Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:12, доклад
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено.
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено.
Следовательно, обучающие
воздействия оказывают
В нескольких отношениях у детей с нарушенным слухом снижение характерно только для определенного периода онтогенеза. Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность также может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.
Для всех типов аномального
развития характерно замедление процесса
формирования понятий. У детей с
нарушениями слуха эта
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И. М. Соловьев выделяет две такие закономерности. Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.
Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.
Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях.
Вторая закономерность —
отличия в темпах психического развития
у детей с нарушениями слуха
по сравнению с нормально
Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормальнослышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению. 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наиболее простым видом внимания является непроизвольное Внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами.
И именно оно оказывается ведущим у детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10—12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце.
Произвольное внимание возникает
как результат воздействия
Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач.
Сначала самоинструкции даются
во внешней развернутой речевой
форме. На начальных этапах становления
произвольного внимания необходимым
условием его поддержания является
наличие внешних опор — развернутых
практических действий с выделенными
предметами. В ходе дальнейшего развития
происходит переход внешних опор
во внутренний план. Для детей с
нарушениями слуха характерно более
позднее становление высшей формы
внимания — произвольного и
Особенности в развитии внимания
детей с нарушениями слуха
связаны с тем, что для них
большее значение имеет зрительное
восприятие, а значит, основная нагрузка
по переработке поступающей
При увеличении выразительности
глухие школьники точнее устанавливают
информативные признаки объектов, делают
меньше ошибок. Внимание детей с
нарушениями слуха в большей
степени, чем у слышащих, зависит
от выразительности материала: они
легче различают фигурный материал,
поэтому и работают с ним лучше
всего; хуже — буквы, поэтому работают
медленнее и делают больше ошибок.
В процессе школьного обучения у
детей с нарушенным слухом произвольное Внимание развивае
В процессе обучения глухих
детей для привлечения и
Кроме того, происходит возрастание объема запоминаемого материала, увеличение прочности его удержания. Образная память у глухих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее.
В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях яркие, контрастные признаки, часто — несущественные, влияют на эффективность их образной памяти. Глухие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. При непроизвольном запоминании наглядного материала глухие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников: в дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов; в начале младшего школьного возраста имеют менее точные, чем слышащие сверстники, образы памяти, поэтому путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению.
Сами изображения предметов
глухие дети запоминают неточно, на протяжении
младшего школьного возраста они
отстают от нормально слышащих сверстников
— легче смешивают образы сходных
предметов, затрудняются в переходе
к соответствующим им образам
предметов. В процессе развития разница
в успешности запоминания наглядного
материала между глухими и
слышащими постепенно уменьшается.
По характеру произвольного
Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У глухих детей сложившиеся в опыте системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми к помехам со стороны сходных образов, чем у слышащих сверстников. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, воссоздавать образ фигуры мысленно, без опоры на непосредственное восприятие целой фигуры, оперировать образами. Словесные обозначения объектов имеют двоякое значение для запоминания: с одной стороны, они ведут к тому, что возникающий образ конкретного предмета уподобляется привычному представлению о нем, с другой стороны, выполняют роль средств для запоминания и интеграции различных частей фигуры в единое целое, тем самым, увеличивая устойчивость образов, облегчая воспроизведение.
При запоминании глухие дети
редко пользуются словесными обозначениями,
менее точно характеризуют
Глухие дети пользуются и
жестовыми обозначениями фигур,
что также приводит к улучшению
запоминания. Перечисленные особенности
непроизвольного и
У глухих детей изменение
образов совершается
В развитии словесной памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти. Особенности запоминания слов глухими детьми были изучены Д. М. Маянц, которая обнаружила как сходство, так и различие глухих и слышащих детей при осуществлении запоминания. Сходство определяется тем, что у всех детей запоминание было осмысленным.
Но если у слышащих все
замены слов при воспроизведении
были смысловыми, то у глухих наблюдалось
три типа замен: 1) замены одного слова
другим, сходным с первым по внешнему
образу слова (угол — уголь, дрожит
— держит); 2) смысловые замены, среди
которых часто встречались
Глухие дети прежде всего овладевают существительным, имеющим прямую предметную отнесенность. Трудности, испытываемые глухими детьми в запоминании слов, связаны с особенностями овладения ими словесной речью.
Во-первых, во время обучения речи слово воспринимается глухим ребенком не как смысловая единица, а как последовательность элементов (слогов, букв), на фиксацию которых он затрачивает значительные усилия. Это субъективно увеличивает и общее число запоминаемых элементов. Отсюда — искажения буквенного состава слова, пропуски и перестановки букв и слогов. Во-вторых, не достигается необходимая дифференцированность значений слов, относящихся к одной ситуации.
Информация о работе Психологическое развитие детей с нарушениями слуха