Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:54, статья
В настоящее время в современном обществе сложилась ситуация при которой традиции и социальные регуляторы, действовавшие в прошлом либо разрушены или снизилась их эффективность, поэтому молодежь находится в ситуации экзистенциального и идеологического вакуума, что ведет к необходимости поиска опоры в себе, к тому, чтобы самому направлять и регулировать собственную жизнь.
Психологический возраст молодежи и гармонизация личности
Белоусов А.С. (г. Ульяновск)
В настоящее время в современном обществе сложилась ситуация при которой традиции и социальные регуляторы, действовавшие в прошлом либо разрушены или снизилась их эффективность, поэтому молодежь находится в ситуации экзистенциального и идеологического вакуума, что ведет к необходимости поиска опоры в себе, к тому, чтобы самому направлять и регулировать собственную жизнь. С другой стороны, под влиянием СМИ формируется жесткий конкретный социальный образ, акцент в котором делается на «внешнюю» атрибутику успешности. Таким образом, необходимость самостоятельного выбора, наличия внутренних критериев оценки, действий с учетом собственных психологических особенностей - то есть необходимость психологической зрелости – имеет главенствующее значение.
Однако развитие молодого человека не предопределено, оно дано как возможность и поэтому, достигая зрелого возраста, не каждый человек обладает свойствами зрелой личности – способностью к саморегуляции, самодетерминации, самосознанию. Наблюдается дисгармония биологического и психологического (внутреннего) возраста человека.
В психологии «возраст» – это категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития. Каждому биологическому возрасту присущи качества и критерии, по которым определяется принадлежность человека к возрастной группе и его сравнение с другими представителями такого же или других возрастов.
Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке. Поэтому исследование психологического возраста и акмеологических (акме – «вершина») характеристик личности не только желательно, но и необходимо для построения гармоничного взаимодействия с самим собой и внешним миром. Психологический же возраст – внутренний возраст, это уровень развития самосознания личности. Основными характеристиками психологического возраста как феномена самосознания являются: 1) «внутренняя система отсчета» (как интраиндивидуальная переменная, а не интериндивидуальные сопоставления) как мера психологического прошлого и будущего личности. Относительной мерой психологического прошлого может быть реализованность психологического времени через разные показатели. 2) обратимость как феномен омоложения, т.е. человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть в нем. 3) многомерность, т.е. наработанную устойчивость жизненной позиции человек может проявлять в разных сферах жизнедеятельности.
Выделяют семь психологических (внутренних) возрастов [4]:
Каждый возраст характеризуется определенными смысложизненными ориентациями, ценностями и отношением к миру. В зависимости от достигнутого уровня психологического возраста, человек приобретает определенные качества и состоятельность при взаимодействии с окружающим миром [5].
Проблема гармонии и дисгармонии личности анализируется в связи с тремя вехами в жизни человека - стартом, кульминацией и финишем. А. Милтс утверждает, что для того, чтобы переход от старта до кульминации был безболезненным, необходимо, во-первых, на предыдущем этапе развития максимально выразить себя исчерпать свои потенции так, чтобы самовосстановление происходило более естественно, и решался бы силами самой личности; во-вторых, важно достичь того, чтобы оба этапа определенным образом достигали взаимопритяжения, согласовано взаимодействовали. И для общества, и для самой личности важно также продолжить наиболее активный творческий период и сократить периоды старта и финиша [3].
Относительно последней периода - финиша, то здесь следует подчеркнуть, что незаметный процесс старения человека может начаться в каком-либо одном направлении еще в детстве или в юности: лень, нежелание напрягать мозг - это признак интеллектуального старения; моральная старость приходит, когда человек довольствуется достигнутым, когда теряют свой смысл высшие идеалы; старость личности может выразиться в отсутствии активной жизненной позиции, неспособности самостоятельно решать проблемы, брать на себя ответственность. Цикл продолжительности старения делится на три стадии - постепенный отход от активной деятельности, собственно старость с полной незанятостью и болезненная старость, которая заканчивается смертью.
В рамках выявления гармонии соответствия психологического (внутреннего) возраста биологическому (социального) возрасту личности молодежи, нами была проведена оценка психологического возраста студентов Ульяновского государственного университета. Выборка состояла из 15 человек. Возраст респондентов 19-26 лет.
В результате проведения методики оценки психологического возраста (автор М.С.Урих, модификация Пазековой Г.Е., Холодовой А.Ф.) для определения уровня развития сознания были получены следующие результаты:
Распределение психологического возраста личности
(в общей выборке, %)
Большинство респондентов имеют психологический возраст «подростка». Они отличаются направленностью на дело, на развитие своих способностей и талантов. Сравнивают себя с другими в отношении своих возможностей, пытаются доказать окружающим, что они лучше, любым доступным способом. «Подростки» желают выделиться, обособиться. Авторитетов для них не существует, окружающих пытаются подчинить себе. Жизнь воспринимают, как соревнование. Основной мотив «подростка» возможность самореализации. Эмоционально-чувственная сфера стабильная, умеют контролировать свои эмоции. Целостное восприятие времени: способны видеть отдаленную перспективу, отслеживать связь разрозненных событий.
Человек, находящийся на уровне «подростка» увлекается своей значительностью. На этом уровне идет наработка мастерства.
Вывод: результаты оценки психологического возраста студентов показывают дисгармонию между хронологическим возрастом и внутренним возрастом личности, т.к. большинству респондентов присущи характеристики внутреннего возраста «подростка», хотя хронологически они находятся в возрасте юношей и молодой зрелости. Следовательно, это показывает перспективы развития технологий направленных на развития самосознания личности с целью установления гармонии внутреннего (психологического) и внешнего (биологического) возраста человека.
Литература:
Информация о работе Психологический возраст молодежи и гармонизация личности