Психологическое сопровождение ведения переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 06:13, реферат

Описание работы

Переговоры с террористами с позиций гештальттерапии - ведущего направления в современной гуманистической психологии. Основателем гештальттерапии является Фредерик С. Перлз. Для немецкого слова «гештальт» нет точного перевода на русский язык, однако слова «структура», «конфигурация», «структурное отношение», «организованное целое», «целостная структура» в некоторой степени передают значение этого понятия.

Файлы: 1 файл

ППП Тема№2 переговоры ВЕБ.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

ТЕМА № 2

 

Психологическое сопровождение ведения переговоров.

 

Переговоры с террористами с позиций гештальттерапии - ведущего направления в современной гуманистической психологии. Основателем гештальттерапии является Фредерик С. Перлз. Для немецкого слова «гештальт» нет точного перевода на русский язык, однако слова «структура», «конфигурация», «структурное отношение», «организованное целое», «целостная структура» в некоторой степени передают значение этого понятия.

Основные техники гештальттерапии:

1. «Диалог между частями собственной  личности». Эта техника позволяет  провести интеграцию личности, способствует: а) осознанию человеком того, что  является для него интроектом (чувством, мыслью или правилом), а что - проекцией (то, что человек не принимает в самом себе); б) осознанию механизмов ретрофлексии (то, что подавляет в себе человек).

2. «Совершение кругов». Техника  также: а) способствует осознанию  проблемы; б) позволяет идентифицировать, например, свой страх, перевести проблему из «фона» в «фигуру», т. е. поставить ее в центр внимания.

3. «Преувеличение». «Никогда не  покончишь с чем- то, сопротивляясь. Покончить можно, лишь углубившись  в это». Сказанное можно проиллюстрировать  борьбой дзюдо, в которой боец  нейтрализует соперника, используя его же силу, его инерцию движения.

4. «Вербальная медитация». Техника  способствует осознанию человеком  своих глубинных мыслей и чувств.

5. «Парадоксальная интенция» позволяет  выставить нечто (стремление, например, скрыть что-то от правоохранительных органов в угоду референтной преступной группе). Техника делает это гротескно, показывает неуместность такого стремления, несоответствие его истинным потребностям человека.

Психология переговоров при захвате заложников с позиции гештальттерапии отличается акцентированием таких вопросов:

- личных потребностей лиц, представляющих  противоправную сторону, т. е. того, что важно для лица, захватившего  заложников, а не для руководителей  и организаторов акции;

- текущих потребностей, актуальных  для лица, захватившего заложников, в настоящий момент, т. е. при нынешних обстоятельствах и обстановке (здесь и теперь);

- выборов, которые осознанно может  сделать преступник, а не только  варианта, внушенного ему при  подготовке к акции или варианта, который спонтанно явился ему (захват случайного заложника) как единственно возможный и «подвернувшийся под руку»; т. е. акцентирование осознанных выборов и обсуждений других возможных сценариев развития ситуации, исходя из текущего опыта, с учетом того, что есть сейчас. «Что сделано, то сделано, это уже перевернутая страница, это в прошлом; как дальше будем жить, что будем делать сейчас, какие ходы и действия в принципе теперь возможны?» - это вопросы, которые ставит переговорщик (как варианты без их обсуждения на начальном этапе);

- осознания ценностей каждого  варианта, каковы его последствия  для преступника, его родителей, детей, любимых или близких людей; осознания того, чем может обернуться  для преступника, его родных и  зависимых от него людей его  выбор.

Психология переговоров в русле логотерапии В. Франкла. 

В ходе переговоров можно использовать следующие методы логотерапии:

- постановка вопросов, стимулирующих  увеличение потенциальных источников  смысла;

- использование сравнений;

- извлечение смысла в ходе  сократического диалога;

- предложение новых смыслов, например, в форме кратких принципов  или правил поведения.

Речевые коммуникации в русле логотерапии В. Франкла в ряде случаях уместны при проведении переговоров с лицами, захватившими заложников, лицами, склонными к суициду, и др.

