Психологическое понятие возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 19:14, реферат

Описание работы

Актуальность темы высока, т.к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует. Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.

Файлы: 1 файл

реферат психологическое понятие возроста.docx

— 41.60 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Самарской области

ГАОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж

г. Тольятти, ул. Ленинградская, 28

Тел.48-20-93

 

 

Ф.И.О. студента _ЕГОРОВА Ж.Ю_____________________________________

Домашний адрес студента, телефон ______________________

Специальность _040401_______________________________________

Форма обучения _Заочная______________________________________

Курс, группа___СР-15А________________________________________

 

 

Контрольная работа по дисциплине_МКД 01.02____________________

 

Тема контрольной работы_Вариант №3______________________________

 

Дата получения __________

Оценка работы___________

Оглавление:

 

Введение.

Психологическое понятие возраста.

Формы, типы и виды одиночества  в старости.

Как сохранить молодость и здоровье.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Так уж устроен наш мир: никуда не денешься от потери близких, от безответной любви, надвигающейся старости. Существуют и неизлечимые болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости). Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям, внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя «старым». Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет вполне очевидна.

Что же может представлять собою жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потерю трудоспособности?

Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на предыдущих этапах жизни?

Актуальность темы высока, т.к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует. Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.

Прежде чем войти в разряд психологических категорий и закрепиться в языке науки, представление о возрасте выступало в качестве междисциплинарного предмета познания, к которому были обращены как историко-биологические науки, так и ряд наук о неживой природе. Это в значительной степени объясняет многоплановый характер данной категории, ее фундаментальность и сложность. Оптимальное осмысленное использование этой категории на всех периодах развития психологии было актуальной проблемой и не могло не найти своего отражения в работах как отечественных, так и зарубежных ученых: Б. Г. Ананьев, Л. С. Вы-готский, Е. Головаха, Е. И. Исаев, И. С. Кон, А. А. Кроник, Л. М. Митина, Ж. Пиаже, Л. С. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическое понятие возраста

Возраст (в психологии) - категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Психологический возраст - физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Сегодня психологи выделяют три «вида» возраста - хронологический, биологический и психологический. Сплошь и рядом можно наблюдать активных, жизнерадостных стариков, которые не прочь проказничать как дети, и молодежь с потухшим взглядом и ранней усталостью от жизни. Такое несоответствие как раз объясняется присутствием в одном человеке сразу трех разных возрастов.

Хронологический возраст определяется просто: количеством оборотов, которые человек совершил с Землей вокруг солнца. Так, 30-летний мужчина 30 раз облетел вокруг солнца по земной орбите. Хронологический возраст достаточно простое понятие, а потому не вызывает вопросов.

Биологический возраст показывает, в каком состоянии находится организм человека. Скорость реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов – во многом зависят от человека, насколько он сам позволяет наступить своей биологической старости.

Но психологический возраст – самое загадочное явление, так как измеряется он только внутренним ощущением самого человека. Лишь у каждого 4-го психологический возраст соответствует количеству прожитых лет. Понятие возраста напрямую связано с понятием времени. И если с жизнью по хронологическому фактору все понятно, то с психологическим возрастом вообще не ясно, о каком времени идет речь. Некоторые авторы определяют психологический возраст личности как меру психологического прошлого, подобно тому, как хронологический возраст – мера его хронологического прошлого. Измерять свой психологический возраст каждый предпочитает по собственным «зарубкам». Многие описывают жизнь, опираясь на общепризнанные этапы – детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Так же ориентируются на социальную активность – школа, армия, ВУЗ, работа после ВУЗа. Некоторые описывают возрастные психологические этапы в связи с важными эмоциональными событиями – свадьба, расставания, рождение детей, смерть близких. Или же учитывают свой личностный рост – научился читать, выиграл соревнование, получил ученую степень. А есть и такие индивиды, которые не дробят свое психологическое время вовсе.

Психологический возраст обладает двумя интересными свойствами.

Первое – он обратим. Человек не только стареет в психологическом плане, но и с легкостью может помолодеть. Это происходит за счет увеличения психологического будущего или уменьшения психологического прошлого. Второе свойство нашего внутреннего возраста – многомерность. Возраст, по определению Л.С.Выготского, это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении.     

В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев:

социальной ситуации ребенка;

ведущего типа деятельности;

центральных новообразований возраста;

возрастных кризисов.

Рассмотрим компоненты возраста подробнее:

Социальная ситуация развития

По мнению Л.С.Выготского – главный компонент структуры возраста, который характеризует своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Ведущий тип деятельности

В отечественной психологии принято определение ведущего типа деятельности, данное А.Н.Леонтьевым.

Ведущей деятельностью он называл такую деятельность, которая характеризуется тремя признаками:

это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;

это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы.

это такая деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.

Центральные новообразования возраста

Как указывал Л.С.Выготский, на каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частные новообразования.

Те процессы развития, которые более или менее связаны с основным новообразованием Л.С.Выготский назвал центральными линиями ребенка в данном возрасте, все другие частичные процессы изменения, совершающиеся в данном возрасте – побочными линиями ребенка.

Возрастные кризисы

Это переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого.

Выготский Л.С. разработал концепцию, в которой отмечал, что психическое развитие осуществляется посредством системы стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте.    

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы, типы и виды одиночества в старости

Старение человека - это сложный процесс, в котором биологические факторы тесно связаны с социальными. Среди этих факторов, в том числе психосоциальных, огромное значение приобретает положение стареющего человека в обществе, национальная политика государства в организации медицинской и социальной помощи пожилым людям. Психофизическое состояние пожилого человека во многом определяется гуманистическим отношением государства, общественных организаций и всех членов общества к ним.

Проблемы, связанные со старостью, старением населения характерны для всех экономически развитых стран. Проблемы эти усугубляются нарастанием экономических трудностей, которые непосредственно отражаются на уровне социальной защиты пожилых людей.

Таким образом, люди часто испытывают не просто неопределенное одиночество, существует, по крайней мере ,4-е основных типа одиночества, и многие испытывают одиночество в нескольких измерениях, не осознавая этого.

Также в литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния.

Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям:

-оценка  индивидом его социального положения,

- типа  испытываемого им дефицита социальных  отношений,

- временной перспективы .

К. Рощак  выделил следующие типы старения:

Конструктивный тип

Этот тип характеризуется достаточно эффективной (конструктивной) стратегией приспособления пожилого человека к периоду старости. Для него характерны внутренняя интегрированность (нет показателей нервозных состояний и состояний страха, тревоги), сохраняется способность радоваться жизни, отношения с другими людьми преимущественно хорошие и характеризуются теплыми чувствами.

Защитный тип

Этот способ приспособления к старости является менее эффективным, некоторые особенности поведения похожи на легкое проявление невроза, встречающегося также у лиц более молодого возраста. Вместе с тем представители этого типа приспособляются к условиям жизни, хотя это требует больших усилий как самого пожилого человека, так и его окружения.

Агрессивно-активный тип

Представители этой группы испытуемых склонны всю вину за собственные ошибки, неудачи и трудности приписывать внешним факторам, другим людям. Они часто агрессивны, подозрительны, склонны к соперничеству, недовольны характером своего общения с людьми. С этими болезненными чертами все-таки не связаны состояния депрессии.

Тип пассивного старения

От предыдущей группы отличаются направленностью агрессии. Свою враждебность направляют не на окружающую среду, а на самих себя. Критически относятся к истории собственной жизни, однако не выражают желания пережить ее иначе, более полноценно.

И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости :

Первый тип- активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д.- живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности.

Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. Т.е. для этого типа стариков характерны тоже хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя.

Третья тип ( а это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, как отмечают психологи, удовлетворенность жизнь у этой группы людей ниже, чем у первых двух.

Четвертый тип-это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду с выделенными благополучными типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития:

а) агрессивные, старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие бесконечными претензиями;

Информация о работе Психологическое понятие возраста