Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 06:09, курсовая работа
К сожалению, не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он затрагивает. Из-за развода супругов часто страдают дети. Развод может вызвать у детей агрессивное поведение, состояние тревоги, растерянность. Такое происходит в первые несколько лет после развода. Но психологические проблемы могут остаться на всю жизнь: последствия детских переживаний после развода родителей могут привести к неуверенности в себе и к страху перед близкими отношениями с другими людьми. [1]
Для ребенка-дошкольника развод — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. И хотя большинство детей способны принять новую ситуацию в семье, приспособиться к новым условиям, последствия развода на детях, сказываются весьма травматично.
1. Введение.
2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника.
2.1. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
2.2. Влияние развода на психологическое состояние дошкольников.
2.3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников.
3. Заключение.
4. Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии образования |
Верхогляд Анастасия Евгеньевна | ||||||||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | ||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА
г. Уссурийск 2014г. |
Оглавление
Введение
К сожалению, не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он затрагивает. Из-за развода супругов часто страдают дети. Развод может вызвать у детей агрессивное поведение, состояние тревоги, растерянность. Такое происходит в первые несколько лет после развода. Но психологические проблемы могут остаться на всю жизнь: последствия детских переживаний после развода родителей могут привести к неуверенности в себе и к страху перед близкими отношениями с другими людьми. [1]
Для ребенка-дошкольника
Актуальность данного
Целю данной работы является
выявить как влияет ситуация
развода родителей на
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить
и проанализировать литературу
по проблеме развода супругов
и его влияния на ребенка-
2. Рассмотреть как влияет развод родителей на детей дошкольного возраста;
3.Обобщить
и систематизировать
Объектом исследования
Предметы исследования служат
влияние ситуации развода
Гипотеза нашего исследования: мы
предполагаем, что ситуация развода
родителей является сильным
2.1 Роль семьи в воспитании дошкольника
Семья для ребенка дошкольного возраста является первым и основным звеном то цепи, которая связывает его жизнь с общественной средой, что очень важно для становления личности ребенка. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье очень важно, ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное – любви и заботе. Семья, живущая в современном мире, не может существовать без связи с окружающим, жить только своей жизнью. Общественные интересы родителей, их любовь к труду, доброжелательное отношение к окружающим - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к идеалам, принципам общества. Малыш стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, тем правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Он начинает думать не только о себе, но и о других, дружить с остальными ребятами и взрослыми, помогать взрослым, быть честным и т.п.
Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, еще раз убеждаешься, как сильно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник очень восприимчив к различным воздействиям со стороны окружающих, очень эмоционален, склонен подражать. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – ведь ребенок еще плохо различает границы между этими понятиями.
На психику и поведение ребенка могут влиять как позитивные, положительные, так и негативные явления окружающей жизни. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны быть образцом для подражания. Для этого есть объективные условия: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых и многое другое.
Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также и другие индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые обязательно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого. Ему надо дать немного времени, что бы перестроиться, подготовьте его к этому.
Имеет значение и состояние здоровья ребенка.
В каждой семье, которая хочет хорошо воспитать своих детей, есть такие общие особенности, такие условия, которые важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.
Во-первых, особый эмоциональный характер семейного воспитания, который основанный на родственных чувствах, глубокой любви родителей к детям и наоборот, детей к родителям. Ребенок-дошкольник ежедневно ощущает заботу, ласку, семейное тепло, которые исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, то двойную заботу берет на себя, как правило, мать, но, не смотря на это, находятся и другие, любящие малыша, родственники или знакомые семьи.
Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, то есть оказывается односторонней (все ребенку, для ребенка и ничего от него) или очень непоследовательной (то балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции (НОТКИ) в поведении. В противном случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически сказывается на их духовном и нервно-психическом развитии.
Даже если у ребенка и есть семья, он все равно может жить фактически в одиночестве. Например, когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям зачастую не до детей. Свое время и силы они тратят совершенно на другое. В подобной ситуации педагогам и общественности нельзя пускать все на самотек, им следует помогать в воспитании детей.
Доказано, что чем больше мать и отец познают ребенка; организуют дома его занятия, отдых и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.
Взаимоуважение, согласие и доверие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь в том случае, когда родители сознательно преодолевают недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует делать ради детей.
Существует несколько факторов, которые оказывают большое влияние в воспитании ребенка-дошкольника.
Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Однако любовь эта обесценится, если она не будет нравственно значимой, созвучной идеалам нашей Родины.
Следующим фактором, несущим немаловажную роль и определяющим силу и стойкость семейного воспитания, является постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку) и стихийно (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику).
Дети в дошкольном возрасте всецело подражают своим папам и мамам, дедушкам и бабушкам, воспитателям и героям сказок. Часто можно узнать свою собственную интонацию в беседах с детьми, или обнаружить откровенное сходство в поведении с героем любимого мультфильма.
Это значит, что необходимо следить за собственной речью и действиями, как минимум. Не стоит плохо говорить о людях, совершать некрасивые поступки в присутствии детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет.
Третьим фактор семейного воспитания является возможность естественной включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, организация «воспитательной работы» старших дошкольников со своими младшими братьями, сестрами, изготовление с детьми каких-либо подделок, игрушек.
Интересным и полезным для воспитания дошкольника, сплачивающим всех членов семьи, может стать общий семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных игры, литературных конкурсов, хоровое пение, игра на инструментах и многое другое.
Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих одногруппников. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, командовать, но и подчинятся, идти на уступки.
Полноценное воспитание ребенок получает в хорошей, полноценной семье. Для ребенка-дошкольника в качестве семьи воспринимает то, что находится с ним под одной крышей, то, что входит в его «поле» общения. Это могут быть, не включая родителей, бабушку и дедушку, кошка, собака, телевизор, шкаф.
2.2. Влияние развода родителей на психологическое состояние дошкольников.
Исследователями доказано, что последствиями развода могут стать неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении – озлобленность, агрессивность, совершение неадекватных поступков. Эти отклонения могут носить как временный, так и постоянный характер, проявляясь на протяжении даже нескольких лет после расторжения брака.
По результатам долговременных психологических исследований, почти половина детей из разведенных семей в период взросления проявляют обеспокоенность, подавленность, неуверенность в своих способностях, а иногда и озлобленность. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится одним из тех событий, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке.
Дети боятся, что не смогут больше общаться с отцом или матерью, с теми членами семьи и друзьями, к которым они привыкли (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями).
Одним из самых больших опасений детей являются грядущие с разводом изменения. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Если же при разводе ребенок меняет место жительства – это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается детьми и расставание с любимыми животными.
Информация о работе Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста