Психологический стресс в работе банковского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:29, реферат

Описание работы

Можно говорить о том, что стрессогеиный характер их работы приближается к критическому, при котором уже сейчас наблюдаются явно выраженные невротические симптомы в их эмоциональном состоянии и поведении. Причем воздействию стресса подвержены все три группы банковских работников. И невозможно отдельно оценить, какая группа переживает стресс в большей, а какая — в меньшей степени. Поэтому мы пред-ставим в основном общую характеристику имеющихся стрессогенных факторов и свя-занных с ними невротических симптомов в состоянии и поведении банковских служащих.

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС В РАБОТЕ БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ.docx

— 31.75 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС В РАБОТЕ БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ

в современных условиях деятельность банковских служащих буквально насыщена стрессогенными факторами. Можно говорить о том, что стрессогеиный характер их работы приближается к критическому, при котором уже сейчас наблюдаются явно выраженные невротические симптомы в их эмоциональном состоянии и поведении. Причем воздействию стресса подвержены все три группы банковских работников. И невозможно отдельно оценить, какая группа переживает стресс в большей, а какая — в меньшей степени. Поэтому мы пред-ставим в основном общую характеристику имеющихся стрессогенных факторов и свя-занных с ними невротических симптомов в состоянии и поведении банковских служащих. 
Среди стрессогеиных факторов в работе банковских специалистов выделяются следу-ющие: предельно высокая ответственность в работе и фактическое отсутствие «права па ошибку», неудовлетворенность профессио-нальным статусом, страх потерять работу, недооценка со стороны руководства и коллег профессиональной значимости, присутствие в банковской сфере требования к реализации излишне формализованных отношений и отсутствие условий для интеллектуального и личностного самовыражения и самореализации специалистов, наличие обостренных конкурентных отношений с сотрудниками, недостаток развернутой положительной стимуляции труда банковских служащих и преобладание отрицательной (выговоров, ли-шения премий и других льгот и т. п.). 
Предельно высокая ответственность в ра-боте и фактическое отсутствие «права на ошибку» проявляются в том, что банковские служащие любого ранга постоянно внутрен- 
не напряжены и вынуждены осуществлять сверх-коптроль за своей деятельностью и деятельностью своих подчиненных. В процессе принятия решений они испытывают давление фактора риска и переживают непрекращающееся чувство вииы за возможность совершения ошибок в работе. Вследствие этого они сознательно запрещают себе и своим подчиненным иметь вообще какие-либо ошибки, что парадоксально как раз увеличивает вероятность ошибок по причине внутреннего нервного истощения и наличия эмоциональной хронической усталости. 
В условиях появления все новых и новых инструкций, часто противоречащих друг другу, работники банков вынуждены досконально их изучать и всегда держать в памяти. Для этого подавляющее большинство из них увеличивает рабочее время, приходя на работу раньше положенного времени и уходя значительно позже окончания рабочего дня. Многие берут рабочие материалы домой, посвящая домашнее время не отдыху и семейным занятиям, а детальной проработке документов, написанию отчетов, актов и прочему, 
В результате напряженность трудовой деятельности уси-ливается отсутствием полноценного отдыха и возможности восстановиться после рабочего дня. Хроническое переутомление наблюдается практически у 75% банковских работников, примерно 25% из них нуждается не только в психологической, но и медикаментозной помощи. 
