Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:18, доклад
Реклама - неотъемлемый атрибут современной цивилизации. Без ее существования мир был бы не таким, каким мы привыкли его видеть. Без рекламы не обходится ни одно более или менее успешное коммерческое предприятие, вне зависимости от его масштаба и объема продаж, ведь реклама как один из факторов нашего времени воистину является двигателем торговли.Мы сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу - везде, где бы мы не находились мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах.
Психологическое воздействие телерекламы на детей.
Реклама - неотъемлемый
атрибут современной
Прочитав эту книгу, я
поняла, что современная телевизионная
реклама оказывает значительное
влияние на мотивационную сферу
детей: стереотипизирует поведение, формирует
морально-этические нормы
Согласно современным воззрениям, в мозгу
человека протекают процессы верификации
информации, т.е. определения ее достоверности.
Любой живой организм постоянно атакует
огромное количество разнообразных, иногда
противоречивых сигналов. Они несут в
себе информацию о происходящем как во
внешней, так и во внутренней среде. У человека
вся информация подвергается логической
(сознательной) или автоматической (бессознательной)
оценке с точки зрения ее достоверности
и значимости. Благодаря этому он ограждает
себя от реагирования на ненужные сигналы,
которые несут несущественную либо ложную
информацию.
Восприятие информации без ее критической
переработки как раз и свойственно маленьким
детям. В этом возрасте это биологически
целесообразно. Человеческий мозг как
губка впитывает любую информацию, ведь
она может понадобиться ему в будущем.
Лишь в дальнейшем, по мере накопления
жизненного опыта и развития логического
мышления, воспринимаемое начинает подвергаться
критическому анализу.
Не секрет, что большинство взрослых телезрителей
не любит смотреть рекламные ролики. Бесконечное
повторение одной и той же рекламы быстро
приводит к эффекту "перекорма". Обилие
рекламных вставок во время просмотра
телепрограмм и однотипные сюжеты вызывают
раздражение. Отсюда бич всех рекламистов
— быстрое переключение телевизора с
одной программы на другую, к которому
прибегают, чтобы не смотреть рекламу.
После широкого распространения «пультов»это
явление вообще приобрело тотальный характер.
Едва ли не большинство взрослых телезрителей,
не желая смотреть рекламный блок, переключает
телевизор.
А у маленьких детей практически отсутствует
чувство раздражения из-за однотипных
рекламных клипов, которые повторяются
бесконечно. Один и тот же телеролик они
готовы смотреть многократно и с неослабевающим
интересом. Малыши от 4 до 6 лет, а вовсе
не платежеспособные взрослые продолжают
смотреть телевизор во время трансляции
рекламных блоков.
А каковы представления детей о назначении
рекламы?
Наибольшей популярностью пользуется
реклама продуктов питания, напитков,
игрушек .Реклама спорта и реклама с участием
животных нравится не многим. Следующие
по популярности - рекламные заставки,
"места для детей", реклама мультфильмов.
Небольшое количество детей любят такие
сферы, как косметика, реклама фильмов,
бытовая техника.
Телевизионная реклама, безусловно, влияет
на детей различных возрастных групп,
особенно дошкольников и младших школьников.
По мнению родителей, большинство детей
узнает рекламные ролики по визуальному
ряду, звуковому сопровождению, воспроизводят
отдельные высказывания, выражения, мелодии.
Тем не менее, дети не прерывают свою деятельность
из-за рекламы, не предпочитают рекламу
другим передачам.
Маленьких детей в первую очередь привлекает
движение на экране и яркая картинка, а
не смысл рекламного сообщения, — считают
психологи. — Поток смысловой информации
воспринимается ими бессознательно. Это
основано на физиологической особенности
восприятия: внимание человека фокусируется
на изменениях в окружающем пространстве,
а не на том, что неизменно. Без дополнительного
волевого усилия человек не может долго
концентрироваться на стационарном объекте.
