Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 19:17, курсовая работа
Актуальность. Существует так много непреодолимых внешних препятствий для нашей полноценной жизни: случай, болезнь, страх, вторжение социальных, политических и экономических сил.Мы все стоим перед лицом этих потерь и боремся с ними, кто как может. Но потери, за которые мы не отвечаем сами, потому что не знаем вовремя, что возможно или чего мы больше всего хотим, - эти потери самые мучительные, о них горше всего размышлять.
Введение ………………………………………………………………….……...3
Глава 1. Классические подходы к процессу утраты и горю…………..…6
1.1.Классические представления о феномене горя в различных психотерапевтических направлениях. ………………………….……………. 6
1.2.Концепция Д.В. Вордена в консультировании горюющих клиентов….15
1.3 Этапы горя………………………………………………………………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование личности в период переживания горя либо утраты…………………………………………………………..…32
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования……………...32
2.2Анализ и интерпретация результатов предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях………………………………………………………...33
Заключение. …………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………….……...37
Типичное проявление скорби – тоска по утраченному объекту. Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное. Обычно это иррациональное желание недостаточно осознаётся, что делает его ещё глубже. Консультанту следует разобраться в символической природе тоски. Не надо противиться символическим усилиям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создаётся культ утраченного объекта. В случае патологической скорби нужна помощь психотерапевта.
В процессе скорби непременно наступает озлобленность. Понесший утрату человек стремится обвинить кого-то в случившемся. Вдова может обвинять умершего мужа за то, что он оставил её, или Бога, который не внял её молитвам. Обвиняются врачи и другие люди, способные реально или только в воображении страдалицы не допустить создавшейся ситуации. Речь идёт о настоящей злости. Если она остаётся внутри человека, то «подпитывает» депрессию. Поэтому консультант должен не дискутировать с клиентом и не корректировать его злобу, а помочь ей вылиться наружу. Только в таком случае уменьшится вероятность её разрядки на случайных объектах.
Во время траура испытывают значительное изменение идентичности, например, резко меняется самооценка осуществления супружеской роли. Поэтому важная составляющая «работы скорби» заключается в обучении новому взгляду на себя, поиску новой идентичности.
В трауре очень существенны ритуалы. Они нужны скорбящему, как воздух и вода. Психологически крайне важно иметь публичный и санкционированный способ выражения сложных и глубоких чувств скорби.
«Работу скорби» иногда тормозят или осложняют сочувствующие люди, которые не понимают важности постепенного изживания несчастья. Трудный духовный процесс отделения от объекта утраты происходит в субъективном мире горюющего, и вмешательство в него окружающих неуместно. С точки зрения Р. Кочунаса, консультант не должен заглушать процесс скорби. Если он разрушит психологическую защиту клиента, то не сможет оказать эффективную помощь. Клиент нуждается в защитных механизмах, особенно на ранней стадии траура, когда он не готов принять утрату и реалистично думать о ней. В условиях дефицита рациональности включаются защитные механизмы. В процессе траура их роль функциональна и сводится к тому, чтобы выиграть время и заново оценить себя и окружающий мир. Поэтому консультант должен позволить клиенту использовать отрицание и другие механизмы психологической защиты.
С окончанием «работы скорби» происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается.
Понесшего утрату человека начинают занимать новые люди и события. Исчезает желание соединиться с объектом утраты, уменьшается зависимость от неё. В некотором смысле можно сказать, что процесс траура представляет собой медленное ослабление связи с объектом утраты. Это не означает забвения, просто ушедший человек уже предстаёт не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир. Вопрос отношения с ним решается теперь символическим образом – ушедший своим незаметным присутствием в душе понесшего утрату помогает ему в жизни. Таким образом чувство идентичности успешно модифицируется.
В период утраты страдание облегчается присутствием родственников, друзей, причём существенна не их действенная помощь, а лёгкая доступность в течение нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна. Понесшего утрату не надо оставлять одного, однако его не следует «перегружать» опекой – большое горе преодолевается только со временем. Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели.
Роль слушателя в некоторых случаях может выполнять консультант. Находиться со скорбящим человеком и надлежащим образом внимать ему – главное, что можно сделать. Чем больше консультант сопереживает скорби и чем адекватнее воспринимает собственные эмоциональные реакции, связанные с помощью, тем эффективнее целебное воздействие. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Замешательство и формальные фразы лишь создают неудобное положение. Клиенту надо предоставить возможность выражать любые чувства, и все они должны быть восприняты без предубеждения.