Несмотря на высокий статус банковских работников большинство из них испытывает неудовлетворенность своим должностным положением на работе. Особенно это касается второй группы служащих, пришедших в банковскую сферу из других областей и имеющих определенный статус (научную степень, признание, заслуги). Они были вынуждены сменить профессию и начать работу в банке практически «с нуля», часто испытывая зависимость от руководителя, имеющего более низкий уровень интеллектуального развития и коммуникативной культуры, но более продолжительный стаж работы в банковской сфере. 
Для 20% из этой группы банковских служащих характерно проявление оппозиционности, подчеркнутой обособленности, внутреннего сопротивления или нежелания идти на компромисс. Около 5% из них выражают неудовольствие тем, что по отношению лично к ним были реализованВ1 несправедливые действия руководства, а 15% находятся в состоянии крайнего раздражения изменениями, произошедшими в их работе помимо их води и намерений, по причине резкой смены социально-экономических условий, произошедшей в России и бывшем СССР. Последние отмечают, что потраченные годы кропотливого труда в «советский период» оказались напрасными и наработанные профессиональные знания и опыт не могут быть полностью применены на новой работе. Кроме того, они фиксируют не только позитивные, но и негативные последствия российской «перестройки», И переносят их на свою жизнь и работу, в определенной степени выявляя неразумность произошедших перемен. 
Страх потерять работу присутствует практически у всех работников в различных профессиональных сферах, но в банковской сфере он более выражен. Банковские работники имеют сравнительно более высокий материальный уровень, и у них сформированы привычки к хорошему питанию, дорогой одежде и другим условиям жизни. Они отдают себе отчет в том, что потеря работы связана с резким понижением уровня жизни как для них самих, так и их близких. По причине того, что многие банки в последние годы перестали существовать и число свободных рабочих мест резко сократилось, поиск другой работы в банковской сфере может быть безрезультатным. Данное переживание усугубляется еще и тем обстоятельством, что банковская сфера требует от каждого работника довольно узкой специализации и выбор новой работы вне банковской области может быть значительно затруднен и связан с неизбежной сменой профессии. 
Примерно 50% работников банков пытаются психологически защититься путем «вытеснения» или «рационализации» своих страхов. «Вытеснение» часто выражается в том, что работник запрещает себе об этом думать и пытается жить и работать так, как будто «все нормально и ничего страшного нет». «Рационализация» проявляется в том, что, не осознавая истинной причины своего напряженного внутреннего состояния, человек объясняет его себе и своим близким различными другими причинами: наличием обычной усталости, неудовлетворительными отношениями с непосредственным руководителем или коллегами и др. 
В результате неосознанности страха потери места работы и наличия непроработанных психологических защит, когда люди не понимают, чего они реально боятся, у 20% банковских работников наблюдаются состояния хронической депрессии (подавленности, апатии, безразличия), а у примерно 15% возникает внутриличностный конфликт (внутреннее противоречие, резкие спады и подъемы настроения, наличие амбивалентных решений — одновременно как «за», так и «против»). 
Недооценку профессиональной значимости со стороны руководства и коллег отмечают в основном работники второй и третьей групп — как те, кто пришел в банки из других организаций, так и молодые служащие, часто занимающие должности па нижних «этажах» банковской иерархии» Они отмечают имеющееся у них чувство разочарования (40%), ощущение своей ненужности (25%), нежелание работать эффективно и с высокой отдачей (15%). 
До 80% работников из указанных выше групп говорят об отсутствии возможности профессионального и должностного роста по причинам занятого более высокого «этажа власти» и стремления вышестоящего руководителя максимально использовать своего подчиненного, не принимая в расчет ни необходимость предоставить последнему время для повышения квалификации, ни вообще отдохнуть и восстановиться. 
