Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 02:08, контрольная работа

Описание работы

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.1

Файлы: 1 файл

консультирование.docx

— 22.43 Кб (Скачать файл)

Психологическое консультирование.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная  с оказанием со стороны специалиста-психолога  непосредственной психологической  помощи людям, которые нуждаются  в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой  в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные  часы, в специально оборудованном  для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.1

Один  сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога  с клиентом, длящейся в среднем  от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу  о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает  клиента, стараясь вникнуть в суть его  проблемы, разобраться в ней, прояснить  ее как для себя, так и для  самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и  с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически  решить его проблему.

Советы  и рекомендации, предлагаемые клиенту  психологом-консультантом, в большинстве  случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью  справиться со своей проблемой без  помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в  том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии  справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время  консультации психолог обычно применяет  специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким  образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество  встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется  более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более  встреч с клиентом. Необходимость  в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:2

Проблема  клиента настолько сложна, что  разобраться в ней за один-два  сеанса практически невозможно.

У клиента  имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых  требует отдельной консультации.

Предлагаемое  решение проблемы не может быть сразу  и полностью самостоятельно реализовано  клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности  в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу  и без дополнительной помощи справится  со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в  себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень  его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

Консультирование  как основной вид психологической  практики преследует следующие цели:

Оказание  оперативной помощи клиенту в  решении возникших у него проблем. У людей часто возникают такие  проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, - такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить  много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение  срочной психологической помощи в форме устной консультации при  решении оперативных проблем  становится незаменимым. Например, у  родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато  весьма неблагоприятными последствиями  для состояния физического и  психического здоровья ребенка. У работника  какого-либо учреждения также может  появиться серьезная, требующая  срочного решения проблема, которую  ему, например, предстоит уладить  в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших  дней. Третий пример: в семье у  мужа или у жены неожиданно резко  могут осложниться отношения  с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого  в данной семье может сложиться  сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.

Оказание  клиенту помощи в решении тех  вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства  со стороны, без непосредственного  и постоянного участия психолога  в его делах, т.е. там, где специальные  профессиональные психологические  знания, как правило, не нужны и  необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет. Такой, к  примеру, проблемой может стать  определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение времени между разными видами деятельности.

Оказание  временной помощи клиенту, который  на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или  иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В  этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с  которой столкнулся клиент. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное  появление у клиента состояния  депрессии.

Когда у  клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще  сомневается, не вполне уверен в своей  правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую  профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность  в себе.3

Оказание  помощи клиенту в том случае, когда  никакой другой возможности, кроме  получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое  консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении  более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

Когда психологическое  консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической  помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и  сам клиент займется решением возникшей  проблемы.

В тех  случаях, когда готового решения  у психолога-консультанта нет, поскольку  ситуация выходит за рамки его  компетенции, он должен оказать клиенту  хотя бы какую-то, пусть даже минимальную  и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое  консультирование решает следующие  основные задачи:

Уточнение (прояснение) проблемы, с которой  столкнулся клиент.

Информирование  клиента о сути возникшей у  него проблемы, о реальной степени  ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

Изучение  психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения  того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

Четкое  формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим  образом решить его проблему.

Оказание  текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей  проблемы.

Обучение  клиента тому, как лучше всего  предупредить возникновение в будущем  аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

Передача  психологом-консультантом клиенту  элементарных, жизненно необходимых  психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической  подготовки.

Безусловное позитивное отношение подразумевает  безоценочное принятие опыта клиента, а также проявление эмоциональной  теплоты и заботы. Эмпатии же обеспечивает клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания переживания клиентом собственной  жизненной ситуации.

В диагностическом  измерении задача консультанта состоит  в определении проблем клиента  и рабочих гипотез касательно их природы. Существует мнение, что в независимости от образования и теоретической ориентации консультант не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах клиента и принятия решения относительно того, что нужно сделать для улучшения состояния клиента.4

Терапевтическая цель консультирования состоит в  том, чтобы создать в консультативной  ситуации особые условия, благодаря  которым клиент получает возможность  решения его психологических  проблем. Терапевтическая же цель первичной  консультации направлена на демонстрацию консультантом терапевтической  позиции - непосредственного отклика  на насущные потребности клиента. Даже тогда, когда это не проявляется  в явной форме, стоит помнить  о том, что очень часто клиент приходит за психологической помощью  вследствие переживания кризисной  ситуации. Неоднократные попытки  клиента самостоятельно решить ту или  иную жизненную проблему потерпели  крушение, болезненное переживание  чего привело его за психологической  помощью. Клиент приходит с надеждой, однако в этой весьма неопределённой для него ситуации он также испытывает сильную тревогу. Он страстно надеется на помощь в удовлетворении его насущных потребностей, но, одновременно с этим, опасается, что их открытое предъявление приведёт лишь к фрустрации и повторению так знакомого ему опыта боли и безнадёжности.

Наличие надежды и страха влияет на поведение  клиента: он одновременно, и открывает  и скрывает свои потребности, причём и то, и другое может осуществляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента  и отнестись с пониманием к  проявлениям сопротивления их выражению.5

Начало консультации.

Представьтесь.

Сообщите  об имеющемся в распоряжении времени.

Используйте поощрение, как вербальное, так и  невербальное.

Используйте открытые вопросы.

Используете активное слушание, повторение и прояснение.

Отмечайте и  суммируйте жалобы.

Планируйте  степень контроля и активности

Способ, каким можно начать первую встречу  завит от обстоятельств и состояния  клиента. В любом случае в начале стоит представиться, по возможности  сообщить о цели встречи, а также  времени, которое она может занять. После этого можно задать вопрос. Чтобы вовлечь клиента в рассказ  о себе начинайте с открытых вопросов, на которые нельзя ответить “да” или  “нет”, например, “По какой причине  вы решили обратиться к психологу? или  “С чего бы вы хотели начать?” Если ответ на первоначальный вопрос недостаточно подробен, можно сформулировать следующий  открытый вопрос “Не могли бы вы больше рассказать об этом?” 

Хорошим средством установления контакта с  клиентом являются позитивное поощрение. Поощрение - как невербальное (кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица и т.д.), так и  вербальное (фразы типа “Да”, “Я слушаю”, “Расскажите мне больше о Вас”) могут казаться банальными, но при  их уместном использовании в контексте  беседы, они стимулируют речь клиента  и поощряют его к самораскрытию.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Баканов, М. И. Социальная психология / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2010.- С. 112.

2 Баканов, М. И. Психология / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2010.- С. 136.

3 Балабанов, И.Т. Основы психологии / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 139.

4 Басовский, Л.Е. Психология / Л.Е. Басовский.- М.: ИНФРА – М, 2010. – С. 198.

5 Белобжецкий, И.А. Общая психология / И.А. Белобжецкий.- М.: Финансы, 2009. – С. 199.


Информация о работе Психологическое консультирование