Накапливается усталость и внимание переключается
самопроизвольно. И наоборот — чем больше
изменения, тем сильнее внимание к ним.
Современная реклама характеризуется
динамичностью. Интенсивность сменяемых
друг друга образов очень высока. Однако
взрослый, имея достаточно развитую волю
и сформированное критическое мышление,
при желании легко "отстраивается"
от мельтешения рекламных картинок на
экране и запросто переключается на другую
программу. Ребенок же полностью подпадает
под власть рекламы. В рекламных клипах
визуальные образы меняются настолько
быстро, что внимание ребенка просто не
успевает уставать и послушно следует
за ними. Поэтому, о каком бы товаре не
шла речь, ролики, напрямую обращенные
к детям, отличаются быстротой, яркостью
и неизменной "веселостью", никогда
не сообщая информации о продукте как
таковом.
Данное явление отнюдь не исчерпывается
только биологическими процессами. Физиологические
особенности детского восприятия всегда
ложатся на процесс социализации ребенка
(его адаптацию в социуме), начало которой
приблизительно совпадает с началом обучения
в школе и, соответственно, — на большую,
практически без малейшей критичности,
доверчивость детей к взрослым, в первую
очередь к родителям и учителям. Поэтому
воздействие соответствующе организованной
массированной информации на ранних этапах
социализации индивида очень велико. Часто
оно таково, что, как показывают результаты
исследований, никакие, даже самые убедительные
новые данные о конкретном объекте в дальнейшем
не способны существенно повлиять на сформировавшееся
на основе впечатлений детства отношение.
Недаром говорят, что детские впечатления
— самые сильные.
Учитывая вышеуказанные особенности детской
психики, можно не только с ранних лет
убедить вас в том, что, например, "Кока-кола"
действительно лучше "Пепси". Этим
активно пользуется не только коммерческая,
но и политическая реклама/пропаганда.
Во все века правители знали, что формировать
любовь к очередному "Великому вождю
и учителю" нужно с младенческого возраста.
Часто родители не могут отказать ребенку,
боясь негативных последствий. А вдруг
ребенок решит, что родители его не любят?
Или у него разовьется депрессия, появится
комплекс неполноценности, потому что
у него или у нее не будет тех вещей, которые
есть "у всех нормальных мальчиков и
девочек"?
Формированию таких детских комплексов
активно способствует сама реклама.
Не удивительно, что дети и подростки являются "лакомым кусочком" для многих производителей и рекламодателей. Даже если ребенок не принимает решение, то он умеет убедить своих родителей в том, что нужно купить. Причем около 50% этих просьб выполняется. Из-за этого нередко в семьях возникают конфликты: ребенок просит и даже требует то, что он видел в рекламе, а взрослые не могут или не хотят это выполнить.
Однозначно вредна
реклама алкогольной продукции
и табака.
Нередко реклама делает ребенка более
агрессивным и раздражительным, так как
многие рекламные ролики повторяются
слишком часто, прерывают интересные фильмы
или мультики.
Многочисленная реклама средств по уходу
за телом, волосами и пр. очень часто навязывает
стереотипные эталоны красоты, которые
и так достаточно раскручены в журналах
о красоте и моде, в кино и т.д. Когда изо
дня в день на экране демонстрируют сценки
из жизни, в которых "у нее волосы не
густые, не пышные – она недостойна внимания"
или "у него прыщик на лице соскочил
– ему вообще лучше из дома не выходить",
как себя будет чувствовать подросток,
для которого его внешность в данный момент
имеет не последнее значение, а в жизни,
к сожалению, справиться с недостатками
внешности так просто, как в рекламном
ролике? Вот она, благодатная почва для
комплексов и неуверенности в себе.
