Психологический портрет типичного представителя Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 05:15, реферат

Описание работы

Под национальным характером нужно понимать нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции народа на окружающий мир, установившиеся нормы поведения и деятельности. Это, наконец, совокупность важнейших способов регулирования общения, сложившихся на основании системы ценностей общества, причем эти способы усвоены как на сознательном, так и на бессознательном уровне. И.Кант видел различия народов по характеру в их предках, в их истории и в превращающихся в привычки фактах повседневного поведения.

Содержание работы

Введение
1. Особенности японского характера
2. Влияние культуры на психологию японцев
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

3. Кросс-культурная психология.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО Институт Управления Бизнеса и Права

 

Проект «Гуманитарные  технологии в управлении и бизнесе»

Кафедра «Психология»

Реферат по дисциплине «Кросс-культурная психология»

 

На тему: «Психологический портрет типичного представителя Японии».

 

 

 

 

Выполнил: студент  ПЗ-401 Ростовцева Д.И.

Проверил: д.псх.н.,доц. Пищик В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ростов-на-Дону

2013г.

 Содержание

Введение

1. Особенности японского характера

2. Влияние культуры на  психологию японцев

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под национальным характером нужно понимать нечто приобретенное, полученное в процессе контактов  внутри определенного сообщества людей  на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции  народа на окружающий мир, установившиеся нормы поведения и деятельности. Это, наконец, совокупность важнейших  способов регулирования общения, сложившихся  на основании системы ценностей  общества, причем эти способы усвоены  как на сознательном, так и на бессознательном уровне. И.Кант видел  различия народов по характеру в  их предках, в их истории и в  превращающихся в привычки фактах повседневного  поведения.

Имеется несколько мощных факторов, способных заметно влиять на национальный характер. Среди них  – тип общества, в котором живут  люди, их язык, доминирующая религия, психофизиологическая природа нации, а также среда  обитания.

Под национальным стилем следует  понимать манеру поведения, типичную для  жителей той или иной страны, а  не для представителей отдельных  входящих в нее национальностей.

В японском национальном характере  четко проявляют себя трудолюбие, аккуратность, вежливость, дисциплинированность, чувство долга, приверженность традициям, преданность авторитету, склонность к заимствованию, самообладание, стремление к согласованным действиям в  группе, любознательность, сильно развитое эстетическое чувство. Японец с детства  учится сдерживать свои индивидуалистические порывы, амбиции, не выпячивать свои сильные  качества. Японская мораль считает  узы взаимной зависимости основой  отношений между людьми. Индивидуализм  же изображает ею холодным, сухим и  бесчеловечным.

Особенности японского характера

Япония - островное государство Азиатско-тихоокеанского региона - вплоть до середины XIX в. представляла собой замкнутое и деспотическое по своей природе общество, в котором, с одной стороны, существовала диктатура феодальных правителей - сегунов, по своему усмотрению решавших все вопросы жизни и деятельности людей, а с другой - имелась императорская власть, сохраняющаяся и поныне, слабая и практически символичная. Все это породило у японцев своеобразные особенности национальной психологии - подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в группах принадлежности, жесткость по отношению к слабому, равнодушие к чужим страданиям.

Многие  годы, царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания, которые к тому же усугублялись регулярно постигавшими Японию стихийными бедствиями. Недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, рост населения заставляли японцев напряженно трудиться, выискивать формы и средства деятельности, обеспечивающие хотя бы минимальные возможности для существования. В результате в национальном характере народа сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.

«Невозможно понять поведение народа, не уяснив своеобразия его мышления» - гласит японская пословица. Многие исследователи  отмечают в мышлении японцев единство, казалось бы, несоединимых сторон: приверженности к абстракциям, проницательности, изобретательности, рационализма и одновременно медлительности мыслительных операций, неуверенности  в себе, малоинициативности. В различных видах деятельности эти качества интеллекта проявляются по-разному, что позволяет подчас достигать значительных результатов. Так, не следует относить японца-коммерсанта к числу малоинициативных людей. В торговле он, как известно, во многом преуспевает. Но в общении с другими лицами, не имеющими отношения к торговле, он может и не проявлять активности.

Долгие  годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей «божественное» происхождение японской нации и императорской власти, «превосходство» японцев над  другими народами. Под влиянием господствующих классов религиозные учения синтоизм и буддизм, а также конфуцианство  формировали наиболее устойчивые стороны  национального самосознания населения  страны, широко проявлявшиеся в прошлом  и сохранившиеся и сегодня: приверженность культу предков, чувство этнической исключительности.

Веками  в Японии утверждалась психология подчинения индивида коллективу. Столетия он был  полностью подвластен сначала феодалу, потом императору, сегодня - главе  фирмы, в которой служит. Японец привык надрываться «во имя…». Он покорен  и дисциплинирован. Японец не соотносит  себя с такими характеристиками, как  профессия, должность, место жительства и т.п., а связывает свое существование  с той группой, в которую включен. Он не может воспринимать себя вне последней (при знакомстве обычно указывая организацию, в которой работает).

Большинство видов деятельности в Японии носит  групповой характер: японцы группой  работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях. Поведение каждого  члена группы в первую очередь  ориентировано на то, чтобы вписаться  в действия группы и быть ей наиболее полезным. Самыми ценными качествами членов группы считаются умение во главу угла ставить ее интересы, желание и стремление быть ей полезным. Нет для японца более жестокой кары, чем оказаться выброшенным из группы в чужой мир, простирающийся за ее пределами. И такое наказание может последовать не за кражу или хулиганство, а за поступок, который расценивается группой как измена ее интересам.

В Японии человек, общаясь с людьми, включенными в ту же группу, обязательно  ставит себя на более низкую ступень. Может создаться впечатление, что  у него нет гордости и чувства  собственного достоинства, но это не так. Гордость у японцев связана  с их чувством долга и социальной позицией. Преувеличение позиции  партнера - это принятая форма общения, выражающая вежливость и уважение.

В общении с японцами надо быть особенно внимательным. Не садитесь, если вас  не пригласили. Не смотрите по сторонам, так как нельзя, по представлениям японцев, казаться рассеянным. Каждый штрих вашей внешности и поведения  повлияет на отношение к вам. С  другой стороны, сами японцы могут общаться без слов. И в этом нет ничего мистического. Они так обременены правилами и условностями, что  подчас просто не способны сказать  что-либо. Гостю в Японии часто  приходится из учтивости догадываться о чем-то по контексту, по жестам, по своим ощущениям, потому что хозяин не может сам выразить свои чувства  словами. Любая речь в этом случае неприлична.

Японцы  считают красноречие не достоинством, а скорее недостатком и нередко  испытывают недоверие к красноречивым  людям. Молчание у них является активным средством межличностного общения. Оно может иметь разный смысл, в том числе выражать несогласие, гнев и прочее почти без помощи невербальных средств. С малознакомыми  людьми японцы предпочитают молчать  и часто испытывают неловкость при  необходимости вступать в беседу.Японцы вежливы с иностранцами, понимая, что те не виноваты в том, что не родились их соплеменниками, но все равно думают о них как о совершенно чужих и неравных им людях. У большинства живущих в Японии иностранцев возникают смешанные чувства. Японцы во многом чудесный народ: работящие, умные, с юмором. Но они буквально напичканы предрассудками и считают, что все такие. Иностранцу, живущему в Японии, трудно понять, почему женщина вечером переходит на другую сторону улицы, завидев иностранца; почему стюардесса, не зная, что вы понимаете язык,

спрашивает  пассажиров, не возражают ли они, если их посадят рядом с иностранцем, и т.д.

Влияние культуры на психологию японцев

Традиционное  искусство Японии очень самобытно  и своеобычно, его философские  принципы, равно как и эстетические предпочтения и вкусы самих японцев, весьма отличных как от западных, а  потому тема эта требует некоторого пояснения. На формирование эстетических принципов японского искусства, несомненно, повлияло особое отношение японцев к красоте родной природы, с древнейших времен воспринимавшейся как совершенное божественное творение. Поклоняясь красоте природы, японцы старались жить в гармонии с ней и уважать ее величие.

Особенности природного ландшафта отразились также  и на особенностях национальной психологии японцев. Япония - страна горная; земель, пригодных для жизни и земледелия, было мало, люди на них проживали  скученно. Поэтому в каждый маленький  клочок земли японцы вкладывали очень  много труда и сил, осознавая, что именно на этом самом пятачке  жили из поколения в поколение их предки и будут жить их потомки; не покладая рук, вопреки разрушительным стихиям японцы лелеяли и украшали свое очень ограниченное жизненное пространство. Необходимость делить его с большим числом других людей и неизбежная скученность привели, с одной стороны, к утверждению строгих правил общественного поведения и жесткой социальной иерархии, с другой - к развитию особой культуры внутренней жизни, для которой характерны самодисциплина, самоуглубленность, созерцательность и отрешенность. Эти черты отразились и на специфической психологии традиционного японского искусства: оно очень экологично и медитативно; в нем много внимания уделяется отстраненному поэтическому любованию природными явлениями и сменой времен года.

Эстетические  принципы японского искусства сформировались под влиянием трех важнейших религиозно-философских  доктрин, определивших традиционное мировоззрение  обитателей Страны Восходящего Солнца, - синтоизма, конфуцианства и буддизма.

Почитание природы как божественного начала вылилось в древнюю национальную религию японцев - синто, «путь богов». В древние времена синтоистские верования были близки шаманским  культам; японцы поклонялись божествам, управлявшим движением небесных светил, олицетворявшим природные стихии, обитавшим на горных вершинах, в  морях и реках, в священных  рощах, камнях и старинных деревьях. В древности у каждого клана  были свои собственные божества-покровители; однако официальный синтоистский пантеон  сложился из божеств-покровителей возвысившегося клана Ямато. Согласно синтоистским представлениям, род японских императоров восходит к великой солнечной богине Ама-тэрасу-но Оомиками и ее правнуку, первому легендарному императору Дзимму Тэнно, посланного на землю управлять людьми страны Ямато. В качестве императорских регалий ему были переданы древние магические символы: волшебное зерцало богини Аматэра-су, меч, вырезанный богом-громовержцем Сусаноо-но микото из хвоста восьмиглавого дракона, и яшмовое ожерелье-магатама.

В честь синтоистских божеств строились многочисленные храмы и кумирни, располагавшиеся, как правило, в лесных чащобах и на горных вершинах. Каждый храм был окружен садиком с маленьким водоемом и замшелыми камнями, а также источником для омовения рук перед молитвой; храм окружали священные ворота-тории, а дорогу к нему украшали многочисленные каменные фонари. Сам храм обычно представлял комплекс небольших деревянных построек: святилище с галереей, сокровищницы и навесы для подношений богам. Примером синтоистской архитектуры может служить комплекс святилища богини Аматэрасу в Исэ, где до сих пор хранятся древние регалии японских императоров.

Легендарная история Японии, подвиги богов  и героев стали сюжетной основой  для многих произведений японского  изобразительного искусства.

Конфуцианство, как и буддизм, пришло в Японию из Китая. Под конфуцианством обычно понимается традиционная древнекитайская  религиозно-философская доктрина, возводившая  этические принципы в разряд вселенских законов. Согласно конфуцианским канонам, управляющим принципом вселенной, служит Небо, источник гармонии и порядка. Полномочным представителем Неба на земле является император, от праведности  которого зависит благоденствие  государства. От подданных требуется  почитание императора, строгое выполнение данных Небом законов и ритуалов и соблюдение моральных принципов. От этого непосредственно зависит  процветание семьи и государства  в целом. Если человек не выполняет  своего долга перед обществом  и Небом, не соблюдает установленные  ритуалы, не выражает должной почтительности к вышестоящим и несправедлив к нижестоящим, то его карает освещенная Небом власть. В противном случае само Небо посылает наказание на все государство в целом. Поэтому каждый член общества должен строго следовать своему долгу, знать свое место в рамках системы и выполнять вытекающие из этого обязанности. Идеальным человеком с конфуцианской точки зрения считается просвещенный и благородный муж, ученый-чиновник, радеющий за интересы своей державы и беспредельно преданный своему императору. В искусстве, в частности, в живописи, выражением конфуцианских эстетических принципов служил идеализированный природный пейзаж, основанный на законах небесной гармонии, вызывающий в зрителе стремление к совершенству и безупречности. В Японии такой идеализированный пейзаж, созданный рукой просвещенного философа, назывался канга - « «живопись в китайском духе».

Традиционная  японская эстетика, сочетающая синтоистские, конфуцианские и буддийские (буддийские философия и искусство будут  рассмотрены ниже) идеалы, разработала особые принципы, понимание которых является ключом к японскому искусству. Важнейшими из этих принципов считаются фурюу, моно-но аварэ, ваби-саби и югэн. Понятие фурюу означает возвышенный вкус, образованность и развитость ума. Произошло от китайского фэн-лю, буквально - «хорошее образование и манеры». В Китае этот термин характеризовал качества конфуцианского ученого-чиновника. В Японии же понятие фурюу использовалось больше в эстетическом смысле - как принцип возвышенности произведений искусства и утонченности духа их создателей. Особенно это относилось к пейзажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной церемонии и аранжировке цветов.

Моно-но аварэ, «очарование вещей» - эстетический идеал, культивировавшийся во время Хэйан. В его основе - чувственное переживание глубинной и эфемерной красоты, заложенной как в природе, так и в человеческом существе. Это красота сопряжена с налетом поэтической грусти, с наслаждением этой преходящей красотой и преклонением перед ней. Оттенки смысла слово аварэ созвучно буддийскому взгляду на жизнь, на материальный мир как на нечто недолговечное, изменчивое и печальное по своей природе. Принцип аварэ означает также тонкую, изысканную чувствительность человеческого сердца, способного оценить и воспеть всю прелесть этой непостоянной красоты. Этот принцип очень ярко проявляется в знаменитых «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон, придворной дамы X в.: «…На тонком плетенье бамбуковых оград, на застрехах домов трепетали нити паутин. Росинки были нанизаны на них, как белые жемчужины. Пронзающая душу красота!» (Перевод со старояпонского В. Марковой).

Информация о работе Психологический портрет типичного представителя Японии