Психологическое
состояние и коррекции эмоциональной
сферы юношей педагогического ВУЗа
Карабалина А.А., Мулдашева Н.С.
Актюбинский региональный государственный
университет им. К.Жубанова
Психологическое состояние
эмоциональной сферы юнолшей – это политика,
в которой воплотится наше будущее. Задача
нашей школы состоит в том, чтобы помочь
каждому ученику развить свои способности,
помочь сохранению и укреплению здоровья
ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный
подход при обучении и воспитании [1, 2].
Мы с детства сталкиваемся с
тем, что страх и тревожность являются
наиболее опасными из всех эмоций. Обширные
области исследования, посвящённые страху
и тревожности, создают прекрасные основания
для дальнейшего понимания этих важных
эмоций. Литературы по данной проблеме
разработано немного, но она свидетельствует
о том, что изучение страхов и тревожности
у дошкольников и учащихся младших классов
весьма актуальна [3].
Эмоция как процесс есть деятельность
оценивания поступающей в мозг информации
о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает
действительность и доводит свою оценку
до сведения организма на языке переживаний.
Эмоции плохо поддаются волевой регулировке,
их трудно вызвать по своему желанию [4].
Эмоциональный процесс включает три
основных компонента.
Первый – это эмоциональное возбуждение,
определяющее мобилизационные сдвиги
в организме. Во всех случаях, когда происходит
событие, имеющее значение для индивида,
и такое событие констатируется в форме
эмоционального процесса, происходит
нарастание возбудимости, скорости и интенсивности
протекания психических, моторных и вегетативных
процессов. В отдельных случаях под влиянием
таких событий возбудимость может, напротив,
уменьшаться.
Второй компонент – знак эмоции: положительная
эмоция возникает тогда, когда событие
оценивается как позитивное, отрицательная
– когда оно оценивается как негативное.
Положительная эмоция побуждает действия
поддержки позитивного события, отрицательная
– побуждает действия, направленные на
устранение контакта с негативным событием.
Третий компонент – степень контроля
эмоции. Следует различать два состояния
сильного эмоционального возбуждения:
аффекты (страх, гнев, радость), при которых
еще сохраняется ориентация и контроль,
и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство,
экстаз, полное отчаяние), когда ориентация
и контроль практически невозможны.
Эмоциональный комплекс - эмоции
разной направленности, придающие мотивационную
окраску сигналам внешней среды, которые
активизируются одновременно [5].
Человек, в силу своей биологической
природы, и в силу сложной организации
персептивных и когнитивных процессов,
а также из-за неоднозначности той стимуляции,
которую он получает от окружающей среды
и себе подобных, редко отвечает на воздействие
простой и однозначной эмоцией. Скорее
наоборот – происходящие события и восприятие
их человеком побуждает сложный комплекс
эмоций. Ситуации, заставляющие человека
злиться, могут также вызывать у него отвращение,
а иногда и презрение. В угрожающей ситуации
человек может сначала испугаться, затем
разозлиться, а затем вновь испытать страх.
Он также может злиться на себя, когда
чувствует себя в чем-то виноватым. Если
у человека депрессия, то печаль – далеко
не единственная эмоция, которую он переживает,
она может переплетаться с враждебностью
по отношению к себе, со страхом и чувством
стыда [5].
К основным эмоциональным чертам человека
относятся следующие:
1. Тревожность представляет
собой комплекс фундаментальных эмоций,
включающих страх и такие эмоции, как горе,
гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение.
Состояние тревоги (тревога, тревожность)
- особое эмоциональное состояние психической
напряжённости человека, возникающее
в результате предчувствия им неопределённой,
иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся
опасности. Тревога вызывает активизацию
внутренних ресурсов организма, психики
человека для того, как наступает ожидаемое
событие, помогая субъекту адаптироваться
к изменяющимся условиям своего существования,
выстоять в любой кризисной ситуации.
Компонентами тревожного состояния обычно
являются такие эмоции, как страх, стыд,
вина и некоторые другие. Однако в этом
комплексе эмоций доминирующими являются
умеренно выраженные опасения, беспредметный
страх по различным поводам. Состояние
тревожности нередко бывает связано с
другими эмоциями, психическими состояниями,
такими, например, как страх, состояние
психической напряжённости (стресс) и
с некоторыми другими.