Излишне формализованные отношения и отсутствие ус-ловия для самовыражения и самореализации отрицательно оценивают практически все банковские служащие. Они говорят о невозможности быть самим собой, проявлять истинные чувства, быть искренними и открытыми не только в рабочее время, но и при организации неформальных ситуаций (дней рождений, праздников, коллективных выездов на отдых и проч.). Практически все, начиная от руководителей высоких уровней банковской иерархии и кончая исполнителями, отмечают чувство скованности, зажатости и повышенной тревожности. 
Наличие обостренных конкурентных отношений с кол-легами по работе особенно часто отмечают активные работ-ники, которые ориентированы на успех и испытывают по-требность в самоутверждении, внутреннем развитии и карьерном росте. Примерно 28% из них выражают нежелание «быть обойденными другими», 20% не довольны всевозможными ограничениями в своей работе, 8% вообще не надеются на возможность удовлетворить свой уровень притязаний в банковской сфере. 
Недостаток положительного стимулирования труда и преобладание отрицательной оценки со стороны руководства отмечают 42% банковских работников. Руководители применяют в основном, санкции и взыскания, в определенной степени манипулируя высокотревожными работниками, вызывая у них чувства страха, внутренней незащищенности и неуверенности. 
Хронический стресс и связанная с ним внутренняя эмо-циональная напряженность выражаются у банковских ра-ботников в форме неосознанных психологических защит, Некоторые из них свои отрицательные эмоции переносят па окружающих, часто на членов семей (механизм проекции), другие придумывают для себя различные объясняющие причины (механизм рационализации), третьи имеющиеся трудности и проблемы стараются просто не замечать (механизм отрицания). Многие из работников банков неприятные эмоции пытаются искусственно подавить и заместить противоположными переживаниями (механизм замещения). Подавляющее большинство «сбрасывает» накопившуюся агрессивную энергию за пределами банковской организации, в основном в семьях (механизм сублимации), 
В результате такого положения дел и фактического от-сутствия эффективной социально-психологической поддержки в банковской сфере у банковских служащих наблюдается обострение проблем физического и психофизического здоровья: к 50-ти годам мужчины жалуются на различные недомогания хронического характера, а у женщин уже к 40 годам наблюдаются признаки физического и психофизического старения» Практически все, кому «за 40», постоянно применяют релаксационные медикаментозные средства и постоянно лечатся по поводу психосоматических заболеваний. 
Банковские работники пытаются перестроить свою жизнь и работу и каким-либо образом защитить себя от разрушающего хронического стресса. И в этом направлении реализуются как конструктивные, так и неконструктивные способы защиты. Среди неконструктивных способов можно назвать стремление к эмоциональной независимости и избавлению себя от жесткого давящего «контроля сверху» (20%), а также снижение уровня притязаний (10%). Наблюдаются случаи «играния ролей» — выраженного желания напустить на себя искусственное безразличие и равнодушие (5%). 
Примерно 60% работников реализуют конструктивные способы защиты от хронического разрушающего стресса: стараются улучшить социально-психологический климат у себя в коллективе, изменить взаимные оценки друг друга с отрицательных на положительные, построить на работе пси-хологически комфортные взаимоотношения с сотрудниками, смягчить возникающие па работе разногласия и конфликты. 
В конечном итоге, примерно каждый второй работник банковской сферы потенциально психологически готов к более эффективной реализации своего личностного и ин-теллектуального потенциала при условии снижения уровня хронического стресса в своей деятельности. При ознакомлении их с имеющимися знаниями в области психологии стресса и естественными и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения можно дать им в руки инструмент самопомощи, который они смогут успешно применять при возникновении напряженных ситуаций.


