Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

К сожалению, не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он затрагивает. Из-за развода супругов часто страдают дети. Развод может вызвать у детей агрессивное поведение, состояние тревоги, растерянность. Такое происходит в первые несколько лет после развода. Но психологические проблемы могут остаться на всю жизнь: последствия детских переживаний после развода родителей могут привести к неуверенности в себе и к страху перед близкими отношениями с другими людьми. [1]
Для ребенка-дошкольника развод — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. И хотя большинство детей способны принять новую ситуацию в семье, приспособиться к новым условиям, последствия развода на детях, сказываются весьма травматично.

Содержание работы

1. Введение.
2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника.
2.1. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
2.2. Влияние развода на психологическое состояние дошкольников.
2.3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая (Верхогляд).docx

— 40.15 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

 

 


 

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

 

 

Кафедра психологии образования


 

 

 

 

Верхогляд Анастасия Евгеньевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Студент гр. Б2215У       _____________

(подпись)

Руководитель  ст. преподаватель

_____________  Швец Ф.А.

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

подпись               И.О.Фамилия

« _____» ___________________  20  г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

подпись              И.О.Фамилия

 

«_____» ________________ 20   г.


г. Уссурийск

2014г.


Оглавление

 

  1. Введение.
  2. Влияние семьи на формирование личности дошкольника.
    1. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
    2. Влияние развода на психологическое состояние дошкольников.
    3. Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников.
  3. Заключение.
  4. Список литературы.

 

 

Введение

     К сожалению, не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он затрагивает. Из-за развода супругов часто страдают дети. Развод может вызвать у детей агрессивное поведение, состояние тревоги, растерянность. Такое происходит в первые несколько лет после развода. Но психологические проблемы могут остаться на всю жизнь: последствия детских переживаний после развода родителей могут привести к неуверенности в себе и к страху перед близкими отношениями с другими людьми. [1]

     Для ребенка-дошкольника развод  — это ломка устойчивой семейной  структуры, привычных отношений  с родителями, конфликт между  привязанностью к отцу и матери. И хотя большинство детей способны  принять новую ситуацию в семье, приспособиться к новым условиям, последствия развода на детях, сказываются весьма травматично.

     Актуальность данного исследования  может быть подтверждена статистическими  данными: за 2012 год в России на 1213598 браков пришлось 644101 разводов, т.е. 53% от общего числа заключенных  браков [2]. Ежегодно по причине  развода без одного из родителей (чаще отца) остается много детей. Принимая решение о расторжении  брака, родители должны хорошо  понимать какие последствия могут  быть у такого шага в отношении  не только самих бывших супругов, но и их детей. Родители должны  помнить: последствия развода сказываются  на ребенке довольно долго, проявляясь  даже в первые годы его взрослой жизни. А главное - когда родители разводятся, дети испытывают не только огромные психологические страдания, но и потерю очень важных социальных и духовных стандартов, таких как, понятие семья, брак, любовь, преданность и верность.

 

     Целю данной работы является  выявить как влияет ситуация  развода родителей на психологическое  состояние детей дошкольного  возраста.

     Для реализации поставленной  цели были выдвинуты следующие  задачи:

1. Изучить  и проанализировать литературу  по проблеме развода супругов  и его влияния на ребенка-дошкольника;

2. Рассмотреть как влияет развод родителей на детей дошкольного возраста;

3.Обобщить  и систематизировать рекомендации  по воспитанию детей, находящихся  в ситуации развода родителей.

 

     Объектом исследования являются  дети дошкольного возраста, родители  которых находятся в ситуации  развода или недавно пережили  развод.

     Предметы исследования служат  влияние ситуации развода родителей  на детей-дошкольников

     Гипотеза нашего исследования: мы  предполагаем, что ситуация развода  родителей является сильным травмирующим  фактором для ребенка, особенности  переживания которого проявляются  индивидуально.

 

2.1  Роль семьи в  воспитании дошкольника

Семья для ребенка дошкольного возраста является первым и основным звеном то цепи, которая связывает его жизнь с общественной средой, что очень важно для становления личности ребенка. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье очень важно, ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное – любви и заботе. Семья, живущая в современном мире, не может существовать без связи с окружающим, жить только своей жизнью. Общественные интересы родителей, их любовь к труду, доброжелательное отношение к окружающим - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к идеалам, принципам общества. Малыш стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, тем правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Он начинает думать не только о себе, но и о других, дружить с остальными ребятами и взрослыми, помогать взрослым, быть честным и т.п.

Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, еще раз убеждаешься, как сильно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник очень восприимчив к различным воздействиям со стороны окружающих, очень эмоционален, склонен подражать. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – ведь ребенок еще плохо различает границы между этими понятиями.

На психику и поведение ребенка могут влиять как позитивные, положительные, так и негативные явления окружающей жизни. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны быть образцом для подражания. Для этого есть объективные условия: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых и многое другое.

Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также и другие индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые обязательно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого. Ему надо дать немного времени, что бы перестроиться, подготовьте его к этому.

Имеет значение и состояние здоровья ребенка.

В каждой семье, которая хочет хорошо воспитать своих детей, есть такие общие особенности, такие условия, которые важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Во-первых, особый эмоциональный характер семейного воспитания, который основанный на родственных чувствах, глубокой любви родителей к детям и наоборот, детей к родителям. Ребенок-дошкольник ежедневно ощущает заботу, ласку, семейное тепло, которые исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, то двойную заботу берет на себя, как правило, мать, но, не смотря на это, находятся и другие, любящие малыша, родственники или знакомые семьи.

Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, то есть оказывается односторонней (все ребенку, для ребенка и ничего от него) или очень непоследовательной (то балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции (НОТКИ) в поведении. В противном случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически сказывается на их духовном и нервно-психическом развитии.

Даже если у ребенка и есть семья, он все равно может жить фактически в одиночестве. Например, когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям зачастую не до детей. Свое время и силы они тратят совершенно на другое. В подобной ситуации педагогам и общественности нельзя пускать все на самотек, им следует помогать в воспитании детей.

Доказано, что чем больше мать и отец познают ребенка; организуют дома его занятия, отдых и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

Взаимоуважение, согласие и доверие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь в том случае, когда родители сознательно преодолевают недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует делать ради детей.

Существует несколько факторов, которые оказывают большое влияние в воспитании ребенка-дошкольника.

Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Однако любовь эта обесценится, если она не будет нравственно значимой, созвучной идеалам нашей Родины.

Следующим фактором, несущим немаловажную роль и определяющим силу и стойкость семейного воспитания, является постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку) и стихийно (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику).

Дети в дошкольном возрасте всецело подражают своим папам и мамам, дедушкам и бабушкам, воспитателям и героям сказок. Часто можно узнать свою собственную интонацию в беседах с детьми, или обнаружить откровенное сходство в поведении с героем любимого мультфильма.

Это значит, что необходимо следить за собственной речью и действиями, как минимум. Не стоит плохо говорить о людях, совершать некрасивые поступки в присутствии детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет.

Третьим фактор семейного воспитания является возможность естественной включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, организация «воспитательной работы» старших дошкольников со своими младшими братьями, сестрами, изготовление с детьми каких-либо подделок, игрушек.

Интересным и полезным для воспитания дошкольника, сплачивающим всех членов семьи, может стать общий семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных игры, литературных конкурсов, хоровое пение, игра на инструментах и многое другое.

Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих одногруппников. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, командовать, но и подчинятся, идти на уступки.

Полноценное воспитание ребенок получает в хорошей, полноценной семье. Для ребенка-дошкольника в качестве семьи воспринимает то, что находится с ним под одной крышей, то, что входит в его «поле» общения. Это могут быть, не включая родителей, бабушку и дедушку, кошка, собака, телевизор, шкаф.

 

 

2.2. Влияние развода родителей на психологическое состояние дошкольников.

 

Исследователями доказано, что последствиями развода могут стать неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении – озлобленность, агрессивность, совершение неадекватных поступков. Эти отклонения могут носить как временный, так и постоянный характер, проявляясь на протяжении даже нескольких лет после расторжения брака.

По результатам долговременных психологических исследований, почти половина детей из разведенных семей  в период взросления проявляют обеспокоенность, подавленность, неуверенность в своих способностях, а иногда и озлобленность. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится одним из тех событий, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что  дети  из разведенных семей, повзрослев,  чаще испытывают трудности в браке.

Дети боятся, что не смогут больше  общаться с отцом или матерью, с  теми членами семьи и друзьями, к которым они привыкли (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями).

Одним из самых больших опасений детей являются грядущие  с разводом изменения. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям.  Если же при разводе ребенок меняет место жительства – это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается детьми и расставание с любимыми животными.

Информация о работе Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста