Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 12:22, дипломная работа
Целью нашего исследования является проведение психологического консультирования родителей младших школьников, испытывающих тревожность.
Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1. Описать особенности обучения и психического развития детей младшего школьного возраста, дать характеристику новообразований психики младшего школьника;
2. Изучить понятие «тревожности», его проявления;
3. Обосновать методику проведения психологического консультирования родителей младших школьников, испытывающих тревожность, указать этапы индивидуальной консультативной работы;
4. Подобрать методики диагностирования степени тревожности младших школьников и апробировать ее;
5. Разработать систему тренингов для групповых занятий родителей и их детей, испытывающих тревожность.
В условиях совместной учебной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На уроке учащиеся непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ученику. А.Б. Воронцов выделяет следующие элементы сотрудничества школьников на учебном занятии:
Перечислим положительные последствия объединения усилий учащихся в ходе выполнения учебных заданий:
В таком учебном диалоге происходит становление личности учащихся, направленное на их самоизменение и саморазвитие.
При формировании у школьников знаний на основе учебной деятельности и обучении их сотрудничеству целесообразно использовать групповую форму учебной работы, которая в последнее время прочно входит в практику современной школы. Это работа в виде «малых» групп, которые объединяют нескольких школьников таким образом, что в совместной деятельности они выступают как единое целое. Такая группа должна быть, с одной стороны, достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие мнений и действий, а с другой – достаточно малой, чтобы все ее участники получили бы удовлетворение от активного участия в работе.
В практике начальной школы групповая форма учебной работы учащихся может использоваться в трех аспектах: организационном, рефлексивном и мыслительном.
Целью первого аспекта является обучение учащихся способам организации, то есть достижению определенных результатов в обучении с помощью специально осуществляемых организационных действий или специально созданных организационных условий. Групповая работа заставляет каждого учащегося ставить цели и находить соразмерные его возможностям способы деятельности.
Цель рефлексивного использования групповой формы работы состоит в обучении учащихся рефлексивным действиям. В этом случае результаты своей работы учащиеся обязательно должны оформлять рефлексивно, выделяя способы организации групповой работы и новые, освоенные ими способы интеллектуальной, мыслительной работы. Они также должны соотносить полученные результаты с определенными этапами освоения материала.
Основная цель мыслительного направления в организации групповой работы состоит в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предположениями, а, следовательно, оппонирование, защиту своей точки зрения и последующую рефлексию.
Группы учащихся могут различаться по:
Если задания для всех групп одинаковы, то чаще всего учащиеся воспринимают это как ситуацию соревнования групп. Залогом успешного использования групповой формы работы может стать жесткий регламент времени, особая четкость и внятность операционных команд, отдаваемых преподавателем.
Четвертым условием появления субъекта в учебной деятельности является способность ученика контролировать свои действия, то есть рефлексия за собственной деятельностью. Именно рефлексия способствует развитию личности ребенка. «Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя…» [1, с. 132].
Совершенствование человека происходит, когда он ясно представляет свои возможности, видит свою ограниченность и пробелы в знаниях, а это может произойти, если он владеет самоконтролем. В.В. Давыдов выделяет три основы существования рефлексии: деятельность, мышление, которые проявляется в отражении общих способов действий, понятий, предметного действия, а также коммуникацию, кооперацию субъекта учебной деятельности со сверстниками, совместно решающими учебную задачу. Рефлексия в этом случае способствует координации позиций, проявлению инициативы в сотрудничестве. Самосознание характеризует переход ребенка от неумелости к умению, от незнания к знанию, происходит «выращивание внутренней рефлексии», что и ведет к самоизменению, самосовершенствованию личности.
Пусковым механизмом учебной деятельности учащихся является рефлексия, которая позволяет школьникам, с одной стороны, обнаружить и установить границы своего незнания, а с другой – учит раздвигать границы своих возможностей в области мышления и деятельности, тем самым изменять себя. Рефлексия помогает младшему школьнику обнаружить дефицит знаний, что ведет к постановке учебной задачи, так как освоенный способ решения большого круга задач уже не действует.
Таким образом, учебная задача помогает изменить самого субъекта. Это заключается в овладении определенными способами действия. Учебная задача не навязывается учащимся, при наличии рефлексии у них возникает потребность либо принять задачу, предложенную учителем, либо сформировать ее самим. Овладение способами действия требует, в свою очередь, аналитического мышления, которое формируется при решении каждой задачи. Ответ на ее решение есть овладение теоретическим понятием. Найденный способ решения учебных задач рефлексируется, то есть идет оценка и контроль усвоенного способа.
Именно рефлексия помогает субъекту учебной деятельности эффективно формировать желание и умение учиться, обнаруживать «белое пятно» в своих знаниях, что и способствует его изменению в процессе обучения. Рефлексия младшего школьника, будучи органической составной частью его умственного и психического развития, связана со всей многогранной деятельностью личности и является своеобразным показателем его активности как субъекта учебной деятельности. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес ученика как традиционный метод воздействия, одновременно снимает и слепое послушание школьника взрослому, зато усиливает роль этикета во взаимоотношениях «учитель – ученик», приближает стиль и формы общения к этическим нормам современной культуры.
1.3 Страхи и тревожность, их возрастные особенности и проявления
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».
«Страх» трактуется как специфическая эмоция, выделяемая в отдельную категорию. Тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина, и пр. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи так называемые «возрастные» страхи, которые были изучены и подробно описаны многими специалистами.
Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем они носят, как правило, конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6–7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7–8 лет – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Некоторые психологи выявили интересную закономерность: чем выше интеллект у ребенка, тем больше он испытывает страхов. А тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и / или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии. В связи с этим различают мобилизирующую тревогу и расслабляющую. Мобилизирующая тревога дает дополнительный импульс, а расслабляющая тревога парализует человека.
Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Проводилось специально исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что такие социально психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей. Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9–11 годам – соотношение становиться равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков – насилие во всех его аспектах.
Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, социометрическим статусом, с успешностью обучения. За последние 10 лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их характер взаимодействия с другими людьми.