Психологическое состояние и коррекции эмоциональной сферы юношей педагогического ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:02, реферат

Описание работы

Психологическое состояние эмоциональной сферы юнолшей – это политика, в которой воплотится наше будущее. Задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании

Файлы: 1 файл

2_Карабалина_статья.docx

— 25.63 Кб (Скачать файл)

Психологическое состояние и коррекции эмоциональной сферы юношей педагогического ВУЗа

 

Карабалина А.А., Мулдашева Н.С.

Актюбинский региональный государственный университет им. К.Жубанова

 

Психологическое состояние эмоциональной сферы юнолшей – это политика, в которой воплотится наше будущее. Задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании [1, 2].

Мы с детства сталкиваемся с тем, что страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности у дошкольников и учащихся младших классов весьма актуальна [3].

Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию [4].

Эмоциональный процесс включает три основных компонента.

Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.

Второй компонент – знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная – побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент – степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Эмоциональный комплекс - эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно [5].

Человек, в силу своей биологической природы, и в силу сложной организации персептивных и когнитивных процессов, а также из-за неоднозначности той стимуляции, которую он получает от окружающей среды и себе подобных, редко отвечает на воздействие простой и однозначной эмоцией. Скорее наоборот – происходящие события и восприятие их человеком побуждает сложный комплекс эмоций. Ситуации, заставляющие человека злиться, могут также вызывать у него отвращение, а иногда и презрение. В угрожающей ситуации человек может сначала испугаться, затем разозлиться, а затем вновь испытать страх. Он также может злиться на себя, когда чувствует себя в чем-то виноватым. Если у человека депрессия, то печаль – далеко не единственная эмоция, которую он переживает, она может переплетаться с враждебностью по отношению к себе, со страхом и чувством стыда [5].

К основным эмоциональным чертам человека относятся следующие:

1. Тревожность представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение. Состояние тревоги (тревога, тревожность) - особое эмоциональное состояние психической напряжённости человека, возникающее в результате предчувствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека для того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации. Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выраженные опасения, беспредметный страх по различным поводам. Состояние тревожности нередко бывает связано с другими эмоциями, психическими состояниями, такими, например, как страх, состояние психической напряжённости (стресс) и с некоторыми другими.

2. Депрессия – комплекс эмоций, включающих горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность). В депрессию включены и такие аффективные факторы, как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость, являющиеся часто побочными продуктами депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии.

3. Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый – особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение.

4. Враждебность – взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть.

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств, нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречие эмоциональные психические состояния. Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующие в структуре личности и в силу этого могут серьёзно влиять на формирование характера [6].

В повседневной жизни эмоции и чувства своевременно сигнализируют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свидетельствует о происходящих в его организме процессах, изменениях. Эмоции, чувства оказывают серьёзное влияние на поведение, познавательную активность людей.

Феномен эмоций в деятельности подростка играет весьма значительную роль и выступает не только как необходимое условие возникновение творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности [7].

Эмоциональные явления сопровождают всякую деятельность человека и проникают в каждый психологический процесс. Что же касается эмоциональной сферы ребенка, которая изучалась многими ведущими учеными мира, то доказано: она является важнейшим регулятором деятельности ребенка. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды [8].

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние) [9].

Объектом исследования служили неблагоприятные эмоциональные состояния. Предметом исследования: психологическая модель преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний у юношей.

В исследовании участвовало 30 студентов - юношей в возрасте 16-18 лет.  Исследование проводилось в период  с 1.09.14 г. по 1.11.14 г. и состояло из следующих этапов:

1. Диагностика всех респондентов (тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение», опросник Г.Айзенка и др.).

2. Выявление респондентов  подверженных стрессу (исследование  тревожности (опросник Спилберга - Ханина), диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)).

3. Работа психолога с группой респондентов подверженных стрессу.

4. Повторная диагностика  группы респондентов, подверженных  стрессу, с целью оценки эффективности  работы психолога (определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста).

Студенты с различными неблагоприятными эмоциональными состояниями отличают: высокий уровень личностной тревожности, неадекватная самооценка (по преимуществу заниженная), преобладание холерического и меланхолического типов темперамента. В зависимости от типов акцентуаций характера подростки различаются особенностями проявления неблагоприятных эмоциональных состояний - фобическими или поведенческими реакциями. Существуют определенные сходство и различие в типах психологических реакций на внешние ситуации-стимулы, вызывающие тревогу: для подростков с тревожно-фобическим расстройством характерны уход и страх; для подростков со смешанным расстройством эмоций и поведения — агрессия и уход. При разных дисгармоничных типах семейного воспитания (потворствующей гиперпротекции и эмоциональном отвержении) отмечаются различные проявления неблагоприятных эмоциональных состояний у подростков на поведенческом уровне.

Выявленные индивидуально-типологические особенности необходимо учитывать при построении и проведении психологической работы по устранению неблагоприятных эмоциональных состояний. В настоящей работе синтезированы подходы различных авторов и предложена психологическая модель по преодолению неблагоприятных эмоциональных состояний у студентов первого курса, которая включает индивидуальную и групповую работу. Комплектование групп осуществлялось по принципу гетерогенности с точки зрения поведенческого компонента. В состав групп входили студенты с различными проявлениями эмоциональных расстройств - тревожно-фобическим и смешанным расстройством эмоций и поведения.

По результатам контрольных данных выявлены снижение уровня личностной тревожности у студентов, позитивные изменения в их эмоциональной сфере («исчезновение страхов», повышение фона настроения), улучшение социального функционирования, решение в ряде случаев коммуникативных проблем, повышение уверенности в себе.

В каждом конкретном случае работа по устранению неблагоприятных эмоциональных состояниях у юношей должна строится с учетом особенностей их проявления (фобических или поведенческих реакций) и сочетания общих, вариативно-групповых, индивидуально-специфических методов, а также формирование тренинговых групп на основе оптимального сочетания гетеро- и гомогенного подходов.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового  возраста. И  взрослые, и подростки  должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить  друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек,  полагаясь  на  свою  мудрость,  справляется  с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются  тогда, когда  дух терпит  крах. Незаживающая рана свидетельствует  о том,  что исцеление не наступило и она не затянулась  даже тонкой  кожицей.  Причиной  тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы  психологов  убеждает, что взрослые стремятся сделать все,  чтобы кризис подросткового возраста  прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения  подросткового  возраста  у  своих  детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и  злостном  хулиганстве. Если взрослого  во всем  ограничивать, то он, как и подросток, будет  сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков  вызваны  жаждой нежности, тепла  и  близости,  а повышенная агрессивность  - результат  отчаянного  желания  не выглядеть  слабым  и  зависимым).  Разрешение  и  серьезных  и пустяковых проблем  зависит от  того,  известны  ли  взрослым подходящие алгоритмы  их решений.  Если  они  знают  выход  из ситуации -  половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность,  взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Следует обращать внимание на перестройку характера  взаимоотношений и  общения взрослых  с юношами  и  девушками  в  сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

Литература

1. Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999 г.

2. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Психологическая служба, 1991 г.

Информация о работе Психологическое состояние и коррекции эмоциональной сферы юношей педагогического ВУЗа