выделение дополнительных переменных
- Выбор экспериментального плана
6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
7. Проведение эксперимента
- Подготовка эксперимента
- Инструктирование и мотивирование испытуемых
- Собственно экспериментирование
8. Первичная обработка данных
- Составление таблиц
- Преобразование формы информации
- Проверка данных
9. Статистическая обработка
- Выбор методов статистической обработки
- Преобразование
экспериментальной гипотезы в с
- Проведение статистической обработки
10. Интерпретация результатов и выводы
11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала
2.
Подготовка к проведению
психологической гипотезы.
В данном психологическом эксперименте будут рассматриваться межличностные отношения в группе детей 9-11 лет. Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе может быть применена так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено). Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В данном социометрическом эксперименте может быть установлено, действительно ли самооценка ребенка является фактором формирования его статуса в группе.
Гипотеза гласит, что самооценка ребенка является одним из факторов формирования его статуса в группе. В ходе эксперимента у исследователя есть возможность доказать или опровергнуть
3. Проведение социометрического эксперимента.
Эксперимент проводится с группой из 6 детей 9-11 лет, которые дружат между собой, вместе ходят на дни рождения, гуляют во дворе, составляют так называемую «компанию»
Порядок проведения данного социометрического эксперимента состоит из двух этапов.
1 этап. Определение самооценки каждого из членов группы. Каждому из 6 членов группы выдается лист с 4 незаполненными шкалами:
max
0
min
доброта красота ум честность
Рис. 1 Раздаточные листки с 4 шкалами для определения самооценки
В
течение 3-5 минут дети отмечают
на каждой из шкал свой
max
0
min
доброта
красота
Рис. 2 Пример отметки уровней собственных качеств ребенком
Когда время подходит к концу, дети отдают листки психологу.
2 этап. Определение статуса ребенка в группе.
Детям также раздаются листы бумаги, на этот раз абсолютно чистые, и их просят сначала написать фамилии и имена двоих детей, с которыми они с удовольствием отправились бы в кругосветное путешествие и пригласили бы их в первую очередь на свой день рождения. Далее психолог просит их написать двоих детей из исследуемой группы, которым они бы ни в коем случае не доверили бы свой секрет.
Данный
метод базируется на гипотетическом
эмоциональном выборе, который в
рамках заданного критерия осуществляется
всеми членами группы. То есть группе
(каждому ее члену отдельно) предлагается
представить себе некоторую ситуацию,
и на бумаге, условно, сделать выбор
в пользу или против различных
членов группы. В связи с этим
возникает ряд вопросов, которые
должны быть проработаны психологом
на этапе планирования: может ли
данная группа осуществлять такой выбор?
Какой критерий выбора ей целесообразно
предложить? Сколько выборов должен
делать каждый член группы и важен ли порядок
его выборов для дальнейшего анализа результатов?
Рассмотрим эти вопросы подробно.
Прежде всего социометрию целесообразно
проводить в группах с четко обозначенными
границами. С этой точки зрения малая группа
вполне подходит для работы. В отличие
от лидерской, эмоциональная социометрическая
структура все-таки формируется, достигает
в ряде случаев достаточной сложности
и зрелости. Далее возникает проблема
критерия, положенного в основу выбора.
Это центральный вопрос планирования:
в какую гипотетическую ситуацию поставить
всех членов данной группы для осуществления
выбора, если мы хотим изучить реальные,
повседневно проявляющиеся эмоциональные
отношения друг с другом? Скажем, правомерно
и эффективно ли при изучении отношений,
сложившихся в группе, задавать детям
вопросы типа: кого ты пригласишь на день
рождения или с кем бы ты пошел в разведку?
В этом случае в качестве критерия выбора
мы предлагаем ситуации, выходящие за
пределы типичного общения в школе, подключаем
множество дополнительных и никак не учитываемых
нами психологических факторов.
Следующий важный вопрос планирования — число выборов: ограничивать или не ограничивать опрашиваемых? Традиционно существуют два ответа на этот вопрос и, соответственно, два варианта социометрии. Непараметрический вариант предполагает, что каждый член группы ранжирует всех остальных с точки зрения их привлекательности в рамках предложенного критерия. Это дает возможность получить глубокий материал, тонко проанализировать отношения в группе. Однако этот вариант имеет много минусов, как содержательных, так и организационных. Достаточно велика вероятность того, что будут возникать, наряду с существенными, случайные выборы (шутка ли — проранжировать 25-28 человек!). К тому же, если в группе больше 12-14 человек, осуществить процедуру обработки вручную, без применения компьютерных программ, чрезвычайно сложно. В нашем случае, при анализе группы из 6 человек, вполне приемлемо осуществить процедуру обработки данных вручную.
Так как
работу необходимо подписать, важно
оговорить причины такого требования.
Например, психолог может заметить,
что иначе исследование теряет смысл.
Психологами, правда, придумана одна
«хитрая» процедура, снимающая проблему
подписывания/ не подписывания опросного
листа: кодирование чистых опросных листов.
С нашей точки зрения, это недопустимо.
Мы считаем, что ребятам обязательно нужно
дать право не отвечать на вопросы (но
только в крайнем случае, иначе работа
всех опять же теряет смысл). Принципиально
важно гарантировать неразглашение личных
ответов. Надо честно сказать, что результаты
будут сообщены всей группе, изложены
на психолого-педагогическом консилиуме,
но только в обобщенном виде, как информация
по классу в целом.
В технической части инструкции должны
быть подчеркнуты следующие моменты: каждый
заполняет свой лист самостоятельно, не
советуясь с соседом и не размышляя вслух
над своими выборами; при ответе настойчиво
рекомендуется избегать вариантов типа
«всех», «любого», «никого»; желательно
во всех вопросах ограничиваться тем числом
выборов, которые предложены психологом.
4. Обработка данных.
Итак, из 6 опрошенных ребят у троих,
к примеру, может оказаться
адекватная самооценка, у двоих
– завышенная, и у одного –
заниженная. При обработке опросников
может быть установлено, что
высокий статус в исследуемой
группе имеют ребята с чуть
завышенной и адекватной
Самооценка не является
Заключение.
Итак, целью творческой работы
было: разработать основы
Самооценка начинает