 

o стрессе говорят уже более полувека. Термин «стресс» стал популярным в начале 40-х годов после того, как его почти одновременно употребили в своих работах физиолог У. Кеннон (1932 г.) и врач Г. Селье (1936 г.). «Стресс» означает напряженное состояние человека, возникающее у него в ответ на воздействие экстремальных факторов внешней ситуации. 
Выделяют два вида стресса: конструктивный и деструк-тивный. Первый способствует повышению адаптационных и мобилизационных сил человека в условиях дискомфорта и опасности, второй, запредельный стресс, разрушает человека. 
Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» — тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается (кон-структивный стресс). Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становится выше порога чувстви-тельности, у человека повышается внутренняя напряжен — ность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного ее разрушения (деструктивный стресс). 
Следовательно, жить и работать вообще без стресса не-возможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллек-туальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия. Может наступить де-прессия, безразличие, ощущения скуки и тоски. Однако пе-решагнув индивидуальный «порог» по силе воздействия, стресс становится губительным. 
Имеет значение и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10—15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его. 
Итак, нужно запомнить следующее: 
• Не следует стремиться во что бы то ни стало избегать стресса и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать «всегда размеренно и спокойно», тем в большей степени вас будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы постепенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, вы будете от него «убегать». 
Можно сравнить способы эффективного управ-ления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу с тем, чтобы знать, как защититься от нее. 
• Для того чтобы управлять своим стрессом, необ-ходимо использовать его полезные функции и ис-ключать вредные. 
• При конструктивном стрессе возникает разрядка накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопониманиемеждулюдьми. 
• При деструктивном стрессе резко ухудшаются от — ношения до полного разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. 
• Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу. Следует знать, до какой степени вы можете испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже ее повышая ?И какие по силе воздействия стрессы для вас губительны, выводят вас из нормального состояния так, что вы не можете со-средоточиться и практически ничего не можете делать? 
• Важно найти свои индивидуальные способы защи 
ты от разрушающего (деструктивного), длительного стресса и спокойно, без паники относиться к конструктивному, кратковреъ1енно1 \1у стрессу. 
Как же решить эти задачи? Сначала рассмотрим динамику протекания стрессового состояния у человека {см. рисунок). 
Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека: 
• нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ); 
• собственно стресс (вторая стадия, линия ВС); 
• снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия С Б). 
Линия АБ показывает уровень фоновой активности человека, находящегося в спокойном бодрствующем состоянии. 
По своей продолжительности первая стадия строго ин-дивидуальна. Один человек «заводится» в течение 2 — 3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Ыо в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на «противоположный знак». Так, спокойный и сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: «Человек теряет свое лицо» (утрачивает самообладание). 
На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых от-ношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (типа «Ты сам (а) — такой (такая)...»). 
Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение. 
Вторая стадия развития стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом. 
Также как и первая, вторая стадия по своей продолжи-тельности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость. 
На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал (а)!»), и дает себе слово, что «этот кошмар» больше никогда не повторится. 
Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы «в стрессовом угаре». 
Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет прежде всего свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя. 
Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как «включается» стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как «маховик» какого-то мощного и убийственного «оружия». Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех «в несуществующих грехах». 
Можно ли все же научиться владеть собой? Можно ли перестроить свой стрессовый сценарий? 
Безусловно, да! Более того, наиболее успешными (как в профессии, так и в личной жизни) являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние «взрывы». 
Люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия: 
• Действие первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются «укорами совести» и не «сбрасывают» свою стрессовую энергию на окружающих. 
• Действие второе: они стремятся овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и «стрессовая стихия» не захватила полностью. Они стремятся вовремя остановить себя. Один ведущий специалист крупного коммерческого банка выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В!». 
• Действие третье: они изучают самих себя. Люди с раз-витой саморегуляцией хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Другими словами, они вовремя осознают изменение своего внутреннего самоощущения на первой стации развития стресса. 
Пусть они по-разному говорят о своих ощущениях, главное — они осознают их: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как бы вспыхивает что-то горячее!», «Я начинаю ускоряться и нестись на всех оборотах!», «У меня все застывает внутри.», «Мне становится все безразлично.». 
Конечно, флегматичные люди имеют больше времени на осознание самих себя при нарастании стресса: просто у них стресс развивается медленнее и есть «время в запасе». Люди с холеричным темпераментом, «с налету» входя в первую стрессовую стадию, имеют значительно меньше времени на ее осознание. Тем не менее успешно овладевают стрессом как флегматики, так и холерики. 
• Действие четвертое и самое главное. Люди с развитой саморегуляцией интуитивно находят оптимальную стратегию в стрессе. Успешно овладевают стрессом те, кто понимает, что «сбрасывать» темную стрессовую энергию на других — некультурно и в определенном смысле невыгодно. Происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. Они понимают также, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в своих ошибках, — неконструктивно. Действительно, что меняется от этого? Дело все равно стоит, и проблема не решается. 
Эти люди стараются перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности, то есть использовать более бе-зопасные способы ее «сбрасывания» — не на других и не на себя. 
Как это сделать?

 


Информация о работе Психологический стресс в работе банковского служащего