Психология переговоров с использованием приемов когнитивной терапии. 

Когнитивные техники, которые можно использовать в процессе переговоров:

1) определение, идентификация, детекция  иррациональных идей;

2) дискутирована (оспаривание) иррациональных идей; переговорщик может задать вопросы типа: «Есть ли доказательства? В чем Ваше убеждение точно, а в чем - нет? Что делает Вашу мысль О. .. именно такой?»;

3) дискриминация иррациональных  идей, т. е. внесение в сознание  террориста различий между его неабсолютными предпочтениями, планами или желаниями, с одной стороны, и, зачастую, абсолютистскими требованиями, императивами и его потребностями - с другой;

4) переоценка и изменение иррациональных  идей.

Психология переговоров в русле рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Речевые коммуникации в русле рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) имеют активно-директивную направленность.

Речевые коммуникации переговорщика в русле рационально-эмоциональной поведенческой терапии могут стимулировать:

- размышления по поводу рациональных  убеждений;

- сравнение мыслей и когниций;

- опровержение иррациональных  убеждений;

- действия и поступки, которых  террорист иррационально боится (отпустить заложников, прекратить  сопротивление, сдаться властям).

Психология переговоров с использованием приемов нейролингвистического программирования (НЛП). Повысить эффективность переговоров можно за счет использования психотехнологий НЛП: мета-модель и милтон-модель.

Мета-модель - психотехнология сбора достоверной речевой информации.

Смысл и содержание переговоров всегда зависят от контекста ситуации, в которой они ведутся. Поведение человека в той или иной ситуации во многом определяется тем, как он ее понимает. Переговорщик может быть либо пассивным получателем сообщения (требований террористов), либо активным собирателем информации, связанной с терактом.

Мета-модель можно применять для:

1) сбора точной словесной информации; точной и достоверной потому, что переговорщик, чувствуя языковую  неточность, связанную, например, с требованием террориста (и зная о важности выполнения данного требования), немедленно задает нужный вопрос, уточняет, спрашивает, что именно имел в виду террорист, при этом специалист не переносит свое понимание требования террориста на ситуацию;

2) передачи точной однозначной  информации; т. е., зная мета-модель, можно научиться говорить ясно  и четко, избегать в речи неопределенности  и выдвигать однозначно понимаемые  контртребования.

Милтон-модель - психотехнология речевого воздействия. Милтон-модель является психотехнологией, ориентированной на формирование навыков неопределенной речи.

Милтон-модель разработана в рамках нейролингвистического программирования в целях эффективного выполнения трансонаведения и своим названием обязана гениальному американскому психологу и психотерапевту, гению гипноза XX в. - Милтону Эриксону. Милтон-модель иногда называют перевернутой, или обращенной мета-моделью.

Язык милтон-модели позволяет передавать информацию низкой точности, т. е. информацию, не имеющую однозначной аналоговой общности. Используя техники милтон-модели, можно говорить несодержательно, неопределенно, стимулируя террориста на поиск смысла в его собственном опыте.

Речевое воздействие в связи с решением задач правоохранительной деятельности (переговоров с террористами) часто связано с умением говорить неопределенно, метафорично. Чтобы быть уместным в любом контексте, надо уметь говорить языком милтон-модели. Для этого необходимо знать «шероховатости», неточности вербальной структуры и употреблять (!) их в речи. Слушатель, воспринимая такую речь, не испытывает необходимости возразить, готовность согласиться с такой речью максимальна.

Милтон-модель не лучше и не хуже мета-модели, обе языковые модели необходимы и значимы, так как в профессиональном общении служат достижению конкретных целей.

В процессе переговоров идет поочередная (сознательная или бессознательная) игра мета- и милтон-моделями языка. Например, констатирующая часть должна быть милтон-модельной, а постановляющая, наоборот, мета-модельной.