На детей младшего возраста воздействуют
образы старших подростков. Они стремятся
скорее стать взрослыми, добиться признания
и уважения у друзей и родителей. Поэтому
малыши пытаются быть похожими на ребят
(старших на 2-3 года) из рекламных роликов,
используя такую же одежду, продукты питания
или средства личной гигиены, потому что
это "круто"
Положительную реакцию
у детей постарше и у подростков
вызывают образы кумиров – известных
футболистов, актеров или музыкантов,
которым они стремятся
Сейчас образы известных, успешных людей
(актеров, спортсменов) стали использовать
не только в рекламе товаров потребления,
но и в социальной рекламе, направленной
на борьбу с алкоголизмом, табакокурением,
наркоманией. Есть надежда, что эта реклама
даст хоть какие-то положительные результаты.
Вообще, социальной рекламы становится
все больше и больше, и это не может не
радовать, поскольку она заставляет задуматься,
несет в массы неискаженную мораль.
Часто в рекламе можно наблюдать различные
ситуации взаимоотношений между людьми.
Причем всех поколений и возрастов. И эти
сцены воспринимаются детьми и подростками,
как эталоны, на которые нужно ровняться.
И далеко не всегда эти эталоны соответствуют
истинным нормам морали. К примеру, один
рекламный ролик шоколадных батончиков
демонстрировал, как легкомысленно и без
малейшего расстройства молодой человек,
расставшись из-за ссоры со своей девушкой,
тут же находит новую подружку. Хотя, надо
отдать должное, все чаще появляются рекламные
ролики, в которых родители-дети-бабушки-дедушки
подают пример добродушных, уважительных
взаимоотношений.
Многие родители считают, что реклама влияет на детей негативно. А что же говорят психологи по этому поводу?
Они не дают однозначного
ответа. Это связано и с тем,
что сами психологи сегодня востребованы
индустрией рекламы. Они активно
помогают рекламодателям разрабатывать
способы воздействия на детей, направленные
на то, чтобы заставить последних
покупать товары. То, что психологи
прекрасно справляются с
Сторонники первой утверждают, что реклама
не оказывает какого-либо негативного
влияния на психику ребенка. Максимум,
чего она может достичь — это заложить
культурологические посылки на будущее.
В общем, ничего страшного с детьми не
случится. Среди психологов, активно работающих
в рекламе, распространено мнение, что
моральный аспект проблемы сильно преувеличен.
Да, реклама зачастую лжива, — признают
они. Поэтому дети с самого раннего возраста
должны учиться отличать рекламу от реальной
жизни. Это является обязательным элементом
взросления — научиться понимать, кому
и чему можно доверять. А учить должны,
семья и школа, а не реклама. Кроме того,
современная реклама является частью
социализации ребенка, с ранних лет учит
его ориентироваться во взрослом мире
товарно-денежных взаимоотношений.
Вторая группа психологов резко критикует
такой подход. Приводятся следующие аргументы.
Сегодня рекламодатели и рекламщики стараются,
как можно раньше начать формировать "материальные"
установки, а это может привести к тому,
что дети, вырастая, будут оценивать свою
значимость, исходя из того, чем они владеют,
а не из своих личностных качеств. Это
приведет к появлению множества психологических
комплексов в будущей взрослой жизни.
Также много специалистов считают, что
тотальный информационно-рекламный прессинг
мешает развитию умственных способностей
у детей. Их сознание постепенно начинает
исполнять роль хранилища штампов и стереотипов,
которые воспроизводятся в том же виде,
в котором были получены из масс-медиа.
Процесс критического осмысления информации
отсутствует.
Без сомнения, реклама,
особенно телевизионная, оказывает
формирующее воздействие на мотивы
и мотивацию поведения у детей
и подростков.
Высокая степень психологического влияния
посредством рекламы на формирующуюся
личность показывает необходимость разработки
и введения соответствующих этических
и юридических нормативов и ограничений
в рекламной деятельности, уменьшения
телевизионного рекламного времени.
Информация о работе Психологическое воздействие телерекламы на детей