2. Депрессия – комплекс
эмоций, включающих горе, гнев, отвращение,
презрение, страх, вину и робость. Гнев,
отвращение и презрение могут относиться
к самому себе (внутренне направленная
враждебность) и к другим (внешне направленная
враждебность). В депрессию включены и
такие аффективные факторы, как плохое
физическое самочувствие, пониженная
сексуальность, повышенная утомляемость,
являющиеся часто побочными продуктами
депрессии, но и обладающие мотивационными
качествами для развития депрессии.
3. Любовь занимает особое
место в жизни каждого человека, является
источником обогащения жизни и радости.
Существует много видов любви, и каждый
из них имеет неповторимые признаки и
каждый – особый комплекс аффектов. Общее
во всех видах любви: она связывает людей
друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое,
социокультурное и личностное значение.
4. Враждебность – взаимодействие
фундаментальных эмоций гнева, отвращения
и презрения, иногда ведущее к агрессии.
В сочетании с конкретным набором знаний
об объектах, на которые направлена враждебность,
она перерастает в ненависть.
Длительное переживание эмоций (эмоциональных
комплексов), чувств, нередко переходит
в довольно стойкие, сложные, порой внутренне
противоречие эмоциональные психические
состояния. Некоторые чувства, эмоциональные
состояния становятся ведущими, доминирующие
в структуре личности и в силу этого могут
серьёзно влиять на формирование характера
[6].
В повседневной жизни эмоции и чувства
своевременно сигнализируют человеку
о воздействующей на него окружающей среде,
свидетельствует о происходящих в его
организме процессах, изменениях. Эмоции,
чувства оказывают серьёзное влияние
на поведение, познавательную активность
людей.
Феномен эмоций в деятельности
подростка играет весьма значительную
роль и выступает не только как необходимое
условие возникновение творческой деятельности,
но и как важнейший регулятор любых психических
процессов, а, следовательно, и любых видов
деятельности [7].
Эмоциональные явления сопровождают
всякую деятельность человека и проникают
в каждый психологический процесс. Что
же касается эмоциональной сферы ребенка,
которая изучалась многими ведущими учеными
мира, то доказано: она является важнейшим
регулятором деятельности ребенка. От
эмоций, которые чаще всего испытывает
и проявляет ребенок, зависит успешность
его взаимодействия с окружающими его
людьми, а значит, и успешность его социального
развития, социализации. Эмоциональность
влияет не только на формирование личностных
черт и социальное развитие ребенка, она
сказывается даже на его интеллектуальном
развитии. Если ребенок свыкся с состоянием
уныния, если он постоянно расстроен или
подавлен, он будет не в той мере, как его
жизнерадостный сверстник, склонен к активному
любопытству, к исследованию окружающей
среды [8].
Развитие эмоций, чувств ребенка связано
с определенными социальными ситуациями.
Нарушение привычной ситуации (изменение
режима, уклада жизни ребенка) может привести
к появлению аффективных реакций, а также
страха. Неудовлетворение (подавление)
новых потребностей у ребенка в кризисный
период может вызвать состояние фрустрации.
Фрустрация проявляется как агрессия
(гнев, ярость, стремление напасть на противника)
или депрессия (пассивное состояние) [9].
Объектом исследования служили неблагоприятные
эмоциональные состояния. Предметом исследования:
психологическая модель преодоления неблагоприятных
эмоциональных состояний у юношей.
В исследовании участвовало
30 студентов - юношей в возрасте 16-18 лет.
Исследование проводилось в период
с 1.09.14 г. по 1.11.14 г. и состояло из следующих
этапов:
1. Диагностика всех респондентов
(тест «Самооценка психического состояния:
самочувствие, общая активность, настроение»,
опросник Г.Айзенка и др.).
2. Выявление респондентов
подверженных стрессу (исследование
тревожности (опросник Спилберга - Ханина),
диагностика состояния агрессии (опросник
Басса - Дарки)).
3. Работа психолога с группой
респондентов подверженных стрессу.
4. Повторная диагностика
группы респондентов, подверженных
стрессу, с целью оценки эффективности
работы психолога (определение силы
нервных процессов при помощи теппинг-теста).