При некоторых обстоятельствах горе может быть всепоглощающим. Например, пожилые люди, потерявшие нескольких друзей или родственников в течение года или двух, могут испытывать перегрузку утратами. Серьёзной угрозой, особенно для мужчин, является развитие депрессии в период, следующий за смертью близкого человека. Не меньшую опасность, опять же для мужчин, представляет злоупотребление алкоголем или наркотиками с целью забыться от мучительных мыслей. Другие используют «географический способ» - непрерывные путешествия или непрерывную работу с большим напряжением, которое не позволяет задуматься о чём-нибудь, кроме повседневных дел.
Таким образом, не существует универсального или правильного способа горевать, хотя ожидания общества оказывают на людей ощутимое влияние в этом вопросе.
Глава 2. Эмпирическое исследование личности в период переживания горя либо утраты.
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования.
Целью данного исследования является изучение состояния личности в период переживания горя либо утраты, а также анализ и систематизация подходов по работе с человеком, переживающим горе.
Предметом исследования является уровень стрессоустоичивости у людей переживающих горе либо утрату.
Объект исследования - 10 женщин в возрасте от 23 до 35 лет. Исследование проводилось на базе перинатального центра г. Электросталь, Московской области (см. приложение 1).
Перед началом работы нами была сформулирована рабочая гипотеза. Мы предположили, что работники перинатального центра не предрасположены к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях .
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить особенности вашего самочувствия в период переживания горя.
В данной работе использовались следующие методики:
А. Волков, Н. Водопьянова.(см.приложение 2)
2.2Анализ и интерпретация результатов предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях.
Исходя из данных, полученных при помощи методики «Самочувствие в экстремальных условиях».
Таблица 1
Стрессоустойчивость | ||
Низкая от 27-42 баллов |
Средний от 16-26 баллов |
Высокая до 15 баллов |
2 чел |
4 чел |
4 чел |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 20% испытуемых имеют низкий уровень стрессоустйчивости. Что характеризует их как высокий риск патологических стресс–реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации. Таким людям требуется помощь психолога что б снова эмоционально принять мир без объекта потери (найти его место в эмоциях; выявить и оплакать вторичные потери; упорядочить мир, в котором его нет).У 40% испытуемых стрессоустойчивости в норме, что означает средний уровень психологической устойчивости к–экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности. И 40% испытуемых показали высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности, после переживания горя такие люди достаточно твердо и легко переживают горе или утрату и начинают заниматься новыми людьми и событиями.
Заключение.
В проделанной нами работе были выполнены задачи исследования:
в результате чего можно подвести следующие итоги. Нами было рассмотрено несколько подходов по изучению горя:
Были выделены следующие стадии горя:
1. Стадия шока и оцепенения.
2. Стадия острого горя.
3. Стадия навязчивости.
4. Стадия прорабатывания проблемы.
5. Завершение эмоциональной работы горя.
А также проведённый анализ литературы позволил выделить следующие цели и задачи процесса оплакивания (так называемые «терапевтические мишени» в работе с человеком, переживающим горе):
Из вышеизложенного следует, что консультирование людей, перенесших утрату, - это нелёгкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции.
В жизни утраты более или менее ощутимы, но во всех случаях человек испытывает душевную боль, переживает горе. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Консультант может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу утраты, её связь с другими эмоциями, роль в становлении человека.
Работа с процессом горевания и потери может вызывать естественные трудности и дестабилизировать эмоциональное состояние самого специалиста. Иногда ситуация требует специфических навыков с подобными проблемами. Кроме того, принимая решение о начале коррекционной работы с клиентом, следует соотнести степень тяжести данного конкретного случая с собственной эмоциональной готовностью к встрече с такими непростыми переживаниями. Как правило, человек, встречающийся в своей практике с проблемами горевания и потери, нуждается в восстановлении своих ресурсов, а значит – в профессиональной помощи и поддержке.
Всё вышесказанное подводит нас к проблеме актуальности разработки программ по оказанию наиболее адекватной психологической помощи лицам, перенесшим горе, в зависимости от степени тяжести данного состояния.
Список используемой литературы:
1. Алёшина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2000.
Информация о работе Психологическое сопровождение личности в период переживания горя