Психологическое консультирование и психологическая коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:27, доклад

Описание работы

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п.

Файлы: 1 файл

психонсультирование и психокоррекция.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

298

Этот механизм является универсальным. Он срабатывает и в индивидуальной, и в групповой психокоррекции. Эмоциональное отреагирование приносит значительное облегчение клиентам и всячески поддерживается и психологом, и участниками коррекционной группы. По мнению Ялома, отреагирование грусти, травматических переживаний и выражение сильных, важных для индивида эмоций стимулирует развитие групповой сплоченности.

Эмоциональное отреагирование подкрепляется специальными приемами в психодраме и группах встреч (энкаутергруппы). В группах встреч часто стимулируют злость и ее отреагирование путем сильных ударов по подушке, символизирующей противника.

5.   Самораскрытие (самоэксплорация). Этот механизм в большей степени  присутствует при групповой психокоррекции, стимулирует откровенность, проявление  скрытых мыслей, желаний, переживаний. В процессе психокоррекции клиент раскрывает самого себя. При самоэксгаторации участник группы принимает на себя ответственность, так как идет на риск реализации чувств, мотивов и поведения из своей скрытой или тайной области. Некоторые психологи говорят о "самораздевании": человек снимает маску, начинает откровенно говорить о скрытых мотивах, о которых группа едва ли могла бы догадаться. Речь идет о глубоко интимной информации, которую клиент не каждому бы доверил. Кроме различных переживаний и отношений, связанных с чувством вины, сюда относятся события и поступки, которых клиент просто стыдится. До "самораздевания" дело дойти может только в том случае, если все остальные члены группы реагируют взаимопониманием и поддержкой. Существует, однако, риск, что если клиент раскроется и не получит поддержки, то такое "самораздевание" окажется для него болезненным и нанесет психотравму.

6.  Обратная связь, или  конфронтация. Обратная связь означает, что клиент узнает от других  членов группы, как они воспринимают его поведение, как оно на них воздействует. Этот механизм имеет место и в индивидуальной психокоррекции, и в групповой, но в групповой его значение во много раз увеличивается. Обратная связь -главный фактор групповой психокоррекции. Другие люди могут быть источником той информации о нас самих, которая нам не совсем доступна. В обыденной жизни мы часто сталкиваемся с людьми, проблемы которых прямо написаны у них на лице, и люди, вступающие с таким человеком контакт, не указывают ему на его недостатки, так как боятся показаться бестактными и обидеть его. А ведь именно эта (неприятная для человека) информация представляет материал, с помощью которого он мог бы измениться. В интерперсональных отношениях таких щекотливых ситуаций множество.

Например, человек, который имеет обыкновение много говорить и не понимает, почему люди избегают разговоров с ним, в коррекционной группе получает информацию о том, что его способ вербального общения очень нудный. Человек, который не понимает, почему многие относятся к нему недружелюбно, узнает, что его неосознаваемый иронический тон раздражает людей.

Однако не всякая информация о человеке, полученная от других, является обратной связью. Обратную связь надо отличать от интерпретации.

Интерпретация - это толкование, объяснение мысли, рассуждения по поводу увиденного, услышанного. Для интерпретации характерны высказывания типа: "Я думаю, что ты делаешь то-то и то-то". Для обратной связи характерны высказывания типа: "Когда ты делаешь то-то и то-то, я чувствую вот что..."

Интерпретации могут быть ошибочны или представлять собственные проекции интерпретатора. Обратная же связь по сути своей не может быть неправильной. Она есть выражение того, как один человек реагирует на другого. Обратная связь может быть невербальной, проявляться в жестах или в мимике. Значительную ценность для клиентов представляет и наличие дифференцированной обратной связи. Не всякое поведение можно оценить однозначно: отрицательно или положительно. Оно воздействует по-разному на разных людей. На основе дифференцированной обратной связи пациент может научиться дифференцировать свое поведение.

Термин "конфронтация" часто применяют для отрицательной обратной связи. Г.Л. Исурина и В.А. Мурзенко (1976) считают конфронтацию в форме конструктивной критики очень полезным психокоррекционным фактором. Одновременно они указывают, что при преобладании одной только конфронтации критика перестает восприниматься как дружелюбная и конструктивная, что ведет к усилению психологической защиты. Конфронтацию необходимо сочетать с эмоциональной поддержкой, которая создает атмосферу взаимного интереса, понимания и доверия.

7.  Инсайт (осознание). Инсайт  означает понимание клиентом  неосознаваемых прежде связей  между особенностями своей личности  и неадаптивными способами поведения. Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррекдионным опытом и опытом нового поведения объединяется в категорию интерперсонального научения.

8.  Коррекционный эмоциональный  опыт. Коррекционный эмоциональный  опыт представляет собой интенсивные переживания актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происходит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе тяжелых прошлых переживаний. Это понятие ввел психоаналитик А. Франс в 1932 г. Он считал, что так как многие пациенты перенесли в детстве психологическую травму в связи с плохим отношением к ним родителей, то психологу необходимо создать коррективный эмоциональный опыт для нейтрализации эффектов первичной травмы. Психологи реагируют на клиента иначе, чем реагировали на него родители в детстве. Клиент эмоционально переживает, сравнивает отношения, исправляет свои позиции. Психокоррекция осуществляет как бы процесс эмоционального перевоспитания.

При эмоциональном корректировании окружающие люди ведут себя иначе, чем может ожидать клиент с неадекватными формами поведения на основе своего ложного обобщения. Эта новая реальность делает возможным повторную дифференциацию, т.е. различение ситуаций, в которых данная реакция уместна или нет. Благодаря этому создаются предпосылки для разрыва порочного круга.