Вниманием террориста в ходе переговоров можно управлять, ориентируя его на:

1) внешний мир, окружающую действительность, различные предметы, явления или  других людей (в том числе заложников);

2) собственные мысли, собственные чувства или воспоминания террориста.

Милтон-модель как психотехнология необходима именно для реализации последней ориентации. Милтон- модель отличается тем, что показывает способы построения предложений с неопределенным текстом, с множеством допущений, искажений и неточностей. Милтон-модель, применяемая переговорщиком, стимулирует собеседника на активный поиск смысла в собственном опыте. Эта психотехнология ориентирована на формирование навыков неопределенной речи, в том числе умений говорить метафорично.

Сотрудник органов внутренних дел, ведущий переговоры, может не только отслеживать то, что происходит в ходе профессионального общения, но и, осуществляя рефлексию, инсценировать решаемую проблему. Он может намечать цели, определять необходимые вмешательства для их достижения, анализировать реакции, которые он получает от террориста, корректировать свое речевое воздействие и анализировать результаты своей работы, действуя тактически разнообразно и творчески, технично и профессионально.

Эффективность деятельности переговорщика связана не только с приобретением современных знаний по проблеме переговоров с террористами, но и с приобретением ремесленных навыков по использованию известных и хорошо проверенных психотехнологий, а в последующем - с отработкой полученных навыков на практике (в моделируемых переговорных ситуациях) и становлением профессионального мастерства в процессе реальной практической деятельности.

Переговорщик, успешно ведущий переговоры, - специалист уникальный. Он подобен спелеологу, который профессионально подготовлен к свой работе, но к данному материалу (переговорам с террористами в конкретный момент времени и обстановке) обратился впервые.

Изложенное позволяет сделать определенные выводы.

1. Результативность переговоров  зависит не только от желания сотрудников ОВД провести их качественно, но и от того, используют ли сотрудники в процессе своей деятельности современный инструментарий, современные технологии.

2. Подготовку переговорщиков следует  проводить таким образом, чтобы  акцент подготовки смещался на применение в ходе переговоров уже известных, проверенных и апробированных на практике психотехник.

3. Основная идея подготовки переговорщиков: получение знаний, приобретение  навыков использования достижений  практической психологии, проверенных на практике, а также отработка полученных навыков в ходе моделируемых переговорных ситуаций и становление профессионального мастерства в процессе реальной практической деятельности.

4. Для повышения эффективности  переговоров с лицами, захватившими заложников, необходимо организовать систему подготовки специалистов-переговорщиков:

- оснастить сотрудников ОВД  методическими материалами, учебной  литературой, мультимедийными средствами  обучения, при этом акцент сделать  не на предметных знаниях по  теме переговоров, а на методиках, имеющих практическую направленность (гештальттерапия, когнитивная терапия, нейролингвистическое программирование);

- организовать массовую подготовку  сотрудников ОВД, которые смогут  в случае необходимости - в экстренных  ситуациях - немедленно приступить к ведению переговоров с террористами, в том числе лицами, захватившими заложников. Такая подготовка востребована для сотрудников ОМСН, сотрудников подразделений по борьбе С организованной преступностью, терроризмом И экстремизмом; обучение может быть ориентировано на приобретение практических навыков в процессе прохождения тренингов И тренинг-семинаров по гештальттерапии, когнитивной терапии, нейролингвистическому программированию;

- организовать специальную подготовку  переговорщиков высокой квалификации, способных решать очень сложные задачи. Такая подготовка востребована для сотрудников ОВД, включенных в число лиц, на которых возложены обязанности ведения переговоров (в первую очередь, практические психологи ОВД, УВД);

- организовать отработку взаимодействия между руководителем операции по освобождению заложников и переговорщиками, а также взаимодействия внутри группы сотрудников, используемых в переговорном процессе (между дублерами-переговорщиками и между лицами, оказывающими техническое сопровождение переговоров и др.).

 


Информация о работе Психологическое сопровождение ведения переговоров