Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 02:08, контрольная работа
Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.1
Психологическое консультирование.
Психологическим
консультированием называется особая
область практической психологии, связанная
с оказанием со стороны специалиста-психолога
непосредственной психологической
помощи людям, которые нуждаются
в ней, в виде советов и рекомендаций.
Они даются психологом клиенту на
основе личной беседы и предварительного
изучения той проблемы, с которой
в жизни столкнулся клиент. Чаще
всего психологическое
Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.
Советы
и рекомендации, предлагаемые клиенту
психологом-консультантом, в большинстве
случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно
воспользовавшись ими, клиент смог полностью
справиться со своей проблемой без
помощи со стороны психолога-
Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.
Количество
встреч психолога-консультанта с клиентом
чаще всего не ограничивается одной-двумя.
В большинстве случаев
Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.
У клиента
имеется не одна, а несколько разных
проблем, решение каждой из которых
требует отдельной
Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.
У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.
Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:
Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем. У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, - такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.
Оказание
клиенту помощи в решении тех
вопросов, с которыми он вполне бы смог
самостоятельно справиться без вмешательства
со стороны, без непосредственного
и постоянного участия
Оказание
временной помощи клиенту, который
на самом деле нуждается в длительном,
более или менее постоянном психотерапевтическом
воздействии, но в силу тех или
иных причин не в состоянии рассчитывать
на него в данный момент времени. В
этом случае психологическое
Когда у
клиента уже имеется правильное
понимание своей проблемы и он,
в принципе, готов сам приступить
к ее решению, но кое в чем еще
сомневается, не вполне уверен в своей
правоте. Тогда в процессе проведения
психологического консультирования клиент,
общаясь с психологом-
Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.
Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.
В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь.
Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:
Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.
Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)
Изучение
психологом-консультантом
Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.
Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.
Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).
Передача
психологом-консультантом
Безусловное
позитивное отношение подразумевает
безоценочное принятие опыта клиента,
а также проявление эмоциональной
теплоты и заботы. Эмпатии же обеспечивает
клиента уникальным опытом эмоционального
резонанса и совместного
В диагностическом измерении задача консультанта состоит в определении проблем клиента и рабочих гипотез касательно их природы. Существует мнение, что в независимости от образования и теоретической ориентации консультант не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах клиента и принятия решения относительно того, что нужно сделать для улучшения состояния клиента.4
Терапевтическая
цель консультирования состоит в
том, чтобы создать в
Наличие надежды и страха влияет на поведение клиента: он одновременно, и открывает и скрывает свои потребности, причём и то, и другое может осуществляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям сопротивления их выражению.5
Начало консультации.
Представьтесь.
Сообщите об имеющемся в распоряжении времени.
Используйте поощрение, как вербальное, так и невербальное.
Используйте открытые вопросы.
Используете активное слушание, повторение и прояснение.
Отмечайте и суммируйте жалобы.
Планируйте степень контроля и активности
Способ,
каким можно начать первую встречу
завит от обстоятельств и состояния
клиента. В любом случае в начале
стоит представиться, по возможности
сообщить о цели встречи, а также
времени, которое она может занять.
После этого можно задать вопрос.
Чтобы вовлечь клиента в
Хорошим средством установления контакта с клиентом являются позитивное поощрение. Поощрение - как невербальное (кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица и т.д.), так и вербальное (фразы типа “Да”, “Я слушаю”, “Расскажите мне больше о Вас”) могут казаться банальными, но при их уместном использовании в контексте беседы, они стимулируют речь клиента и поощряют его к самораскрытию.
1 Баканов, М. И. Социальная психология / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2010.- С. 112.
2 Баканов, М. И. Психология / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2010.- С. 136.
3 Балабанов, И.Т. Основы психологии / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 139.
4 Басовский, Л.Е. Психология / Л.Е. Басовский.- М.: ИНФРА – М, 2010. – С. 198.
5 Белобжецкий, И.А. Общая психология / И.А. Белобжецкий.- М.: Финансы, 2009. – С. 199.