Сущность этого механизма состоит в том, что клиент в условиях психокоррекционной ситуации, будь то индивидуальная или групповая психокоррекция, повторно переживает эмоциональный конфликт, который до сих пор был не в состоянии разрешить. Но реакция на его поведение психолога или члена группы отличается от той, которую он обычно провоцирует у окружающих. Например, можно ожидать, что клиентка с сильным чувством недоверия, агрессивности к мужчинам, возникшим в результате ее переживания, разочарования в прошлом, привнесет это недоверие и агрессивность клиентам мужского пола в психокоррекционной группе.

Эффективные воздействия здесь могут оказать неожиданные проявления со стороны мужчин. Они не отстраняются от клиентки, не высказывают раздражение и недовольство, , напротив, - терпеливы, обходительны, ласковы. Клиентка, которая ведет себя в соответствии со своим прежним опытом, постепенно начинает осознавать, что ее привычные генерализованные реакции неприемлемы в новой ситуации. И она попытается изменить их.

Разновидностью коррективного опыта в группе является так называемое коррективное повторение первичной семьи, повторение семейных отношений клиента в группе. Группа напоминает семью. Ее члены в значительной степени зависят от руководителя. Участники группы могут соперничать между собой, чтобы снискать "родительское расположение". Коррекционная ситуация может вызывать ряд других аналогий с семьями клиентов, предоставить коррективный опыт, проработать неразрешенные в детстве отношения и конфликты. Иногда сознательно группой руководят мужчина и женщина, чтобы групповая ситуация как можно точнее имитировала семейную. Малоадаптивным отношениям в группе не дают застыть в жестких стереотипах, как это случается в семьях. Они сравниваются, переоцениваются. Клиента побуждают к проверке новой, более зрелой формы поведения.

9.    Проверка нового  поведения. В соответствии с осознанием  старых неадаптивных стереотипов  поведения постепенно осуществляется  переход к приобретению новых. Психокоррекционная группа предоставляет для этого целый ряд возможностей. Прогресс зависит от готовности клиента к изменениям, степени его идентификации с группой, от стойкости его прежних принципов и позиций, от индивидуальных черт характера. В закреплении новых реакций большую роль играют импульсы со стороны группы. Социально неуверенный клиент, который пытается завоевать признание пассивным ожиданием, начинает проявлять активность и высказывать собственное мнение. При этом он не только не теряет симпатии своих товарищей по группе, но его начинают больше ценить и признавать. В результате этой положительной обратной связи новое поведение закрепляется и клиент убеждается в его выгодах.

Если происходит изменение, то оно вызывает новый цикл интерперсонального обучения на основе продолжающейся обратной связи. И. Ялом говорит о первом витке адаптационной спирали, которая зарождается внутри группы, а потом выходит за ее пределы. С изменением неадекватного поведения повышается способность клиента налаживать

отношения. Благодаря этому уменьшается его подавленность, растерянность, растут уверенность в себе и откровенность. Другим людям это поведение нравится значительно больше, чем прежнее. И они выражают больше положительных чувств, что, в свою очередь, подкрепляет и стимулирует дальнейшее положительное изменение. В конце этой адаптационной спирали клиент достигает независимости и больше не нуждается в эмоциональной поддержке.

В групповой психокоррекции может применяться и систематически планируемое обучение, тренинг, основанный на принципах научения. При обучении новым способам поведения большую роль играет моделирование, имитация поведения других членов группы и руководителя. Этот механизм воздействия называется имитирующим поведением или моделированием. Люди учатся вести себя, наблюдая поведение других. Клиенты подражают своим товарищам по группе, наблюдая - какие формы их поведения группа одобряет, а какие - отвергает. Если клиент замечает, что другие участники группы ведут себя откровенно, берут на себя определенный риск, связанный с самораскрытием и группа одобряет такое поведение, то это помогает ему вести себя точно таким же образом.

10.   Предоставление  информации, обучение наблюдению. В  группе клиент получает новые  знания о том, как люди ведут  себя, информацию об интерперсональных отношениях, об адаптивных и неадаптивных персональных стратегиях. Здесь имеется в виду не обратная связь, интерпретация, которую клиент получает в отношении собственного  поведения,  а  сведения,  которые  он  приобретает  в  результате  своих  наблюдений за поведением других. Клиент проводит аналогии, обобщает, делает выводы, наблюдает и таким образом учится и познает некоторые закономерности человеческих отношений. Он может теперь взглянуть на одни и те же вещи с разных сторон, познакомиться с разными мнениями по одному и тому же вопросу и многому научиться, даже если сам не будет принимать активного участия в обсуждении.

Многие исследователи подчеркивают значение наблюдения для положительного изменения. Клиенты, которые просто наблюдали за поведением других членов группы, использовали свои наблюдения как источник осознания, понимания, разрешения собственных проблем.

 

 

22.Синдром профессионального сгорания консультанта и пути его преодоления

"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический  феномен, который определяется как  эмоциональное, умственное и физическое  истощение из-за продолжительной  эмоциональной нагрузки. Синдром  выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Причины "синдрома сгорания»:

1. монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

2. вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

3. строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

4. работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

5. напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

6. нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

7. работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

8. неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни". Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма.

Способы преодоления  "синдрома сгорания":

1. культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

Информация о работе Психологическое консультирование и психологическая коррекция