Студенты с различными неблагоприятными
эмоциональными состояниями отличают:
высокий уровень личностной тревожности,
неадекватная самооценка (по преимуществу
заниженная), преобладание холерического
и меланхолического типов темперамента.
В зависимости от типов акцентуаций характера
подростки различаются особенностями
проявления неблагоприятных эмоциональных
состояний - фобическими или поведенческими
реакциями. Существуют определенные сходство
и различие в типах психологических реакций
на внешние ситуации-стимулы, вызывающие
тревогу: для подростков с тревожно-фобическим
расстройством характерны уход и страх;
для подростков со смешанным расстройством
эмоций и поведения — агрессия и уход.
При разных дисгармоничных типах семейного
воспитания (потворствующей гиперпротекции
и эмоциональном отвержении) отмечаются
различные проявления неблагоприятных
эмоциональных состояний у подростков
на поведенческом уровне.
Выявленные индивидуально-типологические
особенности необходимо учитывать при
построении и проведении психологической
работы по устранению неблагоприятных
эмоциональных состояний. В настоящей
работе синтезированы подходы различных
авторов и предложена психологическая
модель по преодолению неблагоприятных
эмоциональных состояний у студентов
первого курса, которая включает индивидуальную
и групповую работу. Комплектование групп
осуществлялось по принципу гетерогенности
с точки зрения поведенческого компонента.
В состав групп входили студенты с различными
проявлениями эмоциональных расстройств
- тревожно-фобическим и смешанным расстройством
эмоций и поведения.
По результатам контрольных
данных выявлены снижение уровня личностной
тревожности у студентов, позитивные изменения
в их эмоциональной сфере («исчезновение
страхов», повышение фона настроения),
улучшение социального функционирования,
решение в ряде случаев коммуникативных
проблем, повышение уверенности в себе.
В каждом конкретном случае
работа по устранению неблагоприятных
эмоциональных состояниях у юношей должна
строится с учетом особенностей их проявления
(фобических или поведенческих реакций)
и сочетания общих, вариативно-групповых,
индивидуально-специфических методов,
а также формирование тренинговых групп
на основе оптимального сочетания гетеро-
и гомогенного подходов.
Нельзя быстро и без труда разрешить
все проблемы подросткового возраста.
И взрослые, и подростки должны
набраться терпения и продолжать работать,
разговаривать друг с другом, любить
друг друга. Полезный опыт появляется
тогда, когда человек, полагаясь
на свою мудрость, справляется
с конфликтами и депрессией, берет на себя
ответственность за все происходящее
и готов к встрече с новыми жизненными
проблемами. Шрамы появляются тогда,
когда дух терпит крах. Незаживающая
рана свидетельствует о том, что
исцеление не наступило и она не затянулась
даже тонкой кожицей. Причиной
тому являются тяжелые психологические
и социальные условия. Опыт практической
работы психологов убеждает, что
взрослые стремятся сделать все, чтобы
кризис подросткового возраста прошел,
не оставив у их ребенка незаживающих
следов. Они часто с тревогой ожидают приближения
подросткового возраста у своих
детей. Волнение вызывают и их собственные
воспоминания об отрочестве, и многочисленные
страшные истории о подростковом алкоголизме,
наркомании, сексуальных извращениях
и злостном хулиганстве. Если взрослого
во всем ограничивать, то он, как и подросток,
будет сильно страдать. (Попытки сексуального
контакта подростков вызваны жаждой
нежности, тепла и близости,
а повышенная агрессивность - результат
отчаянного желания не выглядеть
слабым и зависимым). Разрешение
и серьезных и пустяковых проблем
зависит от того, известны ли
взрослым подходящие алгоритмы их
решений. Если они знают выход
из ситуации - половина дела уже сделана.
Чтобы снять повышенную тревожность,
взрослым стоит понаблюдать за подростком,
узнать, какие замечательные дела совершаются
руками их детей. Следует обращать внимание
на перестройку характера взаимоотношений
и общения взрослых с юношами
и девушками в сторону сотрудничества,
реализации стремления стать для юности
другом и советчиком.
Литература
1. Дармодехин С. В. Современный подросток:
проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика,
1999 г.
2. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая
психология. М.: Педагогика, 1975 г.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.:
Психологическая служба, 1991 г.